• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускник факультета математики об alma mater и аспирантуре в Leiden University

Павел Соломатин — один из первых выпускников факультета математики НИУ ВШЭ. Он успешно окончил бакалавриат и магистратуру, после чего поступил в аспирантуру Leiden University, где сейчас занимается исследованиями в области теории чисел под научным руководством Барт де Смита (Bart de Smit).

— Почему вы решили поступать на факультет математики Вышки?

— Откровенно говоря, у меня нет ясного ответа на этот вопрос. Со средней школы я знал, что хочу заниматься математикой, но когда я поступал в университет в 2008 году, факультет математики ВШЭ только-только создавался. Мы были первые студенты факультета. Естественно, никакой информации о том, как и чему будут учить на факультете, ни у кого из абитуриентов не было. Более того, семь лет назад практически никто из моих знакомых не знал о существовании ВШЭ. Поэтому мой выбор не более чем случайность. Я просто сдал все экзамены, увидел свою фамилию в списках и отнес оригиналы документов в приемную комиссию.

— Повлияла ли учёба в Вышке на выбор жизненного пути? Что вам больше всего запомнилось за время вашего обучения?

— Безусловно, да: если бы в моей жизни не было факультета математики, то никакой речи о занятии математикой и быть не могло. Большая часть людей, которые учились со мной в школе, спокойно поступили на технические факультеты ведущих российских вузов. Только из моего класса в московский университет пошли учиться 7 человек. К сожалению, сейчас практически никто из них не хочет заниматься наукой. В то же время, на факультет математики из 179 школы в тот год поступило пять человек. Закончили факультет трое, и все трое сейчас, так или иначе, вполне серьезно занимаются математикой.

— О ком из преподавателей вы до сих пор вспоминаете?

— Я вспоминаю всех людей, которые меня учили. Особенно теплыми словами тех, кто преподавал на первых курсах: С.М. Львовского, Ю.М. Бурмана, Г.Л. Рыбникова, О.В. Шварцмана и многих-многих других.

— Где вы продолжили свое обучение после окончания бакалавриата? Какие направления математики вам наиболее интересны? Когда вы решили, что вам интересны именно они?

— После бакалавриата я продолжил обучение в магистратуре факультета математики. Мне интересны различные разделы математики, но главной областью моих интересов является теория чисел. Я понял, что хочу заниматься арифметикой, еще на младших курсах бакалавриата, благородя своему научному руководителю Алексею Ивановичу Зыкину, с которым мы работали с момента его прихода на факультет, с 2009 года, и вплоть до моего отъезда.

— Какие требования предъявляли к вам при поступлении в аспирантуру? Какие знания и навыки пригодились вам в аспирантуре и чего явно не хватало?

— Для большинства западных аспирантур требования вполне стандартные: знание предмета и желание учиться. Формально это выражается в большом наборе документов, который включает себя: резюме, рекомендации профессоров, выписки с оценками, языковой сертификат, всевозможные околонаучные труды и так далее. В процессе поступления пришлось пройти пару собеседований. Что касается знаний и навыков, которых мне не хватало, то здесь мне довольно сложно ответить. Вроде бы особых проблем пока не было.

— Расскажите об университете, в котором вы учитесь, какой научной проблемой занимаетесь?

— Я учусь в Лейденском университете. Лейден — это небольшой город в Нидерландах, который расположен прямо между Гаагой и Амстердамом. Сам университет имеет богатую историю: он был основан в 1575 году. Задача, которую я решаю, касается L-функций различных представлений абсолютной группы Галуа глобальных полей. На более понятном языке для широкой публики можно сказать, что моя задача является арифметическим аналогом следующей классической геометрической проблемы: можно ли услышать форму барабана, более формально: можно ли восстановить поверхность, зная спектр оператора Лапласа на ней.

— Как проходит обучение? Чем оно отличается от обучения в Вышке?

— Большую часть времени я работаю над своей задачей. Лейден оказался хорошим местом для тех, кто интересуется теорией чисел. Больше половины людей на факультете занимаются арифметикой, поэтому если у тебя возникает какой-то вопрос арифметической природы, ты всегда можешь найти нужного специалиста, который поможет тебе быстро войти в курс дела. Если сравнивать западную и российскую школы, то я бы сказал, что каждая из школ по-своему хороша, но для разных ступеней образования. В бакалавриате ВШЭ дают очень серьезную базу, на мой взгляд, гораздо более содержательную, чем в большинстве западных университетов. Зато, хороших аспирантских школ (в широком смысле этого слова) в Москве по многим разделам математики просто нет. Мне кажется, тут будет сложно кардинально исправить ситуацию силами одной Вышки.

— Часто ли вы видитесь с однокурсниками?

— С некоторыми товарищами я встречаюсь периодически, хотя со многими получается видеться гораздо реже, чем того хотелось бы. Около 10 человек уехали учиться и работать на другой материк, преимущественно в Америку. Многие уехали из Москвы обратно в города, в которых они выросли. Да и сам я сейчас не очень много времени провожу в Москве.

— Бывает ли у вас, помимо учебы, свободное время? Чем Вы занимаетесь?

— Свободного от занятий времени хватает, но не могу сказать, что его много. По-возможности стараюсь поддерживать себя в нормальной физической форме. Занятия спортом помогают снять умственное напряжение, накопленное за день.

— Какой совет вы бы дали будущим поколениям математиков Вышки, нынешним студентам?

— Учитесь только для себя. Не ради оценок, стипендии, похвалы со стороны учителей или родителей. Это все не имеет никакого смысла. Ставьте себе свои задачи и пытайтесь искать на них ответы, постарайтесь найти что-то свое, что по-настоящему вас цепляет. Главное, чтобы вам самим было интересно. Иначе занятия математикой превратят вашу жизнь в невыносимую пытку.

— Вы не жалеете, что выбрали эту сферу деятельности?

— По-моему, нельзя об этом жалеть: ты либо занимаешься наукой, либо нет.

— У вас есть главная цель в жизни? Каковы Ваши дальнейшие планы?

— Пока об этом рано говорить. Вначале мне надо написать диссертацию, а уже потом думать о дальнейших планах.

Вам также может быть интересно:

«Это была прекрасная школа для нового поколения математиков»

На прошлой неделе в НИУ ВШЭ прошла пятидневная конференция по алгебраической геометрии и математической физике, организованная совместно с Пекинским институтом математических наук и приложений. В ней приняли участие более 30 математиков из ведущих университетов мира, в том числе молодые ученые.

Математики России и Китая встретятся в Вышке

С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.

НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»

С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».

«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»

«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.

В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики

3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».

Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022

29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.

«Математика — это праздник, который всегда с тобой»

Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.

Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»

В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.

«Вся наша жизнь — динамическая система»

Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.