«Европа стала для нас ближе»
С 10 по 25 июля в Москве и Люцерне прошла совместная российско-швейцарская Летняя школа. Ее участниками стали 13 студентов различных факультетов Высшей школы экономики и 22 студента Университета Люцерна.
О пребывании швейцарских студентов в Вышке в рамках этой Летней школы портал уже сообщал. В двухнедельную программу пребывания российских студентов в Швейцарии организаторы включили лекции, посещение компаний, дискуссии о культурных традициях России и Швейцарии, работу над проектами в смешанных группах. Перед отъездом российских участники студентов из Швейцарии состоялись презентации проектов. Студенты принимающей стороны также проводили экскурсии, рассказывали об истории, политике, экономике, культуре и традициях своей страны. В таком неформальном общении складывались живые представления о стране пребывания, которые дополнились академическими знаниями во время встреч с профессионалами.
Студентка 3-го курса факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Кристина Заварыкина и студент 4-го курса факультета экономики ГУ-ВШЭ Владимир Химочко рассказали о швейцарском этапе Летней школы.
— Какова была программа пребывания в Швейцарии?
Кристина Заварыкина: Прежде всего, в программе нашего пребывания была образовательная часть. Мы слушали разноплановые лекции по политической системе Швейцарии, по экономике, туризму, банковскому делу. Все подкреплялось практической частью: мы ездили в Бундесхаус в Берн (это парламент Швейцарской конфедерации), посещали отели, когда изучали туризм. Поэтому основная часть программы — обучающая — была подкреплена динамичным практическим развитием.
Владимир Химочко: Обучение проходило очень интересно. После небольшого курса лекций у нас была неформальная часть: общение с профессорами, когда можно было обсудить в непринужденной форме темы, которые были затронуты, высказать свое мнение. Нам на примерах показывали, как и что делается в Швейцарии, как ведется бизнес. Например, строительство большого курортного центра.
К. Заварыкина: Одна из задач школы — защита проекта. Обязательно русско-швейцарского, двустороннего. Преподаватели консультировали нас, помогали, отвечали на интересующие вопросы.
— Какие проекты вы защищали?
В. Химочко: Я был в группе, которая представляла проект о поведении человека в городе, о защите архитектуры. Мы сравнивали, как это происходит в Москве и в городах Швейцарии. Выводы получились интересные, хотя и схожие с выводами других проектных групп: если человек не хочет развиваться сам, не захочет видеть других развивающимися, то ничего не получится ни в плане защиты архитектуры, сохранения исторического наследия, ни в вопросах развития банков, политической сферы и так далее.
К. Заварыкина: Я участвовала в другом проекте. Мы сравнивали основные показатели благосостояния, уровня жизни. В проекте выделили условно три группы населения: учащиеся, работающие, пенсионеры. Сравнивали доходы на душу населения, образовательную систему, продолжительность жизни по категориям в России и Швейцарии. Получили достаточно интересные результаты. Многое, как мне показалось, зависит от политического устройства, политической жизни страны. В Швейцарии, например, можно вынести любое предложение на референдум, а у нас нет. Они видят, что такие активные действия приводят к поправкам в законы, принятию общественно значимых решений и так далее. Они чувствуют себя увереннее, знают, что от каждого многое зависит.
В. Химочко: Меня удивило отношение к людям. Одинаковое отношение к человеку, который продает овощи, и к занимающемуся политикой. И если кто-то из политиков совершает ошибку, то это сразу становится всеобщим достоянием, обсуждается, порицается.
— Что запомнилось больше всего?
К. Заварыкина: «Лучше гор могут быть только горы!» День изучения туризма запомнился. Он проходил в одном из отелей, это бывший военный бункер, немного переоборудованный. Туда люди приезжают отдохнуть от цивилизации, от суеты. Там нет никаких отвлекающих факторов! Природа прекрасна: горы, горы, горы. Погода там была лучше, чем в Москве, гораздо прохладнее. Даже замерзнуть успели. Многие себе купили куртки.
В. Химочко: У меня появились два швейцарских друга. Проекты, которые мы делали, — это, конечно, здорово, важно для профессионального роста. Но для меня важнее другое. От общения с людьми из других стран меняются представления о мире, по-другому начинаешь мыслить. Вот такой опыт несравним ни с чем. Запомнился еще музей транспорта, в котором удалось побывать.
— Кто участвовал в Летней школе со швейцарской стороны?
К. Заварыкина: Это были студенты — бакалавры и магистры — Университета Люцерна. Магистров было чуть больше. В основном, ребята изучают управление бизнесом, маркетинг и коммуникации.
В. Химочко: Примечательно, что наши группы — российская и швейцарская — различались по возрасту. У нас в среднем 19–20 лет, а у них самым младшим по 23 года, в среднем 25–26 лет. Одному из участников вообще около 40 лет, а студентке из Бразилии, которая учится в Люцерне, 30 с небольшим. Но это абсолютно не мешало нам общаться.
К. Заварыкина: За границей ребята после школы не стремятся сразу попасть в университет. Они работают, путешествуют, ищут то, что интересно им. Не тратят время и деньги на образование впустую. После окончания бакалавриата сразу начинают работать и достигают карьерных высот. Если надо, идут в магистратуру, но только когда понимают, что им это необходимо. Если не надо, то не теряют время.
— Что полезного вы вынесли из Летней школы (и из московской, и из швейцарской части)?
В. Химочко: Я повторюсь, но скажу, что самое полезное — общение с людьми другой культуры, другого менталитета. Я стал более пунктуальным. Опоздание даже на пять минут там всячески осуждается. Еще — языковая практика. Английский там знают все. Учат в школе обязательно немецкий, французский и английский языки. А еще там государственным языком, помимо французского, немецкого и итальянского, является ретороманский. На нем один человек в нашей группе говорил. Местные жители смотрят на этот язык как на антиквариат. Долгое время, как нам рассказывали, ретороманский искусственно выживали, но сейчас поддерживают, развивают.
К. Заварыкина: У них действительно очень неприлично опаздывать. Все приходят заблаговременно. Если опоздаешь, то твоя репутация под угрозой. Для меня полезным оказалось многое. Поскольку я занимаюсь международными отношениями, интересно было понять, как устроено общество, какова политическая система. Кроме того, мы избавились от культурного барьера, стали лучше понимать друг друга. Интересно, что я с большим трудом понимала их немецкий, хотя сама его изучаю как первый язык.
— Каковы были ваши ожидания от поездки в Швейцарию? Оправдались ли они?
В. Химочко: Как таковые ожидания связаны с Европой в принципе. Я несколько раз был за рубежом и знал, что меня ждет что-то милое, маленькое и чистое. В этом смысле Швейцария оправдала все ожидания с лихвой. Действительно все мило в плане архитектуры, люди вежливы и пунктуальны. Когда Летняя школа работала в Москве, швейцарские участники почему-то говорили, что у них в Швейцарии люди немного закрыты. Мы этого не заметили совсем, там все открыты для общения на улице, в магазине, в кафе. Молодежь во всяком случае точно.
К. Заварыкина: Я первый раз была в Европе. Ожидала немного другого, трудно даже сказать, чего именно. У меня были, конечно, представления о Европе вообще, и о Швейцарии, в частности, но просто эти представления были почерпнуты из книг.
— Каковы ваши планы в связи с участием в этой Летней школе?
К. Заварыкина: План один — не потерять связь с людьми, с которыми познакомились. Они все разные, интересные. Хочется попутешествовать еще. Мы общались с профессорами с той стороны, они говорили, что Швейцария совсем не Европа. Она не входит в Евросоюз, сохраняет нейтралитет, имеет собственную валюту. Так что хочется посмотреть еще и другие страны. У меня появилась идея взять в качестве научной работы что-то связанное со Швейцарией. Эта тема была бы интересной для научной работы при поддержке тех, с кем познакомилась на Летней школе.
В. Химочко: Новые знакомства не исключают новых проектов. Возможно, это будут и совместные исследования. Для меня Европа — источник информации, возможность дальнейшего обучения. Раньше это было чем-то далеким и нереальным. Теперь Европа открыта для меня, нет барьеров. Можно продолжать обучение там. Многие университеты предлагают программы для иностранных студентов. Можно даже стипендию получить на обучение и проживание. Учиться в другой стране можно, мы это поняли. Я не просто не исключаю для себя возможности учиться там в магистратуре, но даже уже ищу подходящий вариант.
К. Заварыкина: Да, я соглашусь с этим. Я думала, что учиться в другой стране сложно: барьеры, другой язык, ничего не понятно, университет незнакомый, люди с другим менталитетом… Там, разумеется, все не так, как у нас, но это теперь нестрашно. Там, например, по-другому строится общение между студентами и преподавателями. У нас есть дистанция между ними, такова наша традиция, это нормально, мы к этому привыкли. У них — все по-другому: преподаватель и студент на одной ступени, они в диалоге учатся друг у друга, преподаватели любят спорить, любят, когда им задают вопросы. Они в принципе очень открыты, просят, чтобы их критиковали. Первые несколько дней мы меньше говорили, боялись сказать что-то неправильно. Они вполне лояльно отнеслись к нам, когда мы только начинали говорить на иностранном языке, с пониманием и тактом. Потом, когда защищали проекты, мы уже общались свободно, задавали вопросы, выражали свое мнение.
— Чего было больше: неформального общения, учебы, науки?
В. Химочко: Неформальное общение пронизывало все: начиная с утренних семинаров и лекций и последующих обсуждений и заканчивая вечерними посиделками, общением в кафе, когда мы обсуждали какие-то проблемы, как прошел день и прочее.
К. Заварыкина: Швейцарские участники были частично заняты на работе, у них одно из условий участия в школе — работа. Поэтому они меньше времени проводили с нами, не все занятия посещали, приходили, когда могли. Неформального общения было много, его исключить нельзя. Но учебы было все-таки больше, всегда были презентации, раздаточные материалы. Так что акценты организаторы расставили верно, и на первом месте стояла учеба. А остальное подкреплялось общением — простым, неформальным.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стартовала Международная партнерская неделя
20 мая
НИУ ВШЭ подписал соглашения о сотрудничестве с ведущими вузами КНР
8 мая
Сергею Пекарскому — 50!
16 мая
«Сейчас вся экономика перестраивается, опираясь на данные»
22 мая
5 признаков, что Вам мешает старая травма. И как это можно изменить - бережно и без ретравматизации?
Сценарии повторяются, хотя мы стараемся «делать всё по-другому». Иногда это — следствие травмы , о которой вы даже не подозреваете.
29 апреля
Вам также может быть интересно:
«Как я проведу этим летом»: школы для одаренных «Расти с Вышкой» открывают набор
НИУ ВШЭ приглашает учащихся 8–11-х классов провести каникулы с пользой в сообществе единомышленников, увлеченных экономикой, лингвистикой, предпринимательством, филологией или правом. Уже в апреле можно подать заявки в пять предметных школ: Экономическую школу ФЭН — «Вороново», Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», Летнюю лингвистическую школу, Летнюю правовую школу, Летнюю историко-филологическую школу.
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.