«Развиваться легко, когда вокруг тебя талантливые увлеченные люди»
В «портфолио» математика Людмилы Егоровой — звание лучшего преподавателя по мнению студентов, исследование процессов на фондовой бирже и защита кандидатской диссертации в этом году. А началось все со случайно увиденного на сайте Вышки объявления о зимней школе бизнес-информатики в экономически сложном 2009 году. Как использовать кризис для профессионального роста, в чем неправ Нассим Талеб и зачем гуманитариям нужна математика, Людмила Егорова рассказала в интервью новостной службе ВШЭ.
Зимняя школа — новая жизнь
В кризисном 2009 году я заканчивала физико-математический факультет Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова и пыталась понять, куда же идти работать, когда всех вокруг сокращают. В итоге решила, что в такой ситуации лучше сделать «долгосрочное вложение» — продолжить учиться, и стала подбирать магистратуру. Совершенно случайно, проглядывая сайты вузов, нашла вышкинский сайт. Мое внимание сразу привлекло объявление о зимней школе для поступающих в магистратуру — это были первые зимние школы Вышки. Вместе с подругой мы подали заявки на школу бизнес-информатики, где была заявлена прикладная математика, которая меня очень интересовала.
Несколько дней с утра и до позднего вечера мы встречались с преподавателями и руководством факультета бизнес-информатики, слушали их лекции и мастер-классы, рассказы о Вышке и магистерских программах. В первый же день мы все перезнакомились, пока проходили квест, решали логические загадки и пели песни под гитару после занятий. Вдохновляет, когда ты понимаешь, что у тебя есть шанс учиться в современным вузе, занимающимся важными научными задачами и дающим серьезное образование.
На школе мне запомнилась презентация о применении математических моделей в различных областях, например, в политологии. До сих пор помню графики, показывающие изменение позиций различных политических партий в Государственной Думе с течением времени. Это была математика в ее приложении к реальным задачам — именно то, чем я хотела заниматься. К концу недели я уже точно понимала, что хочу учиться именно в Вышке, и решила попробовать поступить по олимпиаде. У меня все получилось и новый учебный год я начала в статусе студента магистратуры.
В этом сезоне зимняя школа по бизнес-информатике в составе зимней школы факультета бизнеса и менеджмента будет проходить с 29 января по 2 февраля. Регистрация открыта до 20 декабря.
Черные лебеди Талеба
В самом начале первого учебного года к нам, первокурсникам магистратуры, пришел профессор Фуад Тагиевич Алескеров с рассказом о том, какими проектами он занимается и как мы можем к ним присоединиться. Мне он предложил заняться анализом поведения людей на бирже. Из этого выросла моя курсовая, а потом и дипломная работа, с этой же темой я поступала в аспирантуру (подробнее о результатах исследования Людмилы Егоровой можно прочитать на OPEC.ru).
Чтобы иметь положительный средний выигрыш на фондовом рынке, достаточно правильно распознавать с вероятностью чуть более 50 % обычные (некризисные) процессы
Все началось с книги известного финансиста Нассима Талеба «Черный лебедь под знаком непредсказуемости». Талеб пишет, что вместо того, чтобы считать копейки, зарабатывая на маленьких движениях фондового рынка, нужно ждать кризисов и получать огромные деньги на крушении рынка. Он убежден, что именно непредсказуемые события, которые он называет «черными лебедями», — источник успеха, двигатель развития истории и отдельного человека, следовательно, правильная стратегия — постоянно ожидать кризиса и готовиться к нему.
Фуад Тагиевич рассказывал, в чем Талеб ошибается, и предложил проверить на реальных данных другую математическую модель. Представьте, что процессы, происходящие на бирже, — это два типа случайных процессов, один из которых (обычный) происходит часто, а другой (кризис) — редко. Мы рассчитали средний выигрыш при различных вероятностях правильного распознавания этих процессов и оценили параметры модели на реальных биржевых процессах. И оказалось, что для того, чтобы иметь положительный средний выигрыш на фондовом рынке, достаточно правильно распознавать с вероятностью чуть более 50 % обычные (некризисные) процессы. Значит, получать прибыль на фондовом рынке можно не только в период кризисов, главное — анализ регулярных процессов на финансовом рынке и принятие решений исходя из прогнозов по этим процессам.
И еще: что значит — постоянно готовиться к кризису в обычной жизни? Каждый день бояться, что сломается ваша машина, что остановится метро, что вам на голову может упасть кирпич — и быть всегда настороже и наготове к любым неприятностям и неожиданностям? Я бы так точно не смогла. Мне кажется, что постоянное ожидание кризисов несовместимо с нормальной человеческой психикой и мало что может дать в финансовом плане. Сам Талеб сейчас не работает на фондовом рынке, он читает лекции, пишет книги. У меня такое ощущение, что его собственная стратегия оказалась стрессовой даже для него.
Математика и гендерные стереотипы
И в моем первом университете в специалитете, и здесь в Вышке в магистратуре соотношение девочек и мальчиков на курсе приблизительно было 50 на 50, так что я никогда не задумывалась о каких-то гендерных различиях в среде математиков, я их просто не чувствовала никогда. Не думаю, что способности к математике и логике зависят от пола. Мне кажется, что различия могут быть в дальнейшем — в аспирантуре, в научной деятельности, в карьере. Дело в том, что значительная часть семейных, бытовых и особенно детских проблем лежит на женщине. Поэтому после окончания университета у женщин остается меньше времени на учебу и карьеру.
Математика — это не страшно
Я преподаю разным студентам: как математикам и экономистам, так и гуманитариям, для которых высшая математика, мягко скажем, непрофильный предмет. И здесь, конечно, главная задача, объяснить, что математика — не просто технические вычисления, а, что, во-первых, это важно и полезно, и, во-вторых, несложно и нестрашно. Я довольно часто встречаюсь в среде гуманитариев с каким-то иррациональным ужасом перед математикой и полным неверием в свои силы, что мешает им заниматься. Хотя, например, философы очень хорошо схватывают математические идеи.
На семинаре по дифференциальным уравнениям мы вычисляли, за какое время компот, который Мишка из мультфильма «Маша и медведь» сварил для Маши, остынет до приемлемой температуры
Интересно, что при работе со студентами не-математиками важен язык для описания задания. Задача, изложенная сухим языком, не вызывает у них никакого желание ее решать, а необычные или жизненные формулировки находят значительно больший отклик у аудитории. Поразительно, но это действительно работает, у меня ребята на семинарах по многокритериальной оптимизации с трудом воспринимали определение оптимальности по Парето, но мгновенно соображали, какой обед выбрать в столовой, если оценивать его с точки зрения двух критериев — вкуса и полезности. Или на семинаре по дифференциальным уравнениям мы вычисляли, за какое время компот, который Мишка из мультфильма «Маша и медведь» сварил для Маши, остынет до приемлемой температуры. Такие задачи, пусть даже «игрушечные», становятся интереснее, не кажутся страшными и дают представление о том, зачем вводятся те или иные понятия и какие задачи в реальной жизни требуют использования того или иного подхода. Я стараюсь придумывать такие задачи в каждую тему, чтобы привлечь внимание студентов, но их назначение — научить ребят не бояться математики и, оттолкнувшись от таких задач с «наполнением», «перестроить» их на понимание общих, абстрактных математических идей и понятий.
Зачем человеку нужна математика
Математика — очень строгая и логичная наука, когда вы ее изучаете, вы учитесь рассуждать, анализировать, выводить одно утверждение из предыдущего. В геометрии, взяв несколько аксиом, вы можете построить целый мир, оставаясь в рамках строгой доказательной теории. Так что математика нужна, особенно ученому (чем бы он ни занимался), чтобы структурно мыслить, уметь делать обоснованные выводы, быть логичным и последовательным, и в том числе, работая с тонкими материями, такими как текст или человек. Поэтому мне не нравится, когда студенты 1-2 курсов говорят мне: «Не рассказывайте нам теорию, дайте нам алгоритм решения, как в ЕГЭ, где есть задача такого-то типа, и чтобы ее решить нужно сделать то-то и то-то». Но моя цель не в том, чтобы вы решили конкретную задачу, идея в том, чтобы вы понимали, что стоит за этими математическими шагами. Если студент знает алгоритм решения задачи — он решит только аналогичную задачу с другими числами, если он понимает идею и владеет теорией — то он решит любую задачу.
Старшее поколение
Мне всегда везло с научными руководителями и соавторами — знающими и готовыми помочь. Мой научный руководитель Фуад Тагиевич Алескеров очень открытый человек, у него всегда есть время для тебя. Если есть какая-то проблема в исследовании или ты просто «застрял» и не знаешь, что делать дальше, то он, как бы ни был загружен, выслушает, посоветует, что делать, или подскажет, к кому идти за советом и где искать ответы, а через некоторое время поинтересуется, получилось или нет. Эта человеческая вовлеченность, желание вкладываться в меня поддерживали меня во время написания диссертации.
При этом Фуад Тагиевич требователен, задает высокий уровень и не терпит «халтуры». Если писать у него курсовую, например, то ничего не делать весь год и написать ее за ночь перед дедлайном невозможно — нужно работать постоянно и периодически приходить рассказывать о том, что сделано и планируется сделать. Он серьезно относится к работе с любым студентом и требует того же в ответ.
Я очень многому у него научилась, и не только в научном плане, например, быть пунктуальной, аккуратной, тактичной, внимательной к мелочам, не бояться трудностей. С таких людей хочется брать пример.
Факторы роста для молодого ученого
Очень многое определяет научная среда. Если вокруг тебя работают талантливые увлеченные люди, готовые поделиться своими знаниями и идеями, привлечь в свои проекты, развиваться легко. Конечно, важны и сопутствующие вещи: библиотека, стажировки, конференции — в Вышке с этим нет проблем. Одна библиотека чего стоит, плюс бесплатная подписка на ведущие рецензируемые журналы, различные исследовательские мастерские, специальная программа Кадрового резерва, которая позволяет молодому специалисту понять, что такое Вышка, в каком направлении можно двигаться. Вышка предоставляет максимум возможностей, нужно ими пользоваться.
Алескеров Фуад Тагиевич
Ординарный профессор ВШЭ
Егорова Людмила Геннадьевна
Преподаватель Департамента математики
Вам также может быть интересно:
«Это была прекрасная школа для нового поколения математиков»
На прошлой неделе в НИУ ВШЭ прошла пятидневная конференция по алгебраической геометрии и математической физике, организованная совместно с Пекинским институтом математических наук и приложений. В ней приняли участие более 30 математиков из ведущих университетов мира, в том числе молодые ученые.
Математики России и Китая встретятся в Вышке
С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.
НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»
С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»
«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.
В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики
3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».
Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022
29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.
«Математика — это праздник, который всегда с тобой»
Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»
В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.
«Вся наша жизнь — динамическая система»
Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.