• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология и история: обоюдный интерес

В ВШЭ прошла международная летняя школа ИГИТИ «Интеллектуальная история и социология знания: между общими моделями и частными кейсами». Исследователи из России, Англии, Франции, Венгрии, США, Германии обсуждали общие механизмы развития социогуманитарного знания, его прогресса и упадка в течение последних двух веков.

Социологические методы и историческая реальность

По словам одного из организаторов мероприятия, ведущего научного сотрудника ИГИТИ Александра Дмитриева, школа стала попыткой, с одной стороны, показать, как можно применить концептуальный аппарат классической и новейшей социологии для изучения исторического материала, а с другой — продемонстрировать, что история социальных дисциплин — это перспективное поле применения и совершенствования методов интеллектуальной истории. Ведь сама интеллектуальная история — сложная отрасль «большой» истории, она включает в себя и историю отдельных людей, и историю научных или политических идей, и историю институтов (университетов, академий).

Открывая школу, директор ИГИТИ Ирина Савельева отметила, что синтез интеллектуальной истории и социологии науки маловероятен в ближайшем будущем, однако их диалог может быть продуктивен для каждой из дисциплин. Очевидный спрос на социологию в среде историков и встречный интерес к истории знания среди социологов, особенно интересующихся теоретическими проблемами или историей своей дисциплины, отмечали все участники школы.

Исследования идей и интеллектуалов

Общую картину истории изучения интеллектуальной деятельности представила Жизель Сапиро, директор Европейского центра социологии и политических наук (Франция). В своих исследованиях она использует социологический подход. По мнению французской исследовательницы, социология интеллектуальной истории может выступать в качестве моста между различными направлениями в исследованиях идей и интеллектуалов. Эта работа уже ведется в рамках масштабного проекта «Международное сотрудничество в области гуманитарных и социальных наук».

Примером успешного применения социологического инструментария к решению исторических задач является исследование Патрика Бэрта (Кембриджский университет), который представил анализ биографии Жана-Поля Сартра второй половины 1940-х годов. На примере этого французского философа профессор Бэрт продемонстрировал, как интеллектуальные интервенции позволяют авторам позиционировать себя в интеллектуальной и политической деятельности. Бэрт предложил обратить внимание не на то, что говорит интеллектуал, а на то, как он создает вокруг себя сообщество. Таким образом, успех той или иной интеллектуальной интервенции определяется тем, удалось ли интеллектуалу создать вокруг себя среду, способствующую распространению его идей.

Профессор РГГУ Сергей Зенкин в своем выступлении говорил о статусе идей в литературных произведениях. По его мнению, литература обращается с идеями по-своему — она приводит их в движение, вводит в жизнь, радикализирует, часто доводя до предела и абсурда.

Интеллектуалы и власть

Часть докладов была посвящена биографиям ученых и осмыслению их наследия (речь шла о таких разных фигурах, как Роберт Мертон, Герберт Маркузе и Хельмут Шельски). Важной темой стали отношения интеллектуалов с властью, в частности, работа в государственных структурах параллельно с академической карьерой.

В докладе Александра Бикбова (Центр Мориса Хальбвакса во Франции) речь шла о феномене «двойного членства» советских ученых в академических и партийных организациях. Автор показал, что мертоновская идея ученого, который действует в благоприятном, демократическом контексте исходя только из собственных интеллектуальных побуждений, не универсальна. В частности, она не работает в случае советской социологии, развитие которой гораздо лучше объясняется не существованием научных институций, а двойным членством ведущих советских социологов. (С одной стороны, они участвовали в работе различных академических структур и центров, а с другой — занимали различные позиции в партийных органах и разрабатывали свои теории, отвечая на идеологические запросы государства).

Тема этого доклада перекликалась с исследованием немецкого историка Тима Мюллера о Герберте Маркузе и институциональных условиях его успеха. Парадоксальным образом неомарксистские (леворадикальные) исследования Маркузе были тесно связаны с рождающейся в 1950-е годы американской советологией, ориентированной на установки «холодной войны».

Григорий Юдин* (ВШЭ) представил интеллектуальную биографию Гельмута Шельски (бывший член НСДАП, декан первого факультета социологии в Германии в 1960-х годах). По мнению Юдина*, фигура Шельски является ключевой для немецкой социологии — он прошел через несколько этапов понимания роли социолога в обществе. Начав с социологии как разновидности социальной истории, в 1940-е он увлекся эмпирической социологией, а в конце жизни заявил о себе как об «антисоциологе». Его научная биография иллюстрирует путь, который прошла немецкая социология в XX столетии.

Научная репутация, «туземная» наука и исследовательские программы

В рамках специального семинара состоялось обсуждение тезисов новой книги Криса Донохью «Формы рассуждения: от социального отбора к социальной биологии и биосоциальной антропологии». Участники семинара обсудили понятие «социального отбора» (social selection) в науках о человеке конца XIX–XX веков и границы его применимости.

Затем Крис Донохью показал, как переосмысливались идеи интеллектуалов XIX века. По мнению докладчика, мыслители этого периода должны рассматриваться особым образом (в отличие от авторов ХХ столетия, которым традиционно уделяется больше внимания). Ведь ученые XIX столетия часто не имели возможности участвовать в сотворении своей репутации, ответить своим критикам или опровергнуть неверную трактовку своих идей.

Социологический анализ современной организации науки был представлен профессором Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаилом Соколовым. Он говорил о двух возможных полюсах развития «локальной» социальной науки в России — «туземном» и «периферийном». В первом случае преобладают квазиоригинальные идеи и собственные, изолированные аудитории, во втором же — ученые исходят из ориентации на зарубежных коллег и обрекают себя на вторичное производство идей.

Выступление Кристиана Флека (Университет Граца) представляло собой манифест тщательного измерения и анализа инструментов социальных наук. В качестве параметров измерения автор предложил рассматривать использование социологических понятий в СМИ, динамику их появления в базах Гугл (google books) и то, как они попадали и исчезали в разные издания энциклопедий по общественным наукам (от 1950 до 2000-х годов).

Заключительным этапом летней школы стало обсуждение влияния программы STS («Исследования науки и техники»), появившейся в начале 1970-х годов, на развитие социологии. Этой теме были посвящены выступления Андрея Кожанова (НИУ ВШЭ), для которого STS — объект социологического анализа, и Роджера Смита (Университет Ланкастера), который как историк науки ищет причины появления в 1960--1970-х годах новых исследовательских программ. Оба доклада, несмотря на разницу в подходах, констатировали преемственность программы STS с предшествующей философией науки.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Видео и фоторепортаж

* Григорий Юдин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми

Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.