«В этом году государство показало, что может отладить ЕГЭ»
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал в интервью телеканалу «Москва 24» об уровне подготовки абитуриентов этого года, самых востребованных специальностях и карьере выпускников Вышки.
— Ярослав Иванович, как вы оцениваете уровень нынешних абитуриентов и какова эффективность нынешней версии ЕГЭ?
— В этом году формально экзамены проводились те же самые, а вот к организации ЕГЭ Рособрнадзор впервые за много лет подошел принципиально. И по каждому предмету результаты сдававших в среднем были на 5-10 баллов ниже, чем, например, в прошлом году. Расстраиваться по этому поводу точно не надо, потому что все это произошло за счет уменьшения липовых оценок. Приятно, что Москва, как и прежде, показала высокие результаты, и показала их как всегда принципиально: как удаляли списывающих — так и удаляли, а вот другие раньше не удаляли — но в этом году их заставили.
— Правильно ли я понимаю, что по Москве результаты принципиально не изменились?
— По Москве результаты несколько упали, но они упали меньше, чем по другим регионам России. Москва вырвалась вперед. Важны ведь относительные результаты, потому что абсолютная оценка каждый год меняется, по-другому калибруют ЕГЭ. Вот относительная доля москвичей увеличилась, это очень хорошо и приятно. Приятно то, что мы вели себя честно эти годы как образовательная система, и в итоге мы и жители Москвы оказались вознаграждены за это.
Второе новшество — победители и призеры олимпиад в этом году должны были подтверждать свои результаты высоким ЕГЭ, чтобы их зачислили без вступительных экзаменов. Это относительно сократило количество участников олимпиад, которые получили право зачисления без вступительных экзаменов, и даже увеличило число мест для ЕГЭшников на ряде факультетов. И мне кажется, что качество абитуриентов никак не ухудшилось, а по некоторым дисциплинам, например, по информатике, улучшилось. Единственный пока вопрос у меня — это история. По истории видно, что сдали в целом по стране значительно хуже, чем в прошлом году.
— Вы это с чем связываете?
— Может быть, с тем, что просто предложили другие измерительно-контрольные материалы, более серьезные, может быть, с более неординарными вопросами. К ним меньше готовились. Наверное, так.
— Получается, что там, где баллы уменьшились, связано это в основном с наблюдением и с тем, что Рособрнадзор внимательно следил за тем, как сдают?
— Да, я думаю, что в этом году государство показало, что оно все-таки может ЕГЭ отладить, и что значительная часть претензий — это претензии к конкретным чиновникам, а не к ЕГЭ как таковому.
— А если говорить конкретно про Высшую школу экономики, насколько изменился проходной балл на разных факультетах?
— Где-то вырос. Таких факультетов немного, но они есть: это в первую очередь компьютерные науки. Где-то упал на 10-20 баллов, где-то упал даже баллов на 40 (у нас 4 экзамена, это и есть 10 баллов на экзамен). Сильнее всего он упал на гуманитарных предметах, я уже сказал, почему — из-за плохо сданной истории в целом по стране, и сильнее всего вырос на компьютерных науках.
— Интересно, какие специальности оказались самыми востребованными?
— Те же самые компьютерные науки. Если вы помните, мы с «Яндексом» создали факультет компьютерных наук в этом году, и на него пришло олимпиадников в полтора раза больше, чем бюджетных мест. Мы посоветовались и всех их зачислили. Выделили еще порядка 35 бюджетных мест для ЕГЭшников, так что у нас там на примерно 200 бюджетных мест 233 студента. Будем их учить за свои деньги: мы дополнительное финансирование не получаем, но я считаю, что это наша обязанность, если пришли такие сильные люди.
— Не получится так, что у нас компьютерщиков, программистов в какой-то момент станет очень много, как, помните, было когда-то с юристами, финансистами?
— Хороших специалистов всегда мало. А по поводу юристов, финансистов… Это ведь люди, которые выпущены с соответствующим дипломом, но ничего не умеют. Выпускается огромное количество людей с дипломами экономистов, юристов и так далее, причем люди из года в год идут в непрофильные вузы, считая, что там их обучат на экономиста. Это ведь вранье, не обучат их там на экономиста. Зачем обманываться — они просто не получают там нормальной подготовки. Лучше осмотреться, пойти учиться на инженера, на учителя. Это абсолютно нормальный заработок сейчас, абсолютно нормальная карьера. В России чрезмерно большое количество студентов — экономистов и юристов, их 35% от всего количества студентов (сейчас у нас 6 млн. студентов, вы посчитайте, юристов и экономистов получается 2 млн.). Ни одна экономика не нуждается в таком их количестве. Что касается специалистов по компьютерным наукам, я считаю, что их в стране еще не хватает.
— Что касается дальнейшей карьеры. Вот закончили студенты ВШЭ — и что дальше? У вас же наверняка есть сведения и данные.
— Сейчас часто говорят, что студенты переориентировались, перестали идти в бизнес, перестали идти в реальный сектор. У нас как шли в бизнес и в реальный сектор, так и идут. Несмотря на то, что ВШЭ — университет при правительстве, чиновниками становятся примерно 15% наших студентов, а около 80% идут в реальный сектор, в бизнес, в частные компании, и я считаю, что это хорошо. Довольно большая доля студентов развиваются как предприниматели. У нас есть довольно мощный и известный бизнес-инкубатор, который поддерживает такого рода проекты, часть из них становится на ноги.
— А как у вас строится обучение в институте, какие-то новшества есть?
— Наше обучение довольно многим известно как жесткое. Вышка — очень серьезный вуз.
— Это было всегда, это не новость.
— К сожалению, на фоне многих вузов это что-то новое. Это печально, что я говорю об этом, как об основном отличии, я не должен был бы этого делать, но, к сожалению, у нас в двух третях вузов студенты начинают со второго-третьего курса работать, перестают учиться. В Вышке это просто невозможно сделать по той простой причине, что ты вылетишь. Многие говорят, что мы лишаем студентов свободной жизни, а я считаю, что мы делаем им благо, потому что когда они выпустятся, когда будут работать, им никто не простит расслабленного отношения.
Реальная новация в Вышке — самостоятельный выбор студентов. В МГУ и у нас начались в прошлом году крупные эксперименты по расширению доли выбора курсов студентом. Студенты уже взрослые люди, и они записываются на курсы свободно с разных других факультетов и расширяют свой кругозор.
— А насколько это эффективно? Вы говорите, студенты — взрослые люди, но взрослые, скажем так, относительно.
— Я думаю, что студенты все-таки взрослые люди. У нас даже старшеклассники имеют сейчас, по новому закону об образовании, довольно большой выбор, они выбирают курсы: 4-5 часов в неделю для 10 класса — это много. А студенты должны где-то треть курсов выбирать.
— И в завершении не могу не спросить вас о конкурентоспособности российских вузов. Что делается в вашем университете для этого? Это сейчас острая тема.
— Конкурентоспособность вуза измеряется просто. Вуз от техникума отличается тем, что в нем преподают ученые, что в нем занимаются наукой. Мы очень активно развиваемся как исследовательский университет и как проектно-исследовательский университет, который реализует реальные проекты что в экономике, что в компьютерных науках. И наши студенты работают в исследовательских лабораториях, работают с ведущими учеными, и мне кажется, что это самое главное условие конкуренции. Это стратегическое вложение не только в международное положение ВШЭ, но в то, что мы можем дать для своей, российской экономики.
Источник: «Москва 24»
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стартовала Международная партнерская неделя
20 мая
НИУ ВШЭ подписал соглашения о сотрудничестве с ведущими вузами КНР
8 мая
Сергею Пекарскому — 50!
16 мая
«Сейчас вся экономика перестраивается, опираясь на данные»
22 мая
5 признаков, что Вам мешает старая травма. И как это можно изменить - бережно и без ретравматизации?
Сценарии повторяются, хотя мы стараемся «делать всё по-другому». Иногда это — следствие травмы , о которой вы даже не подозреваете.
29 апреля
Вам также может быть интересно:
МИЭМ ВШЭ открыл «Студенческую гостиную для абитуриентов магистратуры» на канале YouTube
Каждый выпуск «гостиной» посвящен одной из магистерских программ МИЭМ. Гостями канала выступают академические руководители программ, студенты, представители компаний-партнеров. Траектория поступления, требования к портфолио, предметная область образовательных программ, портрет абитуриента, проектная работа в магистратуре, профессиональные перспективы выпускников — главные темы нового цикла в рамках «Студенческой гостиной МИЭМ».
Как получить приглашение в магистратуру до начала приемной кампании — 2023
1 февраля открылся прием заявок на участие в конкурсе «Раннее приглашение к поступлению», который предоставляет возможность стать студентом магистратуры НИУ ВШЭ раньше, чем начнется основной этап приемной кампании. Новостная служба «Вышка.Главное» знакомит с правилами участия и рассказывает, что получают победители.
«В нашей системе образования переход школа — вуз один из самых обустроенных в мире»
В последний день работы ПМЭФ прошла публичная дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты» с участием ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова. Эксперты обсудили, как улучшить ЕГЭ, сделать поступление в вузы более справедливым и эффективным.
Ярослав Кузьминов: «Российский ЕГЭ — один из самых креативных в мире»
Российская независимая система оценки образовательных результатов, которая служит пропуском в высшее учебное заведение, — одна из самых лучших и креативных в мире. Такое мнение на площадке ПМЭФ-2021 в интервью руководителю ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгению Сжёнову высказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. 5 июня он примет участие в дискуссии «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты», которая пройдет в рамках деловой программы форума.
Вышка начинает прием заявок на обучение от иностранных абитуриентов
Иностранные граждане и лица без гражданства, которые хотели бы поступить в бакалавриат или магистратуру НИУ ВШЭ в 2020 году, уже сейчас могут подать онлайн-заявку на обучение в университете.
Утверждены правила и контрольные цифры приема в НИУ ВШЭ в 2020 году
В московском кампусе абитуриентам 2020 года выделено в бакалавриате 2365 бюджетных мест и 64 места за счет собственных средств НИУ ВШЭ, а также в магистратуре 2368 бюджетных мест и 89 мест за счет средств НИУ ВШЭ. При этом Вышка открывает ряд новых образовательных программ.
«В Вышку пришли более 1000 победителей и призеров олимпиад школьников»
До окончания приема документов в бакалавриат Высшей школы экономики остается десять дней. О ходе приемной кампании рассказал новостной службе портала проректор Вячеслав Башев.
Начинается заключение договоров для абитуриентов бакалавриата
1 июля в Вышке начинается заключение договоров на большинство программ бакалавриата (специалитета). Напоминаем, что такое критерии заключения договоров, каковы сроки для разных программ и почему стоит заключить договор, даже если вы рассчитываете попасть на бюджетное место.
«В Вышке главный человек — студент»
20 июня в Вышке стартовала приемная кампания. Мы поговорили с первым подавшим документы абитуриентом. Им стал 17-летний московский школьник Фома Шипилов. Среди его достижений — красный аттестат, второй взрослый разряд по биатлону, а главное, победа на четырех олимпиадах, что позволило ему поступать в ВШЭ без вступительных испытаний.
Почему Вышка?
Огромный конкурс для абитуриентов, трудная учеба для поступивших. Так почему же выбирают наш университет? Сегодня на этот вопрос отвечают руководители, преподаватели и студенты ВШЭ.