Традиционные лекции нужно заменять онлайн-курсами, только когда в этом есть необходимость
Массовые онлайн-курсы станут еще более востребованными, так как повышают качество и доступность образования, но традиционные формы взаимодействия преподавателя и студента они не отменят. К такому выводу пришли участники международной научной конференции о настоящем и будущем онлайн-образования eSTARS 2018, которую НИУ ВШЭ и глобальная образовательная платформа Coursera проводят в Москве 5-6 декабря.
Быстрая революция
Еще в конце прошлого века никто не мог предположить, что очень скоро в мире произойдет цифровая революция. «Мы думали, что будущее связано с освоением космоса, что люди будут передвигаться на летающих машинах», — сказал Лучано Сасо, президент ассоциации университетов UNICA.
Тем более никто не ожидал, что цифровизация повлечет за собой масштабные изменения в высшей школе. Казалось, что традиционная образовательная модель, когда профессор передает студенту знания на лекциях и семинарах, а студент записывает и заучивает, всегда будет единственной.
Трансформация высшего образования произошла на наших глазах в кратчайшие сроки. Слушателями массовых онлайн-курсов на глобальных образовательных платформах всего за десять лет стали около 60-70 млн человек, сообщил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Согласно прогнозам еще через 4-5 лет их станет около 200 млн.
Таким образом, по количеству студентов глобальные платформы очень скоро опередят складывавшуюся веками традиционную систему высшего образования — в вузах всего мира сейчас учатся около 150 млн человек.
А как же качество?
Исследования показывают, что онлайн-образование в большинстве случаев не уступает по качеству традиционному образованию.
В этом году под руководством Игоря Чирикова, профессора НИУ ВШЭ и научного сотрудника Калифорнийского университета в Беркли, был проведен эксперимент с тремя группами студентов из десяти региональных технических университетов.
Студенты первой группы учились в традиционной форме, второй — слушали онлайн-лекции ведущих университетов и посещали семинары офлайн, третьей — изучали курс только онлайн. Образовательные результаты всех трех групп были измерены, и оказалось, что они практически идентичны.
Если бы этот эксперимент провели в университетах послабее, результаты студентов первой группы были бы хуже, чем если бы они учились онлайн, прокомментировал итоги эксперимента Ярослав Кузьминов. И наоборот: если студенты учатся в сильных университетах, общаясь с ведущими учеными «вживую», то результаты будут лучше, чем при обучении онлайн.
В чем преимущества?
Участники конференции привели множество примеров, когда по своей эффективности онлайн-обучение не уступает традиционному, а зачастую превосходит его. Онлайн-курсы доступны в любое время, это возможность слушать лекции известных ученых для тех, кто живет далеко от интеллектуальных центров.
Элементы цифровизации в образовании повышают мотивацию студентов, считает ректор МФТИ Николай Кудрявцев, и этот интерес нужно использовать по максимуму.
Онлайн-курсы дают возможность индивидуализации учебного процесса с учетом поведения студента во время учебы. «Студент начал изучать курс, и мы видим, что у него возникают сложности, потому что он часто пересматривает видео, пропускает дедлайны, делает ошибки в контрольных работах, — пояснил Шраван Голи, директор по развитию Coursera. — Тогда можно предложить ему снизить темп обучения, пообщаться с преподавателем индивидуально, поучаствовать в дискуссии на форуме».
Ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский рассказал о важности анализа «цифрового следа», который студенты оставляют не только при изучении курсов, но и, например, в социальных сетях. Массивы данных о поведении разных студентов позволяют делать выводы об эффективности тех или иных методических приемов, об отдаче от работы преподавателей. Раньше преподаватели и методисты делали эти выводы на основе собственных ощущений, а теперь у них появились точные данные, благодаря которым можно улучшать качество работы.
Ярослав Кузьминов сравнил это новшество с появлением анализа крови — раньше врачи определяли болезнь лишь по симптомам, а теперь у них появились цифровые показатели.
Профессор ВШЭ Александр Архангельский*, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и член совета Колорадского университета Стефен Людвиг. © Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики
Кто против?
Профессор ВШЭ Александр Архангельский*, модератор одной из панелей конференции, поинтересовался, не приведет ли ставка на цифровизацию образования к противодействию со стороны абитуриентов и их родителей. Не захотят ли они вернуться к традиционным формам?
Даг Ледерман, cоредактор и сооснователь Inside Higher Ed, ответил, что запросы абитуриентов и их родителей зависят от того, дает ли отдачу высшее образование с использованием онлайн-курсов. Если люди, получив такое образование, находят хорошую работу, делают карьеру и много зарабатывают, зачем возражать?
Однако есть другая проблема — к цифровым технологиям скептически относится ряд преподавателей, которые придерживаются традиционных методов, констатировал Нил Моррис, директор по цифровому обучению Университета Лидса.
Но привычные формы работы не исчезают из университетов, отметил Эдуард Галажинский: «Когда онлайн-курсы только зарождались, мы слышали прогнозы, что они очень скоро уничтожат традиционное образование. Но теперь авторы этих прогнозов предпочитают помалкивать».
Личное общение студента с преподавателем, обучение в малых группах никуда не исчезнет, считает Ярослав Кузьминов, точно так же как оно не исчезло после появления книгопечатания. Просто профессора смогли выбирать лучших учеников из тех, кто прочел их книги, а сейчас смогут выбирать из тех, кто осваивает их онлайн-курсы, и этот круг студентов гораздо шире.
Добровольные решения
Решение о замещении традиционных курсов онлайн-курсами должны принимать университеты, когда в этом есть необходимость, считает Ярослав Кузьминов. Он убежден, что новые технологии нельзя внедрять из-под палки: это должно быть добровольные решения кафедр и отдельных коллег. Если вуз обеспечивает своим студентам образование определенного качества, которое требует от него государство и общество, без онлайн-курсов можно обойтись. Но если нужного качества нет, их использование — одно из самых очевидных решений проблемы.
Представители российских и зарубежных университетов рассказали, как используют онлайн-курсы — и свои, и разработанные коллегами из других вузов. Есть самые разные формы — от полностью дистанционного обучения до смешанного, когда онлайн-курсы используются при необходимости. В Университете Лидса представлены практически все формы — например, абитуриентам предлагаются онлайн-курсы, знакомящие с предметами, которые им предстоит изучить, а студентам — онлайн-курсы по формированию навыков исследовательской работы и критического мышления.
В НИУ ВШЭ рассматривается возможность встраивания онлайн-курсов во все базовые курсы. Это не означает вытеснение традиционных занятий с преподавателем офлайн, просто их можно будет посвятить решению творческих задач.
* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Чириков Игорь Сергеевич
Профессор департамента социологии
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»
19 ноября, 2024 г.
Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее
13 ноября, 2024 г.
НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию
18 ноября, 2024 г.
Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ
21 ноября, 2024 г.