• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Лицей ВШЭ — это ячейка свободы»

8 декабря в Лицее ВШЭ завершилась двухнедельная стажировка для старшеклассников, в которой приняли участие 60 человек из 22 регионов России. Впервые она была открыта для учеников 10–11 классов любых российских школ. Следующая стажировка пройдет весной 2018 года, о конкурсе будет объявлено дополнительно.

Это уже четвертая стажировка для старшеклассников, которую проводит Лицей ВШЭ, но первая, попасть на которую могли не только те, кто учится в школах Распределенного лицея или партнерских школах Вышки, а любые российские школьники. Суть стажировки в том, что ученик другой школы на время становится учеником лицея — с той лишь разницей, что ему не ставят отметки, а домашние задания для него необязательны. Он выбирает одно из восьми направлений обучения, при помощи куратора формирует свой индивидуальный учебный план, ходит на занятия вместе с лицеистами, а также, раз в неделю, на «факультетский день» в Высшую школу экономики.

Чтобы попасть на стажировку, нужно было прислать мотивационное письмо с рассказом о своих планах на будущее. «Это был потрясающий конкурс, в нем участвовали мотивированные и целеустремленные школьники — более 500 человек из 56 регионов, — рассказывает директор Лицея ВШЭ Дмитрий Фишбейн. — Конкуренция в тех направлениях, по которым работает лицей, очень высока. Надеюсь, что сам факт подачи заявки для многих участников конкурса стал поводом задуматься над своими планами и способами воплощения их в жизнь, и эти планы обязательно будут реализованы».

Те, кто приехал из других регионов, жили, как правило, в хостелах в шаговой доступности от того здания лицея, где проходили основные занятия. За адаптацию стажеров в лицее, решение повседневных проблем (как найти аудиторию, как добраться до нужного факультета и проч.) и культурный досуг отвечали волонтеры из числа лицеистов. Из первых рук стажеры получили информацию о возможностях поступлении в Вышку — специально для них была организована встреча с проректором Вячеславом Башевым и другими руководителями довузовского блока.

«Лицей — это прообраз Высшей школы экономики, — говорит заместитель директора лицея Рустам Байбурин. — Побывав здесь, ребята погружаются в атмосферу университета, узнают об особенностях обучения, о специфике образовательных программ. А если им понравилась организация учебы в лицее, какие-то наши педагогические находки, то они вполне могут предложить их в своих школах, когда туда вернутся».

О своих впечатлениях рассказали участники стажировки.

Юлия Бойко, ученица 11 класса лицея № 44 (Чебоксары)

О Высшей школе экономики я кое-что знала и раньше — была здесь на предметных школах. Стажировка дает возможность узнать больше, ведь лицей — это первая ячейка университета. Знакомые из лицея у меня уже были, но теперь их круг стал шире. Все ребята здесь открыты к общению, много рассказывали о лицейской жизни, объясняли, как здесь все устроено. Все лицеисты мотивированы на хорошую учебу, на поступление в вузы, хотят добиться успеха в жизни.

Лицей ВШЭ — это ячейка свободы, прототип Вышки для школьников. Мне понравилось, что каждый преподаватель, заходя в аудиторию, говорит ученикам: «Здравствуйте, коллеги!» Тем самым подчеркивается равенство между мной и человеком, знающим больше, чем я. Выбор курсов здесь гораздо больше, чем в обычной школе, есть необычный предмет — теория познания. Политологию, социологию или экономику можно изучать отдельно, а не в курсе обществознания.

Мне особенно понравилась лекция о проектной деятельности. Нам предложили десять проблемных тем, из которых нужно было выбрать одну, создать на ее основе проект, и затем группа стажеров от 4 до 6 человек этот проект выполняла. Проект — это возможность создать что-то новое или решить какую-то проблему. Например, нужно было придумать, как уравнять количество девочек и мальчиков на гуманитарном направлении, или сделать так, чтобы одноразовые стаканчики для кулера не заканчивались. Когда вернусь в свою школу, предложу там проводить такие же проектные работы в десятых классах.

Самое необычное в лицее — это факультетский день. Я ходила на факультет права, где тоже проводились занятия. У меня уже есть два диплома призера Всероссийской олимпиады школьников по праву, и я собираюсь поступать на программу «Юриспруденция: частное право» в Вышку. Хочу посвятить свою жизнь гражданскому праву, работать в международной компании.

Александра Тишина, ученица 11 класса школы № 132 (Барнаул)

На стажировке в лицее я выбрала направление «Дизайн» и на факультетский день ходила в Школу дизайна ВШЭ. Посмотрела, как проходят занятия у студентов, и всего за три часа преподаватели мне объяснили, какие требования предъявляются к творческой работе при поступлении на бакалаврскую программу «Дизайн». Одно дело — прочитать критерии на сайте, совсем другое — когда тебе их объяснят в личном общении. Я давно хотела получить высшее образование в области дизайна и благодаря стажировке утвердилась в своем выборе.

Внешне лицей похож на обычную школу. Наверное, единственное отличие — Клуб лицеистов. Это комната с пуфиками, где можно отдохнуть, сделать уроки или посидеть с ноутбуком, чтобы, например, выполнить задания заочного тура «Высшей пробы» (я там решала «Высшую пробу» по русскому языку, отпросилась для этого с уроков). А содержательных отличий гораздо больше.

Например, преподаватели по-другому ведут уроки: не указывают, что нужно сделать то-то и то-то, а общаются с тобой по-человечески, воспринимают тебя как личность. Очень понятно все рассказывают, приводят простые примеры. Как в обычной школе изучают литературу? Вот поэт, он родился, женился, развелся, написал такие-то стихи, мы должны их выучить. А в лицее на уроке литературы преподаватель предложил обсудить, как мы воспринимаем стихи о любви. Можно было привести примеры из творчества разных авторов: Пушкина, Ахматовой, Цветаевой, Рубцова. На теории познания мы изучали Фрейда, а на уроке английского обсуждали интересные аккаунты в Instagram.

Мой проект по итогам стажировки — о том, что нужно сделать, чтобы ученики с разных направлений в лицее общались между собой. Я предложила организовать специальные мероприятия: танцы, викторины, — где были бы смешанные команды, ведь любая групповая работа сплачивает людей. У стажеров с лицеистами было много таких совместных мероприятий. Они нам устраивали экскурсии — водили в Кремль, в Центр дизайна Artplay, — так что я еще и Москву посмотрела. До этого была здесь только один раз, да и то проездом.


Валерия Колотова, ученица 10 класса Гуманитарного лицея (Ижевск)

Главное, чего я хотела от стажировки, — найти себя, свое направление, решить, кем я стану в будущем. Пока окончательно не определилась, но склоняюсь к журналистике. НИУ ВШЭ для меня один из приоритетных вузов. На факультетском дне я была в департаменте медиа, там рассказывали о программах «Журналистика» и «Медиакоммуникации». Интересно было пообщаться со студентами, услышать рассказы, как они сами в Вышку поступали. Еще нам организовали экскурсию в студию — у студентов свой телеканал и ток-шоу «В точку», куда приглашают известных людей и берут у них интервью. В столовой факультета висит телевизор, по которому показывают свои передачи, университетские новости.

Лицей ВШЭ очень большой, три огромных корпуса, много учеников, и все настроены очень дружелюбно. Директор и замдиректора лицея нам сказали, что для нас стажировка в лицее — это большие возможности, а используем мы их или нет, зависит от нас. Ходить на пары никто не заставляет. Мне очень понравилась профильная история — преподаватель нескучный, все время с нами в диалоге, предложил интересный способ запоминания дат. Например, Иван Грозный родился в 1530 году, и гораздо легче запомнить, что он родился в 15 часов 30 минут.

В лицее я хотела завести новые знакомства. Когда стажировка только началась, было волнительно — переживала, что не смогу найти друзей. А потом познакомилась с одной девочкой из моей группы, она сама проявила инициативу, и мы с ней хорошо общались, вместе ходили на факультетский день. Еще для меня было важно понять, что такое студенческая жизнь. Мы живем в хостеле без родителей, вполне справляемся. Это первый такой опыт, когда я уехала в другой город, а мама дома осталась, и она, конечно, переживала.

Хотелось бы в 11 классе перевестись в Лицей ВШЭ, но это возможно, если только освободятся места. Я бы для этого переехала в Москву. С точки зрения перспектив поступления в Вышку это было бы замечательно. Шансов, конечно, немного, но я попробую.

Вам также может быть интересно:

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.

«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками

В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.

В НИУ ВШЭ учеников предпрофессиональных классов посвятили в будущие профессионалы

8 февраля, в День российской науки, 20 тысяч учеников 10-х предпрофессиональных классов школ Москвы прошли посвящение в будущие профессионалы на площадках более 30 столичных вузов. Одним из них стала Высшая школа экономики — в мероприятиях приняли участие более тысячи учеников предпринимательских, инженерных, ИТ- и медиаклассов. Они ознакомились с исследовательскими и образовательными возможностями университета, побывали на лекциях и интерактивных занятиях, пообщались с преподавателями.

«Наука с тысячью лиц»: Лицей ВШЭ проводит III открытую конференцию

Конференция на тему «Вызовы времени: от изобретения колеса до искусственного интеллекта» состоится 22–23 марта 2024. К участию приглашаются школьники, студенты, учителя и преподаватели вузов. Среди своих главных задач организаторы форума называют формирование интереса к исследованиям, сотрудничество на разных уровнях владения исследуемого материала, профессиональное общение на разных уровнях владения научными знаниями. Подать заявку можно до 15 февраля.

Участники DANO написали задачный тур заключительного этапа

Завершился задачный тур заключительного этапа Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Участниками стали 296 человек. В этот раз школьникам предстояло не тестовые задания решать, а работать над практическими задачами, которые требовали знания основ теории вероятностей и математической статистики.

«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса

25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.

«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей

Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».