В МИЭМ состоялась дистанционная защита студенческих проектов
О том, что защита пройдет в формате онлайн, миэмовцы узнали всего за несколько недель до запланированного события, но это не помешало им показать впечатляющие результаты. 383 студента, разделившиеся на команды, представили 134 проекта, из которых лучшие 37 были рекомендованы к участию в ежегодном Техношоу МИЭМ.
Защита проектов инженерно-технических дисциплин в дистанционном режиме — непростая задача. Студентам приходится демонстрировать не только программные продукты, но и физические объекты — платы, механизмы, детали, роботов и устройства. Из 134 проектов, вышедших на защиту, 133 проекта успешно защитились. И это, по мнению руководства института, результат общего труда студентов, преподавателей и сотрудников МИЭМ.
Максим Чуяшкин, директор Центра управления проектными разработками МИЭМ
Техподдержка за невозможно короткие сроки подняла массу дистанционных сервисов. Учебный офис, параллельно с перестройкой учебного процесса, динамически менял, оптимизировал и приспосабливал расписание и процедуры защит, а административный аппарат искал и находил решения любых возникающих обострений. Я искренне признателен коллегам, которые, несмотря на возросшее количество сложностей, всегда готовы поддержать с полной самоотдачей. И я восхищен нашими студентами (магистрантами, аспирантами), преподавателями и экспертами, которые преодолели все затруднения и с достоинством выдерживают все испытания.
Среди представленных на защите проектов – «Веб-архив арктических экспедиций AVA». Он позволяет консолидировать всю информацию о растительности российского сектора Арктики, сбором которой занимается ИПЭЭ РАН в рамках международной научной инициативы Arctic Vegetation Archive (AVA). В команде проекта две студентки-третьекурсницы — Кристина Чайкина и Мария Курышева. Девушки занимались разработкой удобного инструмента для работы с данными, предназначенного для группы исследователей Арктики.
«Наш сайт позволяет добавлять и хранить данные (фото и описания мест), которые исследователи привозят из своих экспедиций, а также на карте показывать изученные локации. Еще мы сделали блок со статистикой, а именно — предоставление многокритериальной выборки по архивам, видам и родам растений, почвам», — объясняет Мария Курышева.
По словам Марии, в начале 2000-х американцы уже разработали аналогичный сайт для национальной группы исследователей, но в нем используются устаревшие технологии. Кроме того, ресурс требует затрат на содержание. Разработка миэмовцев более функциональна и не требует больших денежных ресурсов. Студентки планируют продолжить работу над проектом и уже намечали задачи на будущее: применить методы машинного обучения для глубокого анализа данных архива и усовершенствовать пользовательский интерфейс.
Марат Джамалутдинов, студент 3 курса ОП «Информатика и вычислительная техника», участвовал в создании робота для сборки мусора в водоемах — устройства, которое плавает на поверхности воды и собирает отходы.
Студент объясняет, что робот делает это с помощью нейронной сети и камеры, которые распознают мусор, а также нескольких датчиков, не позволяющих ему ударяться в окружающие предметы. Самым сложным в работе над проектом, по словам Марата, оказалось разработать корпус устройства: «Он должен был быть водонепроницаемым, так как внутри куча электроники, и достаточно устойчивым, чтобы не потерять “равновесие” на небольших волнах, и хорошо обтекаемым, чтобы двигатели не тратили мощность впустую. Учесть все это и еще миллион маленьких деталей оказалось довольно трудно».
В команде проекта «Электронная лаборатория ВКВС —“Виртуальный космос, виртуальный спутник”» пять человек. Третьекурсник образовательной программы «Информатика и вычислительная техника» Григорий Хромов рассказывает о сути проекта: «Наше приложение является виртуальной лабораторией. Мы ориентировались на рабочий процесс в учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем в МИЭМ. Одна из ее задач — обучение школьников работе с малыми космическими аппаратами. Для этого они используют комплект “Терра” с конструктором “Орбикрафт” от компании Спутникс. Наше приложение переводит работу с конструктором в формат приложения для персональных компьютеров».
Ребята отмечают, что онлайн-формат работы над проектом ничуть не помешал им осуществить все задуманное. Более того, студентам удалось реализовать функционал, который изначально они не планировали сделать.
«Самое главное, что мы получили — опыт командной работы. И в принципе, проекты – уникальный experience», — признается Григорий.
Над проектом «О возможности применения беспроводной зарядки для носимых устройств на основе 5G» работали аспирант 1 курса аспирантской школы по техническим наукам Святослав Якименко и Дарья Иконникова, которая учится на 3 курсе бакалаврской программы «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». Студенты оценивали возможности беспроводного сбора энергии от базовых станций сотовых сетей, работающих в частотных диапазонах, использующихся в Российской Федерации.
Ребята объясняют, какую задачу ставили перед собой, начиная работать вместе: «Антенны базовых станций, работающих в стране, постоянно излучают определенное количество энергии в пространство. Мы задумались, можем ли мы использовать эту энергию для подзарядки маломощных электронных устройств?».
Ребята теоретически оценили потенциал беспроводного сбора энергии, излучаемой в различных частотных диапазонах. Проведя масштабную работу, миэмовцы выяснили: у технологии действительно есть перспективы.
Антон Буев, Александр Генов и Дамир Идрисов представили проект «Idoor-позиционирование», актуальный для студентов. Ребята создалипрототип информационной системы поддержки навигации в помещении. Он включает в себя сайт, на котором осуществляется администрирование (или интерфейс для взаимодействия с базой данных), сервисы, предоставляющие данные мобильному приложению (именно в нем отображаются планы этажей и навигация) и редактору карт.
«Мы планировали работу системы так, чтобы редактировать данных через сайт мог только один человек (администратор), у которого есть доступ. Остальные пользователи используют отредактированные карты через мобильное приложение. В целом, доступ к навигации разрешен всем, но при желании его можно открыть только для студентов и преподавателей Вышки», — делится Антон.
Студенты МИЭМ, по словам участника проекта, пытаются создать систему навигации в помещениях не в первый раз. «Проблема была в том, что у ребят не было команды, поэтому они либо делали какой-то отдельный компонент системы (например, сайт для администрирования или приложение), либо пытались сделать всю систему сами, но выходило не очень функционально, — считает Антон. —Нам удалось вполне успешно связать все компоненты и сделать их удобными для использования».
Редакция новостной службы портала благодарит за помощь в создании материалоа студенток МИЭМ Ирину Тараскину, Полину Подкопаеву и Валерию Немну.