«Трудозатраты добросовестных преподавателей стали выше»
При переходе на дистант в высшей школе содержание образования остается прежним, меняется лишь его форма. Ведущие вузы используют цифровые технологии для сохранения и повышения качества, при этом расходы на учебный процесс не снижаются, считают опрошенные порталом ВШЭ эксперты.
Виктор Болотов, академик РАО, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ
Нет никаких сомнений, что полностью дистанционным высшее образование быть не должно. Важно не только обучение, но и социальная среда, влияющая, прежде всего, на социализацию студентов и на формирование мягких навыков. Ограничиваться дистанционным форматом можно лишь в исключительных случаях – на дополнительных или некоторых магистерских программах, когда студент четко знает, что ему нужно, и в вынужденных обстоятельствах, как сейчас, в условиях пандемии.
Эффективность дистанционного обучения связана, прежде всего, с мотивацией. Исследования показывают, что при освоении массовых онлайн-курсов мотивированные студенты – а именно такие учатся в ведущих вузах, – получают знания не хуже, чем лицом к лицу с преподавателем.
В чем-то дистант даже удобнее, потому что экономится время на дорогу, дистанционные курсы можно слушать в любое удобное время, меньше соблазнов отвлечься. Объем знаний не меняется, меняется лишь форма их передачи. При этом опыт последних полутора месяцев показывает, что преподавателям стало работать гораздо сложнее.
Программы высшего образования перегружены, и при дистанционном обучении приходится концентрировать изложение, дольше готовиться.
Читая лекцию в аудитории, можно позволить себе некоторые небрежности, а когда вы работаете перед камерой, все слова должны быть достойны высечения на камне
Во время онлайн-лекции напряжение преподавателя выше еще и потому, что он не видит обратную реакцию всех студентов.
Все это означает, что труд преподавателей должен оплачиваться точно так же, как и раньше, если не выше. Чтобы удерживать интерактивность на занятии, им нужны учебные ассистенты, которые будут следить за чатом, обеспечивать обратную связь, и их работа тоже стоит денег.
У вузов появились и другие расходы, связанные с организацией дистанционного обучения, закупкой компьютерных программ, а на предстоящих онлайн-экзаменах – еще и систем прокторинга для борьбы с академическим мошенничеством. И за рубежом, и в России в период пандемии есть примеры, когда университеты помогают социально незащищенным студентам с покупкой личных ноутбуков. Сокращаются лишь расходы на проведение практикумов и экспериментов, где онлайн-формат невозможен, но такого рода занятия вузы компенсируют своим студентам после окончания пандемии.
Если же профессор наговаривает на камеру те же слова, что и во время работы в аудитории, его эффективность будет гораздо ниже. Онлайн-формат невозможен без изменения стиля преподавания. В слабых вузах менять его вряд ли будут, поэтому там есть риск имитации и учебного процесса, и итоговой аттестации, что чревато дальнейшим снижением качества образования.
Алексей Семенов, академик РАН и РАО, директор Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга ФИЦ ИУ РАН
Я всегда был противником терминов «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» – это жаргон, который только вредит делу. Существует дистанционный формат работы и применение дистанционных образовательных технологий, необходимых в образовательном процессе практически любого современного университета широкого профиля. Это было очевидно и до пандемии. Уже тогда лучшие вузы тратили на это силы и средства: оснащали аудитории и закупали оборудование для записи онлайн-курсов, интернет-каналы и облачные сервисы, обучали преподавателей новым педагогическим технологиям.
В последние полтора месяца на дистанционный формат вынуждены были перейти все вузы. У тех, кто никогда его не пробовал, катастрофически падает качество. Представьте себе: преподаватель предлагает студенту выполнить задание в тетради, сфотографировать его, прислать ему на телефон, чтобы он его распечатал, поправил красной ручкой, снова сфотографировал и отправил обратно. Подобные процедуры становятся источником неэффективности, стресса и перегрузки информационных каналов. Занятия теряют смысл – не всегда разберешь, что на этих «фотографиях» написано.
А вот в ведущих вузах, которые уже использовали дистанционный формат и добились в этой работе успехов, ситуация иная. Добросовестные преподаватели используют все современные возможности, чтобы повысить качество образования. Передовой зарубежный, да и российский опыт показывает, что в таких случаях растет индивидуализация, повышается внимание к каждому студенту, совершенствуются технологии обратной связи, контроля и оценивания. Преподаватели тратят столько же времени, сколько и на занятия в аудитории, а то и больше. Но при этом тратят время эффективно – с пользой для каждого студента.
Чтобы не допустить халтуры, организаторам образовательного процесса в университетах достаточно обратиться к фиксации образовательного процесса в корпоративной цифровой среде
Несколько лет назад мы начали это делать в МПГУ – сразу было видно, кто из преподавателей выкладывается на лекциях, а кто просто диктует неподъемные определения из старых конспектов.
Очевидно, что в университетах, эффективно работающих в дистанционном формате, расходы на учебный процесс не становятся меньше. Может показаться, что есть экономия на «коммуналке», поскольку студенты в аудитории не приходят, но это – незначительная доля их бюджета.
Не стоит забывать, что финансирование высшей школы в нашей стране всегда оставляло желать лучшего, и сейчас вузы постепенно теряют доходы от внешних заказов – со стороны бизнеса или государства. Прекращены эксперименты на дорогостоящих установках, многие сотрудники медицинских вузов мобилизованы на борьбу с эпидемией.
Университетам нужно создавать новые онлайн-ресурсы, чтобы поддерживать качество образования на должном уровне, и достойно оплачивать труд добросовестных преподавателей.
Тем более что трудозатраты последних выросли из-за сложностей адаптации к новым условиям. Но можно выразить уверенность, что при выходе из кризиса наиболее активные преподаватели, действительно любящие свою работу и уважающие студента, продолжат применять дистанционные технологии для повышения качества своей работы.
Виталий Рубцов, академик РАО, президент Московского государственного психолого-педагогического университета
Размер норматива, которое выделяет вузу государство в расчете на одного студента, или плата за обучение, которую студент вносит сам, определяется реальным объемом работы профессорско-преподавательского состава и других служб, обеспечивающих учебный процесс. В условиях дистанционного обучения нагрузка преподавателей, безусловно, не уменьшилась. По собственному опыту вижу, что она даже стала интенсивнее.
Резкий переход на дистанционную форму обучения в связи с пандемией не означает, что она теперь будет неповторимой и единственной. Но смешанные формы обучения, безусловно, будут развиваться гораздо интенсивнее, чем раньше. Алгоритм дистанционного взаимодействия между преподавателями и студентами формируется у нас на глазах, и мы видим, что востребованность преподавательского труда не уменьшается и опять же скорее возрастает.
Как психолог могу сказать, что проблема мотивации студентов в этой ситуации становится принципиальной, и решить ее гораздо сложнее, чем при традиционном обучении
Сегодня университет должен сохранить не только учебный процесс в рамках основных образовательных программ, но и дополнительное образование – в МГППУ в последний месяц увеличилось число дистанционных семинаров по интересам, клубных мероприятий онлайн, которые инициируют сами студенты. Не нужно забывать и о том, что во многих вузах учатся студенты с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, в том числе незрячие и слабовидящие, как у нас, и преподаватели теперь тоже работают с ними онлайн.
Самый неприятный сценарий развития высшей школы – замена дистанционного обучения заочным, а значит – снижение качества образования, и такой риск есть. Чтобы его избежать, нужны масштабные программы повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров для работы в цифровой среде, и это дополнительные расходы, которые ложатся на плечи вузов.