Второй иностранный язык, лекции «Арзамаса» и совместные проекты: как учатся лицеисты-гуманитарии
Из всех направлений, которые сейчас есть в Лицее НИУ ВШЭ, самое вариативное — гуманитарное. После него можно поступить в университет на историю, рекламу и связи с общественностью, культурологию, философию и даже международные отношения. Продолжаем цикл материалов об образовательных направлениях лицея рассказом о направлении «Гуманитарные науки».
Учеба
Направление «Гуманитарные науки», как и большинство других, появилось в Лицее ВШЭ в 2014 году, здесь уже прошел первый выпускной. Оно сотрудничает с 11 образовательными программами ВШЭ — столько партнеров нет больше ни у какого другого направления в лицее. Это программы «Международные отношения» (факультет мировой экономики и мировой политики), «Медиакоммуникации», «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» (факультет коммуникаций, медиа и дизайна), «Филология», «Философия», «Культурология», «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», «История», «История искусств», «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» (факультет гуманитарных наук).
Выбрать среди многообразия направлений то, которое больше всего по душе, лицеистам помогает так называемая «карусель». Она проходит в начале 10 класса. Это что-то вроде дней открытых дверей программ-партнеров, благодаря которым ребята имеют возможность посетить каждую из них и только после этого сделать выбор.
Учебный план на «Гуманитарных науках» ориентирован в большей степени на тех, кто точно понимает, что он гуманитарий, но еще не определился до конца с тем, лингвист он, рекламщик или философ.
Профильные предметы на направлении — литература, история и обществознание, так как в зависимости от программы именно один из этих предметов будет приоритетным при поступлении в вуз. Профильный для себя предмет лицеист изучает на углубленном уровне, остальные — на базовом, но ученикам 10 класса предоставляется максимум возможностей для самоопределения. На протяжении всего года можно пересмотреть свой учебный план и поменять профильный предмет. «Например, десятиклассник хочет поступать на журналистику. Тогда он выстраивает себе такой учебный план, чтобы профильной была литература, — поясняет руководитель гуманитарного направления Мария Румянцева. — Если во время факультетского дня он вдруг понимает, что его представления о журналистике с реальной работой не совпадают и на самом деле он хочет заниматься связями с общественностью, тогда с профильной литературы он переходит на базу, и берет себе обществознание. Чтобы перейти с базы на профиль, нужно сдавать академическую разницу. Чем меньше разница, тем легче перейти. Поэтому в учебный план 10 класса предполагает небольшую разницу по количеству часов между профильным и базовыми уровнями изучения предмета». А вот в 11 классе перейти будет уже сложнее. Последний срок, когда можно изменить специализацию внутри направления и профильные предметы, — начало 11 класса. Кроме того, на профильном уровне добавляются два дополнительных часа специально для ознакомления с экзаменационными форматами.
На гуманитарном направлении есть возможность бесплатно изучать второй иностранный язык (французский, немецкий, итальянский или испанский). «Я хочу поступать на юридический, в лицее выбирала между «Юриспруденцией» и «Гуманитарными науками», — говорит одиннадцатиклассница Ульяна Бокова. — Но в итоге я все-таки поступила на гуманитарное направление, оно заманило меня вторым иностранным языком. Сейчас я изучаю английский и испанский».
Факультетские дни
На протяжении всего 10 класса и первые полгода 11 класса лицеисты каждую неделю проводят полноценный день на выбранном факультете, участвуют в проектах и выездных мероприятиях наравне со студентами. Это называется факультетский день. Например, совместно с программой «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» был организован совместный поход в кино на английском языке с последующим обсуждением фильма, а в будущем планируется поездка в музей Пастернака в Переделкино с программой «Филология».
«Сотрудничество с факультетами является для нас ключевым фактором, — говорит Мария Румянцева. — Когда мы обсуждали и составляли учебные планы, то во многом ориентировались на программы тех факультетов, на которых ребята учатся в рамках факультетских дней». Основная задача факультетских дней — помочь лицеисту сориентироваться в выбранной специальности.
Не мешает ли такая тесная связь с факультетами Вышки поступить куда-то еще? «Вышка, на мой взгляд, дает одно из лучших гуманитарных образований в стране, — замечает Мария Румянцева. — Но это не означает, что они не могут выбрать любой другой вуз».
Проекты
Важная часть обучения на гуманитарном направлении — проекты. Одним из таких проектов для лицеистов стала Медианеделя. На протяжении пяти дней ребята слушали лекции и участвовали в мастер-классах известных журналистов. Завершилась неделя Медианочью, для участия в которой лицеисты должны были выиграть конкурс, подготовив видео, фоторепортаж или лонгрид.
Часто в работе над проектами лицеисты-гуманитарии объединяются с учениками направления «Дизайн», которые отвечают за визуальную часть работы. В этом году таким проектом стала специальная брошюра для десятиклассников, рассказывающая о каждой образовательной программе, на которой можно провести факультетский день. Всю аналитическую работу для проекта выполнили гуманитарии, они же писали тексты, а вот сверстали все лицеисты-дизайнеры.
Также совместно с направлением «Дизайн» был создан «Почемучник». Это справочник, в котором кратко и доступно изложена вся информация о Лицее ВШЭ. Этот проект — задание в рамках предмета «Учебные исследования и проекты».
А вот что об учебе на направлении «Гуманитарные науки» рассказали сами лицеисты.
Екатерина Усанова, 10 класс
Попробовать поступить в Лицей ВШЭ мне предложила моя одноклассница. У меня была очень хорошая школа, но по ряду причин распадался класс, и я поняла, что надо двигаться дальше. Я пришла сюда на День открытых дверей, подумала, что тут классно, а потом узнала, что в рейтингах школ Москвы лицей занимает первое место по социально-гуманитарным дисциплинам. Так как я планирую в будущем заниматься историей, я вообще без колебаний решила сюда поступать.
Я сразу знала, что хочу на гуманитарное направление, и никаких других вариантов у меня не было. Профильным предметом я, конечно, выбрала историю. Специфика преподавания в лицее в том, что тут не относятся к ЕГЭ как к самому главному (хотя, конечно, уделяют внимание подготовке), а на первое место ставят получение знаний. Здесь дают очень много разной информации из разных источников, учат работать не так, как делают в среднестатистических школах. Например, сегодня нам говорили про «Арзамас». В моей предыдущей школе про него никогда не рассказывали, а это такое классное собрание лекций!
Мне нравится то, что в лицее на базовые предметы не нужно тратить много сил. Если у вас базовая математика, то это означает, что вы будете знать математику хорошо, но базово. Благодаря этому очень много времени остается на профильные предметы.
Дарья Кузнецова, 10 класс
Первое направление, которое было для меня приоритетным, — это «Математика, информатика и инженерия». Но мне не хватило одного балла, и я попала на гуманитарное направление, оно было моим вторым приоритетом, так как с русским языком и литературой у меня в школе тоже было все хорошо.
В результате я выбрала все кардинально другое по сравнению с изначальным планом, это в моем стиле.
Ни разу не пожалела о том, что так рискнула. Факультетский день я провожу на программе «Реклама и связи с общественностью», думаю, что и поступать буду туда. Я люблю общаться с людьми, легко завожу знакомства, у меня много друзей в лицее, даже на других направлениях, так что уверена, что с удовольствием буду работать в выбранной сфере.
Я руковожу лицейским хором и участвую в работе нескольких проектов, которые реализуются в лицее. Один из таких проектов — «2 руки, 4 лапы», он помогает животным из приюта. Еще я монтирую теленовости и развлекательные программы для телевидения лицея, а также редактирую посты в группе USmart. В лицее бывает, что у тебя много дедлайнов, ты буквально не успеваешь дышать, но находишь в этих трудностях свои плюсы, особенно когда получается их преодолевать. Чувствуешь, как прокачал свои скиллы. По сравнению с обычной школой тут все по-другому.
Мила Гелагаева, 10 класс
Пару лет назад я была в лагере при Вышке, и хотя это получилось очень спонтанно, я не пожалела. Он оказался одним из лучших лагерей, в которых я была. Там я познакомилась с системой обучения в Вышке, подружилась с лицеистами, которые и рассказали мне про Лицей. Правда, тогда я не была уверена, что хочу сюда поступать, потому что меня напугали их рассказы про нагрузку и постоянную нехватку времени. А потом папа предложил попробовать, я поступила и осталась тут.
Раньше я училась на направлении «Психология», но в факультетские дни постоянно меняла направления, пыталась найти что-то свое. Перебирала все: психологию, социологию, философию. Никак не могла найти то, что было бы мне интересно. Но с января я перешла на гуманитарное направление, и тут все по-другому, хотя вроде бы это просто два разных здания. Я не очень хотела быть психологом, с самого детства думала о чем-то, связанным с телевидением или кино. Я из актерской семьи, много времени проводила и провожу на разных съемках, хотя как актрису я себя никогда не видела. А потом я пришла сюда и узнала о такой программе, как «Медиакоммуникации». Подумала, что это идеально мне подходит, теперь хожу туда в факультетский день.
Я хотела бы поступать на «Медиакоммуникации» в Вышку. Еще я думала про журфак МГУ, у меня там несколько знакомых, им очень все нравится, но, как мне кажется, МГУ — это сильная теоретическая база, традиции, а Вышка — это практика, стажировки, и мне это намного ближе.
Анна Хавтаси, 10 класс
Раньше я училась в школе с углубленным изучением испанского языка, и там упор был сделан именно на этот предмет. Когда я задумалась о том, как подготовиться к сдаче ОГЭ, мама рассказала мне про факультет довузовской подготовки при Высшей школе экономики.
Конечно, мне было жалко тратить субботу и воскресенье на учебу, но хотелось хорошо сдать экзамены и познакомиться с новыми людьми. У меня изначально не было цели поступить в лицей, я просто планировала подготовиться к экзаменам. В течение года я много узнала про Лицей Вышки и поняла, что это мое, и что я должна там быть.
Я сдавала вступительные экзамены вместе с ФДП, была очень счастлива, что прошла. Выбрала гуманитарное направление, потому что тут два языка, и я могу продолжать учить испанский. Помимо этого можно изучать социологию, политологию, все предметы, которые меня интересовали, но я даже не подозревала, что я могу начать их так глубоко изучать уже в школе. Так получилось, что продолжающая группа по испанскому не набралась, и мне по сути пришлось начать учить его с нуля. Это не проблема, так как мы все проходим очень быстро. А еще я обнаружила большие пробелы в испанском, на которые не обращала внимание в школе.
Я собираюсь поступить в Вышку на «Рекламу и связи с общественностью». Очень хорошо, что у нас была «карусель» и что нам разрешили посидеть на каждом доступном факультетском дне, сопоставить, решить, что более интересно. Честно скажу, что я не рассматриваю другие университеты. Для меня Вышка стала уже чем-то совсем родным, я почувствовала это еще на ФДП, здесь какая-то своя атмосфера.
Читайте о других направлениях в лицее:
Ламповая атмосфера, или как учатся лицеисты с направления «Дизайн»
Вам также может быть интересно:
«Наука с тысячью лиц»: Лицей ВШЭ проводит III открытую конференцию
Конференция на тему «Вызовы времени: от изобретения колеса до искусственного интеллекта» состоится 22–23 марта 2024. К участию приглашаются школьники, студенты, учителя и преподаватели вузов. Среди своих главных задач организаторы форума называют формирование интереса к исследованиям, сотрудничество на разных уровнях владения исследуемого материала, профессиональное общение на разных уровнях владения научными знаниями. Подать заявку можно до 15 февраля.
«Площадка для коммуникации и пополнения банка идей»: состоялся форум «Стань выше с Вышкой!»
В конце октября в Москве прошел образовательный форум «Стань выше с Вышкой!», основными целями которого стали обмен лучшими образовательными практиками и развитие сотрудничества между университетом и общеобразовательными организациями. В нем приняли участие школьные педагоги и администраторы из 76 регионов, в том числе новоприсоединенных территорий РФ, и 16 зарубежных стран. На форум зарегистрировалось более 3,5 тыс. человек. Но к мероприятиям подключилось гораздо больше заинтересованных коллег — только пленарную дискуссию посмотрели онлайн больше 15 тыс. человек.
«31.5 августа»: как прошло учебно-неучебное 1 сентября в Лицее ВШЭ
В День знаний в Лицее ВШЭ традиционная НЕлинейка состоялась на трех площадках сразу: в Культурном центре Вышки и в двух зданиях Лицея — на Большом Харитоньевском и Солянке. Участие принимали более 2000 учащихся всех классов и направлений, а родители могли подключиться к онлайн-трансляции. Тонкой нитью в сценариях прослеживалась сюжетная линия сказки «Мэри Поппинс».
От «Площади Объединения» до станции «Студенческая»: Лицей НИУ ВШЭ отмечает юбилей
Вышкинскому лицею исполнилось 10 лет. Юбилей собрал под крышей Центра культур Высшей школы экономики разные выпуски лицеистов. Конкурсы, викторины, насыщенная концертная программа в формате путешествия по специальной ветке метро, угощение и встреча одноклассников создавали неповторимую атмосферу домашнего праздника. Поздравить лицеистов пришли ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, президент Вышки Александр Шохин, первый директор лицея Наталья Любомирская и нынешний руководитель лицея Дмитрий Фишбейн.
«Наша школа — место проб собственных решений, нового уровня сложности и коммуникации»
1 февраля стартует прием в Лицей НИУ ВШЭ. Впервые состоится набор в 8-й класс, причем по тем же специализациям, что и в 9-й класс, — «Универсальная» и «Математика и физика». При поступлении в 10-й класс можно выбирать из десяти направлений — от «Востоковедения» до «Юриспруденции».
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
«Мы готовы всесторонне поддержать каждого нашего студента»
В День знаний ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов встретился со студентами, зачисленными в университет в рамках специальной квоты, и первокурсниками из ЛНР, ДНР и Украины. Суммарно таких абитуриентов зачислено в ВШЭ более ста.
Лицей НИУ ВШЭ организует новую научную конференцию
21-22 апреля Лицей Вышки проведет первую конференцию «Наука с тысячью лиц». В этом году ее тема — «От Юстиниановой чумы до “омикрона” — пандемии и их роль в жизни общества». Целью нового форума станет создание единого пространства коммуникации, в котором и школьники, и преподаватели, и профессиональные исследователи могли бы делиться своими идеями.
«В университете мы готовимся к будущему и учимся создавать будущее»
В День знаний ректор ВШЭ Никита Анисимов открыл новый учебный год в Лицее ВШЭ и провел встречу со старшеклассниками в московской школе № 2086. Он рассказал о новых возможностях, которые открываются перед современными молодыми людьми, об университетском образовании и академической карьере.
Лицей НИУ ВШЭ занял первое место в олимпиадном навигаторе по двум профилям
Опубликован олимпиадный навигатор по школам Москвы-2021: Лицей занял первое место по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилю и высокие позиции по ряду других направлений.