Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это лучшая языковая школа во Франции»

В июле и августе во французском Туре пройдет новая Летняя школа, организованная Институтом Турена и Центром ГУ-ВШЭ по сотрудничеству с Францией, Канадой и франкоязычными странами. У студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников Вышки есть возможность успеть стать ее участниками. О новом проекте рассказывает директор Центра Ирина Мальцева.


— Ирина Вячеславовна, чем была вызвана необходимость создания этой Летней школы?

Сотрудничество ВШЭ с Францией продолжается уже более пятнадцати лет и насчитывает более двух десятков институциональных партнеров, начиная с Университетов Париж-1 Пантеон Сорбонна и Париж-Нантер и Торгово-промышленной палаты Парижа до совсем новых партнеров, таких как университеты Тулузы, Реймса, Канна, Страсбурга, Экс-Марсель-3 и Ниццы — Софии Антиполис, а также бизнес-школ Руана, Гренобля и Лиона. Кроме этого, у нас развивается очень эффективное сотрудничество в области европейского права с Университетом Люксембурга, а в сфере менеджмента и философии — с Университетом Лаваля в Канаде. Мы планируем начать развивать наши контакты и с университетами Швейцарии.

В общем, у нас огромное количество франкоязычных образовательных программ разного уровня, и все больше и больше наших студентов учат французский язык. Скажем, только тех, кто подавал на стипендию Посольства Франции, в этом году оказалось более 60 человек. А ведь есть еще те студенты, которые едут во французские вузы без стипендии французского правительства. Принимая во внимание этот спрос, а также в целях его стимулирования, мы воспользовались давними связями с нашими французскими партнерами и решили создать совместную Летнюю школу для изучения французского языка. Причем она рассчитана не только на студентов, но и на аспирантов, преподавателей и сотрудников Вышки. Ею также предусмотрены программы повышения квалификации для преподавателей французского языка.

— Кто является вашими непосредственными партнерами по этому проекту с французской стороны?

— Мы были в мэрии Тура, и сам институт пользуется определенной поддержкой городской администрации, но наши прямые партнеры — это руководство Института Турена. Мы работаем с его директором Кристофом Тиссо и его заместителем по международному сотрудничеству Бритой Венсан, и они заинтересованы не в разовых акциях, а в установлении институционального партнерства с Высшей школой экономики. Наш университет вообще пользуется уважением и очень хорошей репутацией во французском сообществе.

— Чем вас привлек достаточно скромный по европейским меркам город Тур?

— Изучение французского языка в России — вещь замечательная и необходимая для создания языковой базы, но нужна обязательная практика и общение с носителями языка. Считается, что жители Тура обладают эталонным французским произношением, и, побывав в Туре, я смогла в этом убедиться и даже поработать над собственным произношением. Кроме того, это студенческий город с современной инфраструктурой, но при этом очень живописный и всего в часе езды от Парижа. Город стоит на Луаре, и эту возможность можно использовать для организации экскурсий по замкам Луары. Да и до Атлантики рукой подать, а там — знаменитый Мон-Сен-Мишель, Ла-Рошель и другие достопримечательности.

— А как обстоит дело с финансовым аспектом поездки?

— Нам удалось договориться об исключительных 15-процентных скидках на обучение для студентов и сотрудников Высшей школы экономики в этом году и 10-процентных в последующие годы независимо от их количества. Получается, что четырехнедельное пребывание и обучение, включая 20 часов занятий в неделю, обойдется примерно в 1300 евро. Вдобавок французская сторона готова учесть пожелания наших студентов относительно их проживания в Туре и уже составила список «проверенных» семей, готовых наших ребят принять. Нам кажется, что это чрезвычайно заманчивое предложение не только в финансовом плане, но и с социокультурной точки зрения.

— Существуют ли формальные требования по уровню владения французским языком для желающих участвовать в этой Летней школе?

— Нет, в Тур приглашаются все — от «нулевиков» до «продвинутых» слушателей. Сама дифференцированная методология преподавания построена так, что при обучении студентов с нулевым уровнем владения французским языком нет необходимости «включать» в процесс английский язык. А те, кто используют французский язык профессионально, могут выбирать курсы углубленного изучения, причем по своей специальности — юридической, экономической, делового общения и так далее.

Кстати, у Института Турена, как и у Вышки, есть соглашение с Торгово-промышленной палатой Парижа на проведение официальных экзаменов, подтверждающих уровень владения французским языком, так что наши студенты в Туре могут попробовать получить еще и такой диплом.

— Но многие студенты едут во Францию на программы и курсы, читающиеся на английском языке…

— Действительно, французские вузы переходят на обучение на английском языке. Но, если студент владеет еще и французским, у него автоматически расширяется спектр образовательных программ, из которых он может выбрать именно те, что ему наиболее интересны. Да и налаживать контакты на уровне преподавателей и решать обычные бытовые вопросы легче и лучше все-таки на французском. Вообще же, я надеюсь, что пребывание во Франции сломает у многих «страх» как перед разговорным французским, так и перед написанием диплома на французском языке.

— В каких условиях будет проходить обучение? Что вам удалось увидеть в Институте Турена?

— Институт располагается в старом особняке, но прекрасно оборудован. В аудиториях установлены электронные доски, есть специальные медиатеки, в которых можно проводить индивидуальные занятия по фонетике. Кстати, мы с моим коллегой — сотрудником нашего Французского центра Сергеем Ефремовым — побывали на занятиях у американских студентов, многие из которых начали изучать язык «с нуля» всего два года назад, и прогресс, которого они добились, просто поразителен. Мы задавали им разные вопросы, в том числе почему они выбрали для изучения французский язык и почему именно в Институте Турена. Типичный ответ можно сформулировать так: потому что современные люди должны владеть как минимум двумя или тремя иностранными языками, а Институт Турена — это лучшая языковая школа во Франции.

— Первая Летняя школа открывается уже 5 июля, а ее второй поток — 2 августа. Сколько человек уже стали ее участниками и есть ли еще у студентов возможность подать соответствующую заявку?

— Поступило уже двадцать заявок из Вышки, а также от внешних студентов, что для нас было совсем неожиданным. Теперь будем думать, принимать их или нет, ведь наша главная цель — это все-таки образование студентов Высшей школы экономики. Формально срок приема заявок, установленный Институтом Турена, прошел. Но французские коллеги, доверяя нам как своим партнерам, позволили продлить этот период записи, и наши студенты еще могут успеть поучиться в Туре. Важно еще, что мы располагаем полной поддержкой Посольства Франции в РФ в организации этой поездки, так что проблем с оформлением виз возникнуть не должно.

— Станет ли Летняя школа в Туре ежегодной и планирует ли ваш Центр создание других подобных проектов?

— Соглашение, которое мы подписали с Институтом Турена, долгосрочное, и, наверное, мы будем обсуждать возможность организации в Туре дополнительной Зимней школы или других специализированных программ под потребности наших преподавателей, сотрудников и студентов. А выкроить для поездки во Францию пару недель в январе, думаю, будет несложно.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Военная подготовка необходима всегда»

В конце марта начнется конкурсный отбор первокурсников НИУ ВШЭ в Военный учебный центр

5 марта

«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ

Заседание Ученого совета НИУ ВШЭ 26 февраля было посвящено науке. Участники заседания обсудили результаты научной деятельности университета, работу аспирантуры и диссертационных советов через призму приоритетов научно-технологической политики страны. Кроме того, состоялся конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

3 марта

«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества

19 февраля в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся студенческий фестиваль, посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы. В течение дня проводился показ фильмов III Международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству», в холлах работали тематические выставки, посвященные Великой Отечественной войне и героям СВО, а также площадки патриотических студенческих организаций. Вечером состоялся концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

21 февраля

Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.

10 февраля

«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024

10 февраля в НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и лауреатов конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) 2024 года. На конкурс было подано 1916 работ, победителями и лауреатами стали 320 человек, и награждение было проведено на четырех секциях: социальных наук, экономико-менеджериальных наук, точных наук, гуманитарных наук и креативных индустрий.

12 февраля

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.