Оратория "Отвал Башки" для хоров с оркестром
С любезного согласия автора мы публикуем работу нетрадиционного жанра, посвященную актуальным проблемам реформирования отечественного образования.
"Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые"
А. Пушкин
"Человечество хохочет,
Расставаясь со старьем"
А. Вознесенский
С любезного согласия автора мы публикуем работу нетрадиционного жанра, посвященную актуальным проблемам реформирования отечественного образования. Нет сомнения, что она выражает интересы определенной и значимой части его стейкхолдеров. Традиционно в русской образовательной политике — что как учащиеся, так и учителя не имеют возможности повлиять на решения касаемо грядущих изменений их работы и судьбы. Остается либо смиряться, либо ожесточенно грозить в небеса кулаком, либо показывать тем же небесам фигу (лучше в кармане, во избежание усугубления неприятностей).
С позиции же реформаторов (каковым в силу тех же обстоятельств на роду написано помирать непонятыми, то бишь — нерасслышанными гневными представителями реформируемых), критика смехом — то есть фига, из кармана вынутая, — безусловно полезна, ибо помимо обратной связи представляет еще и повод посмеяться.
Оратория "Отвал Башки" для хоров с оркестром
В трех частях, с прологом и эпилогом.
В ПРОЛОГЕ на сцене появляются Аллегорические Фигуры.
Первая фигура одноглаза, криворыла, хрома на обе ноги. Фигура заикается, пришепетывает, нервно взвизгивает и иногда писается. На голове у фигуры кокошник, на ногах — лапти, в руках — указка. Это Аллегория Народного Образования.
Вторая фигура придурковата, мускулиста, и чрезвычайно активна.
В руках у фигуры два пустых пластмассовых ведра, красное и синее. Появившись на сцене, фигура начинает активно переливать из пустого в порожнее. Это Аллегория Реформ Народного образования.
Выйдя на авансцену, фигуры принимаются петь нестройным дуэтом:
1-ая Фигура:
— Реформируют меня,
Сирую, болезную...
2-ая фигура:
— Да тебя в расход пора,
Дуру бесполезную.
1-ая фигура:
— Я детишек обучу
Чтению и пению...
2-ая фигура
— Право слово, есть предел
Всякому терпению...
1-ая фигура:
— Хоть коса я и крива,
А зато бесплатная!
2-ая фигура:
— Дура, дура ты моя,
Эх, невероятная...
Фигуры, обнявшись, уходят со сцены.
Их место занимает Аллегория Науки. Это дама элегантного возраста. На носу у нее очки, на голове — паричок. Из паричка торчат ручки, карандаши, и даже небольшой дырокол. На голове у Аллегории венок, в руках — арфа.
Часть 1
Аллегория Науки поет тихо и задумчиво:
— Я недавно создала модуль обучения!
Вот такие у меня чудо-увлечения!
Хор за сценой:
Я убью себя апстену,
Чуя лютую беду.
На Болонскую систему
Добровольно не пойду!
Аллегория Науки:
— Я программу напишу
Длинную, красивую...
А на помощь приглашу
Я кобылу сивую...
Хор за сценой:
Мы закроемся в подвале, окна досками забьем.
На Болонскую систему ни за что не перейдем...
Часть 2
На сцене несколько хоров:
Первый хор состоит из школьников и школьниц. Школьники и школьницы одеты как персонажи сериала «Школа», но очень напуганы. В руках у них мобильные телефоны. Нервно приседая дети отправляют куда-то длинные СМС. Некоторые плачут и писаются.
Второй хор — студенты. Это люди с остекленевшими глазами. Группа нервно озирается, перешептывается и приседает. Видно, что им тоже хочется описаться, но они крепятся из последних сил.
Третий хор — школьные учителя. Это несколько женщин пенсионного возраста, и нервный мужчина в гимнастических брюках. В руках у него хоругвь, а на плечах — погоны. Присмотревшись, мы видим, что одна погона генеральская, а вторая нарисована фломастером. На голове у мужчины тюбетейка. Из-под тюбетейки видны пейсы.
Четвертый хор — преподаватели вузов. Это те же женщины пенсионного возраста, но с ними нет мужчины, и одеты они в арестантские робы. По лицам видно, что это коррупционеры.
На заднем плане мечется с ведрами Аллегория Реформ.
Все четыре хора поют хором:
Школа средняя в слезах, высшая — в прострации.
Вот такая вот фигня в нашей Федерации…
Хор школьников:
Мы ЕГЭ сдавали с Васей,
Вася нервный, Вася квасит.
Буду я покрепче Васи,
Но, видать, и я заквасю.
Хор студентов:
Мы в магистры не пойдем,
Не гонясь за лаврами!
Полудурками помрем,
То есть — бакалаврами.
Аллегория Реформ, выскакивая на авансцену:
Хороши у нас дела,
Жизнь бурлит и пеницца!
И реформа в рост пошла,
Куда ж она денецца?!
(убегает, уворачиваясь от хоругви)
Мужчина с хоругвью:
Мине Родина приказ выдала решительно!
Разовью духовно вас я сейчас стремительно!
Про Ислам прочту с листа,
И про Будду с Торою,
И про Шивину жену, позабыл — которую.
Если ж завтра не помру при таких условиях,
Преподам я вам физру вместо богословия!
Сводный хор учителей и преподавателей:
Заполняла я таблицу, тридцать граф и три страницы!
Мне, согласно той таблице, лучше в море утопиться!
Ай-люли, ай-люли, новый график принесли!
Вшестером его чертили, все чернила извели!
И таблица хороша, и отчетность новая!
Что ж, зарплата ты моя, до сих пор НЕХОРОША?!
Аллегория Реформы выбегает на авансцену, хочет что-то спеть, но все четыре хора гонятся за ней, и она в панике бежит, роняя ведра.
Часть 3
На сцене тощий мужчина. На голове у него облупившаяся пластмассовая корона. В остальном мужчина совершенно гол, за исключением старомодных семейных трусов синего сатина.
Корона мужчине велика, и ее все время приходится придерживать руками. Мужчина, тем не менее, выглядит счастливым.
Он вертится перед большим зеркалом и поет:
У меня дела идут, я реформы двигаю,
И меня не напугать вашей тощей фигою!
У меня кругом прогресс, тесты-презентации,
От моих успехов весь белый свет в прострации!
Всем доволен я вполне,
Все мне в жизни нравится!
Эх, легко у нас в стране
Дураку прославиться!
При этих словах мужчина поворачивается к нам спиной. На тощей грязноватой спине маркером написано: «...».
Эпилог:
На сцене Аллегория Народного Образования:
На своем веку, друзья,
Я видала многое…
Вот, стою пред вами я,
Дура хромоногая…
Реформируют меня
Без стыда и совести!
Нету роздыху ни дня,
Нет печальней повести.
Я пощады не прошу,
Облегченья бремени.
Внукам вашим отомщу
Я с теченьем времени…
Сзади к Аллегория Народного Образования подкрадывается Аллегория Реформы, и убивает Аллегорию Народного Образования ведром.
На заднем плане слышны стоны.
В небо взвиваются огни фейерверков.
Начинается пожар и всеобщая паника.
Занавес.
Вам также может быть интересно:
Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России
18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.
Знаменитый канадский исследователь расскажет, как проводить изменения в образовании более эффективно
18 февраля на семинаре Института образования ВШЭ впервые выступит почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан — глобальный лидер и самый цитируемый специалист в науке о развитии образования последних двух десятилетий.
Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен
Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.
Как реформировать бакалавриат?
Бакалавриат, на который перешли практически все российские вузы, — это по-прежнему образование по специальности. Но в вузах необходимы программы общего высшего образования, и студенты должны получить возможность выбора образовательных траекторий, считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
В рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию ВШЭ, 26 ноября прошла серия круглых столов
26 ноября в рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию Высшей школы экономики, состоялись круглые столы по тематике развития образования и научных исследований.
Десять трендов современного образования
16 октября состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию» выступил доктор Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия).
Старцев Б.Ю. Хроники образовательной политики: 1991–2011. М.: НИУ ВШЭ, 2012
«Хроники образовательной политики: 1991–2011» — это серия очерков из истории образования в постсоветской России.
В поисках квалифицированных исполнителей
22 ноября в Высшей школе экономики состоялось заседание экспертной группы № 7 по доработке Стратегии-2020 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». Рассматривался вопрос о совершенствовании разделов проекта интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации», посвященных профессиональному образованию.
Школы и вузы: экстренные вызовы
19 мая в Высшей школе экономики прошло очередное совместное заседание двух экспертных групп по обновлению Стратегии-2020 – № 7 «Рынок труда, образование, миграционная политика» и № 8 «Новая школа». С докладами выступили их руководители — ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и научный руководитель Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
Расходы на образование: от вуза до детского сада
6 апреля в рамках XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в ВШЭ прошла сессия «Экономика и управление образованием» секции «Развитие образования». О проблемах финансирования образовательной сферы рассуждали научные сотрудники из университетов разных регионов России.