Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники аспирантуры НИУ ВШЭ получили дипломы об окончании обучения

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ

В этом году аспирантуру в московском кампусе НИУ ВШЭ окончили 117 человек. 1 ноября они получили дипломы об окончании обучения. Часть из них уже защитила диссертацию по новой процедуре, введенной в Вышке в этом году, остальным предстоит сделать это в течение года.

Это второй выпуск аспирантов Вышки, для которых учеба в аспирантуре стала не просто подготовкой диссертации, но и третьей ступенью высшего образования. У многих выпускников диссертации готовы или почти готовы, их предстоит защитить в течение года. Защита диссертаций в университете теперь проходит по новой процедуре, и соискатели получают степень кандидата наук Высшей школы экономики.

Удивительный институт

«Аспирантура — удивительный институт, формирующийся благодаря вашему желанию и стремлению, — обратился к выпускникам проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин. — «Аспирант» в переводе с латыни означает «стремящийся». В современном мире, где существует много чрезвычайно увлекательных альтернатив, выбор в пользу исследований, аналитики и академической карьеры является непростым и весьма мужественным. Вы не только сделали этот выбор, но и достигли определенного результата — получили диплом об аспирантском образовании».

Сергей Рощин напомнил, что в этом году Высшая школа экономики получила право присуждать ученые степени, исходя из собственных стандартов, которые несколько отличаются от общепринятой в России практики и в гораздо большей степени соответствуют стандартам академической инициации, принятым в глобальном мире. В ближайшем будущем, получив ученую степень, выпускникам аспирантуры предстоит «вступить в академическую жизнь».

«Эта жизнь устроена так, что в ней всегда нужно добиваться результата и предъявлять этот результат другим, делясь с ними и одновременно проверяя себя, — считает Сергей Рощин. — Так развивается академическое сообщество — в диалоге, дискуссии, критике, признании друг друга».

«Окончив аспирантуру, вы расширили платформу возможных альтернатив для своего развития в будущем, — сказала руководитель аспирантской школы по менеджменту Ольга Третьяк. — А наша задача как преподавателей состояла в том, чтобы обеспечить вам более широкие возможности и ориентиры, чем были у нас, в обучении, в познании, в дальнейшей академической карьере».

«Вы использовали все возможности, которые дает система высшего образования, прошли все ее ступени до самого конца, — отметил руководитель аспирантской школы по праву Родион Белькович. — Не останавливайтесь на достигнутом, мы будем рады видеть вас в числе наших коллег, тем более что многие выпускники аспирантуры уже преподают в Вышке».

«Без отрыва от производства»

Никита Савин, старший преподаватель Департамента интегрированных коммуникаций, окончил аспирантскую школу по политическим наукам, и текст диссертации у него почти готов. Тему — «Понятие политического в делиберативной демократической теории» — придумал еще когда учился в бакалавриате. Писать диссертацию хотел у профессора Йельского университета Бориса Капустина — обратился к нему с предложением стать научным руководителем, случайно встретив его в коридоре Вышки, и он согласился. Введение новой процедуры защиты, когда диссертацию рассматривает не «большой» ученый совет, а специально подобранные специалисты по выбранной теме, Никита считает «в высшей степени разумным ходом»: «Это не только упрощает защиту, но и создает возможность для содержательной дискуссии».

Михаил Походай, выпускник аспирантской школы по психологии, стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований, бакалавриат и магистратуру окончил в Великобритании — в Университете Нортумбрии. У него была возможность учиться в аспирантуре в Европе, но он предпочел Вышку. Причина не только в желании вернуться в Россию, но и в том, что его научный руководитель Андрей Мячиков, с которым он познакомился во время учебы в бакалавриате, является приглашенным профессором ВШЭ.

Организация учебы в аспирантуре ВШЭ, считает Михаил, во многом похожа на британскую университетскую систему: у студента много свобод, но раз в полгода нужно отчитываться о результатах своей работы. Михаил хотел бы защитить диссертацию, представленную в виде статей по одной теме исследований (такая практика уже существует в Вышке), хотя общепринятый «кирпич» он уже написал.

«Аспирантура Вышки требовательна. Приходилось много учиться, но мне это нравилось, — рассказывает Алина Иванова, выпускница аспирантской школы по образованию, младший научный сотрудник и преподаватель Института образования ВШЭ. — Часть курсов я взяла на Coursera, то есть смогла добрать все, что нужно для диссертации, и даже больше. Училась в академической аспирантуре — могла заниматься любимым делом «без отрыва от производства», не думая о заработке на стороне. Участвуя в конференциях, выполняя проекты, съездив на стажировку в Бостон, я познакомилась с интересными людьми, на идеи которых могу опираться, — ведь аспирантура создает «сеть рукопожатий».

Диссертация Алины, посвященная методологии международного сравнительного исследования учеников начальной школы, стала логическим продолжением ее учебы в магистратуре: «Я окончила магистерскую программу «Измерения в психологии и образовании» Вышки, вынесла оттуда нежную любовь к психометрике и осознанное желание заниматься исследованиями в социальных науках вообще и в образовании в частности».

Юлия Бадрызлова, выпускница аспирантской школы по филологическим наукам, также пришла в аспирантуру после магистратуры — окончила магистерскую программу «Компьютерная лингвистика».

«Школа лингвистики обладает уникальной аурой, атмосферой научного творчества и свободы, помноженной на потрясающе теплые человеческие отношения, — рассказывает она. — Учеба в аспирантуре — это по большей части индивидуальная работа, консультации с научным руководителем, посещение семинаров. Очных занятий не так уж много, поэтому я совмещала учебу с преподаванием в Школе лингвистики, а также в качестве ассистента профессора Миры Борисовны Бергельсон участвовала в разработке онлайн курса по межкультурным коммуникациям на Coursera. В финансовом плане очень помогла стипендия академического аспиранта, а для работы над диссертацией — стажировка в Дублине, обязательная часть программы академической аспирантуры».

Анна Кожина, выпускница аспирантской школы по математике, стажер-исследователь Международной лаборатории стохастического анализа и его приложений, защитила диссертацию незадолго до окончания аспирантуры. А чуть раньше она получила степень PhD в Германии, в Университете Гейдельберга. «Я защищала одну и ту же работу, — рассказывает она, — под требования Вышки ее практически не пришлось переделывать, доработки касались исключительно оформления. Процедура защиты в Москве была очень похожей на процедуру в Гейдельберге. Так что благодаря реформе нашей аспирантуры требования к диссертациям в Вышке сейчас в основном совпадают с мировыми требованиями».

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

Ушел из жизни профессор Сергей Гелиевич Коковин

12 марта ушел из жизни Сергей Гелиевич Коковин, выдающийся ученый, профессор Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента, руководитель департамента экономики, директор Центра теории рынков и пространственной экономики, научный руководитель образовательных программ.

13 марта

ВШЭ стала второй в рейтинге вузов-участников программы «Приоритет-2030»

Команда Вышки успешно защитила программу развития университета перед Советом по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования и заняла второе место среди участников «Приоритета-2030». Всего поддержку получат 119 вузов, в том числе 100 — по основному треку.

18 марта

Современные медиа: как выжить и победить в информационной войне

В эпоху тотальной медийности и доминирования цифровых технологий и ИИ фейк может нанести не меньше вреда, чем оружие. Соответственно, возрастает и ответственность за контент, который производится для аудитории. При этом происходит и переосмысление профессии журналиста, ее роли и приоритетов. Об этом шла речь на всероссийской конференции в НИУ ВШЭ, посвященной современным медиа.

12 марта

«Спасибо всем, кто защищает нашу страну»: заседание Ученого совета Вышки прошло в Музее Победы

Перед началом заседания ветераны университета и члены Ученого совета возложили венки и цветы к скульптурной группе «Скорбь» в Зале памяти и скорби. Кроме того, они приняли участие в церемонии передачи 185 историй студентов и сотрудников Вышки об их близких в годы Великой Отечественной войны во Всенародный исторический проект «Лица Победы».

3 апреля

Высшая школа экономики расширяет сотрудничество с китайскими вузами

Делегация ВШЭ во главе с ректором Никитой Анисимовым посетила Китай, где провела переговоры с руководством ведущих университетов страны. Со всеми вузами достигнуты договоренности о расширении двустороннего научного и образовательного сотрудничества, подписан ряд соглашений с китайскими партнерами. В частности, с Пекинским университетом, одним из старейших и самых престижных вузов Китая, достигнуто соглашение о стратегическом партнерстве.

2 апреля