Blended learning: преподавание выходит за пределы университета
22 марта в Высшей школе экономики прошла внутриуниверситетская конференция «Blended Learning. Опыт, успехи, перспективы». Более 100 преподавателей, академических руководителей и административных сотрудников из всех кампусов Вышки обсуждали стратегические и практические вопросы интеграции смешанного формата обучения в учебный процесс, проблемы и преимущества объединения традиционных форматов образования с дистанционными и онлайн-методами.
Открыл конференцию проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин. Он назвал распространение гибридных моделей обучения одним из основных трендов развития мировой системы образования, а также обозначил важность развития формата blended в рамках российского проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». По его словам, создание ресурса «одного окна», на котором будут собраны онлайн-курсы российских вузов, увеличивает конкуренцию между вузами и вынуждает университеты, в том числе и НИУ ВШЭ, качественно изменять свое присутствие в онлайн-пространстве. В этом контексте преподавание выходит за пределы университета и обучение слушателей вне вуза становится такой же важной задачей, как и обучение своих студентов. Фактически одним из ключевых направлений для университета на ближайший год становится создание организационных условий для развития blended learning, внедрения современных подходов и технологий в образовательный процесс — как в кампусах Вышки, так и за ее пределами в онлайн-формате.
Директор по онлайн-обучению Евгения Кулик рассказала об опыте внедрения смешанного формата обучения в Вышке, технологиях и основных моделях blended learning. По ее словам, в 2017–2018 учебном году количество студентов, обучающихся на дисциплинах в формате blended, выросло по сравнению с предыдущим учебным годом (особенно этот рост заметен на международной платформе Coursera и российской Национальной платформе открытого образования). В 2017 году более 6 тысяч студентов Вышки зарегистрировались как на курсы ведущих мировых университетов — МФТИ, Эдинбургского университета, Пенсильванского университета, Калифорнийского университета в Сан-Диего, Стэнфорда, — так и на курсы, разработанные НИУ ВШЭ.
Внедрение онлайн- и смешанного обучения — это длительный процесс, и его этапы многократно исследовались и описывались, например, в рамках SAMR-модели (Substitution, Augmentation, Modification, Redefinition) или 4-этапной модели Александра Уварова, поэтому университету нужно настроиться на системную продолжительную работу, в том числе по изменению методик обучения, считает Евгения Кулик.
Профессор Университета Лилль-1 (Франция) и Высшей школы экономики, заведующий Международной лабораторией зеркальной симметрии и автоморфных форм НИУ ВШЭ Валерий Гриценко рассказал о своем опыте создания научно-учебного спецкурса для дипломников и аспирантов на Coursera. По его мнению, если преподаватель берется за создание онлайн-курса, то это должно стать главной его профессиональной деятельностью на данный момент. Это такая же полноценная научная работа, как, например, написание статьи для журнала первого квартиля. Такой подход дает свои плоды: за те два года, что курс профессора идет на Coursera, он собрал 1355 активных слушателей, в рамках курса выполнены три дипломные работы (во Франции, России и Китае), опубликованы две научные статьи, пишутся две диссертации, несколько слушателей спецкурса будут докладчиками на молодежной международной научной школы-конференции в Санкт-Петербурге. Валерий Гриценко подчеркнул, что если в Москве его курс в режиме офлайн собрал бы 20 человек, то онлайн-формат дал ему возможность привлечь более 1300 заинтересованных и мотивированных студентов и аспирантов со всего мира и подарил ему встречу с одним из самых талантливых своих учеников, которым оказался китаец, проживающий во Франции.
Большой интерес вызвал разбор кейсов по blended learning от представителей различных структурных подразделений НИУ ВШЭ. Они рассказали об опыте использования лекционной части курса в онлайн-формате, об интеграции в учебный процесс онлайн-курсов сторонних вузов и вариантах их сопровождения, об опыте выведения базового курса в формат blended, о внедрении формата смешанного обучения в учебные планы студентов бакалавриата и магистратуры, а также о разработке и внедрении технологии смешанного обучения в старших классах общего среднего образования и о том, как сами студенты Вышки относятся к онлайн-обучению. Участники конференции также обозначили ключевые вопросы, требующие дальнейшего обсуждения и формулирования позиции университета: учет нагрузки преподавателей в связи с появлением новых форматов работы; обучение преподавателей и ассистентов instructional design для blended learning и работе с новыми образовательными форматами и технологиями; регулярный обмен лучшими практиками на уровне преподавателей и руководителей программ; постепенное и продуманное внедрение регламентов, которые обеспечили бы комфортную интеграцию новых форматов (в том числе blended learning) в образовательный процесс Вышки.
Подводя итоги конференции, Сергей Рощин сказал, что по данным исследований, чем более инновационным является вуз в России, тем более готовы его сотрудники и студенты двигаться в сторону развития и внедрения новых технологий и форматов, и Высшая школа экономики являет собой пример как раз такого университета.
Гриценко Валерий Алексеевич
Заведующий Международной лабораторией зеркальной симметрии и автоморфных форм
Кулик Евгения Юрьевна
Директор по онлайн-обучению
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ