• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Миграция сегодня — одна из самых острых проблем»

В рамках соглашения между Высшей школой экономики и Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) с 19 по 30 сентября на базе Института демографии ВШЭ и при поддержке Центра повышения квалификации ВШЭ прошел курс краткосрочного повышения квалификации по программе «Население и развитие». О миссии и задачах курса рассказывает директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский.

— Анатолий Григорьевич, какова история сотрудничества Института демографии с Фондом ООН в области народонаселения?

— Фонд народонаселения ООН был создан в конце 1960-х годов для решения проблем, связанных с ростом народонаселения в развивающихся странах, и почти все бывшие советские республики попадают в эту категорию. Диапазон деятельности Фонда широкий: улучшение репродуктивного здоровья, защита репродуктивных прав, обеспечение безопасности материнства, поддержка подростков и молодежи и многое другое. ЮНФПА помогает в разработке политики и стратегий по сокращению масштабов нищеты и обеспечения устойчивого развития, оказывает помощь странам в сборе и анализе данных, которые могут помочь понять демографические тенденции, а также способствует развитию институтов подготовки и переподготовки кадров в области демографии и народонаселения. Институт демографии НИУ ВШЭ уже не первый год сотрудничает с ЮНФПА, мы выступаем в качестве их основного контрагента в сфере подготовки и переподготовки кадров в области демографии и народонаселения на всем пространстве бывшего СССР. Завершившийся на прошлой неделе курс был одним из наиболее значимых событий в рамках нашего сотрудничества, но не первым, и я уверен — не последним. Мы планируем регулярно проводить эти курсы и собирать на них все большее количество специалистов из стран СНГ, Восточной Европы и Центральной Азии.

— На кого рассчитан данный курс, кто составляет его аудиторию?

— В этом году курс собрал широкий круг специалистов, приехали чиновники и преподаватели, исследователи из академических институтов и работники органов государственной статистики, представители министерств и сотрудники некоторых региональных отделений ЮНФПА. Среди слушателей из академической среды были кандидаты и доктора наук, все они в той или иной мере близки к демографии, но не обязательно демографы по образованию, потому что в некоторых странах просто нет «чистых» демографов. Курс собрал людей, в сфере профессиональных интересов которых находятся различные вопросы, например, такие как занятость, миграция, смертность, рождаемость и другие демографические и социальные проблемы. Всего в этом году к нам приехали двадцать два участника из Украины, Белоруссии, Таджикистана, Киргизии, России, Молдавии, Армении, Узбекистана.

— Как был организован процесс обучения?

— Курс проводился в два этапа. Первый этап состоял из недельного лекционно-семинарского цикла и круглых столов, которые были организованы на базе подмосковного отеля «Heliopark Talasso», что позволило более рационально и концентрированно использовать время — этого требовали сжатые сроки курса. У нас был довольно жесткий режим: четыре лекции в день, вечерние круглые столы и дискуссии, а также самостоятельная работа. Она была необходима, так как курс завершался финальными презентациями собственных проектов участников, которые надо было подготовить за эти две недели. На протяжении последних трех дней этого этапа работа проходила совместно с проводившейся в том же отеле Летней школой для магистров по теме «Второй демографический переход», организованной нашим институтом. Совместные занятия магистров и участников курсов оказались весьма полезными для обеих сторон, на мой взгляд, удалось создать хорошую рабочую атмосферу, с интересными встречами и дискуссиями с участием ведущих ученых и экспертов в области современных демографических тенденций в России и мире. В качестве лекторов и участников круглых столов перед слушателями выступили ведущие российские демографы Михаил Денисенко, Жанна Зайончковская, Сергей Захаров, Валерий Елизаров и другие. Вторая неделя также была насыщена различными мероприятиями, они проходили уже в Москве, где участники курса не только слушали лекции и завершали подготовку своих презентаций, но и встречались с представителями различных ведомств — Минэкономразвития, Росстата, ФМС. В завершающий день, 30 октября, состоялась защита проектов, выполненных участниками, после чего им были вручены дипломы об окончании курсов.

— Какие темы вызвали наибольший отклик среди участников?

— С интересом обсуждались все темы, но если говорить о встречах, то, пожалуй, самый большой отклик вызвал визит представителей ФМС России. Это и понятно, миграция сегодня — одна из самых острых проблем. Сотрудники ФМС поделись своим опытом организации приема мигрантов. Это больной вопрос, так как в современном российском обществе развита мигрантофобия, и увеличивающийся поток мигрантов из наших бывших южных республик не способствует снижению напряжения. Поэтому обсуждение механизмов регуляции миграции, ее легализации, интеграции приезжающих в Россию мигрантов вызвал живой интерес среди участников. Например, выступление коллег из Таджикистана было посвящено проблеме массовой миграции таджиков на заработки в Россию. С одной стороны, это выгодно — в Таджикистан поступают большие суммы денег, люди обогащаются знаниями, знакомятся с иной культурой, но в то же время этот процесс приводит к разрушению семей, оттоку наиболее работоспособной и активной части населения из страны. Для многих природа роста миграции непонятна, и наша задача сделать видимыми те глубокие процессы, которые лежат в ее основе и которые уже нельзя изменить. И соответственно, необходимо решать совершенно иные задачи — размышлять не о том, как остановить процесс, а о том, как его направить в «правильное» русло и контролировать.

Если же говорить о заключительных презентациях, то спектр их был весьма широк. К примеру, очень интересными были презентации молдавских участников. Ольга Пенина представила выполненный на высоком уровне анализ динамики смертности и продолжительности жизни в Молдавии с учетом корректировок некачественных данных 1950-х и 1960-х годов, Ольга Гагауз рассмотрела тенденции рождаемости в Молдавии, в частности влияние на рождаемость современных миграций. Таджикский коллега Додарбек Саидалиев привел интересную информацию о социальных и демографических последствиях трудовой миграции из Таджикистана в Россию. Олег Вороненко посвятил свое выступление проблемам, связанным с политическим ответом на вызовы старения на Украине.

— Анатолий Григорьевич, в чем вы видите основную пользу курса для его участников?

— Главное, что дает курс — это расширение кругозора по вопросам, которыми участники занимаются у себя на местах, и способам их решениям. Важно показать людям различные способы решения схожих проблем, дать им шанс не вариться в собственном соку, а обменяться опытом. Здесь они получили возможность услышать, как эти проблемы решаются в мире, какова общая ситуация с рождаемостью, смертностью, миграцией, какие наметились общие демографические тенденции в мире. Демография — это такая область, где каждый считает себя специалистом, но на самом деле, очень немногие понимают и разбираются в том, что действительно происходит. И поэтому так важно общаться, создавать профессиональное сообщество людей, разговаривающих на одном языке, владеющих теоретической подготовкой и методологией на должном уровне, знакомых с общими трендами и новейшими исследованиями в области демографии и народонаселения. А для научного сообщества полезно встречаться с практиками, вникать в их настоящие проблемы, с которыми они сталкиваются каждый день в своей повседневной работе. Это часть нашей профессии.

— Оказывают ли помощь участникам курса их правительства, работодатели, кто заинтересован в повышении их квалификации?

— Хотя инициатива проведения курса принадлежит Фонду ООН по народонаселению, и он в значительной мере финансировал проведение мероприятия, какая-то часть участников была командирована организациями, в которых они работают. В долгосрочной перспективе Фонд заинтересован в том, чтобы финансирование таких курсов двигалась в сторону самоокупаемости, чтобы правительства и ведомства посылали своих работников за свой счет на программы переподготовки и повышения квалификации. Но для этого курсы должны иметь хорошую репутацию, как место, где действительно можно получить много новой и полезной информации, познакомиться с практическим опытом коллег и расширить свой кругозор в сфере методологии решения тех или иных задач. Тут, кстати, многое зависит от нас, мы должны зарекомендовать себя как научно-учебный центр, гарантирующий качество предоставляемых знаний в сфере демографии.

Институт демографии существует в Вышке не так давно — с 2007 года, но началась наша работа значительно раньше еще в рамках Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. За эти годы нами накоплено огромное количество информации о демографических процессах в России и в мире. Все эти данные находятся в открытом доступе, в частности на сайте «Демоскопа», где можно найти научную аналитику, материалы СМИ с обсуждением текущих проблем, и статистические базы данных. Мы стараемся создать площадку, на которой будет возможен плодотворный диалог науки и общества.

Если говорить об организационной стороне проведения курса повышения квалификации по программе «Население и развитие», львиную долю забот взял на себя Центр повышения квалификации ВШЭ, позволив нашим сотрудникам сосредоточиться на обеспечении качества и высокого научного уровня преподавания.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Зачем всем психологам знания из области группового анализа

5 октября на кафедре психоанализа и бизнес-консультирования факультета социальных наук ВШЭ стартует программа повышения квалификации «Теория и практика группового анализа». Руководитель программ ДПО кафедры Ксения Вагнер выделила три основные причины, по которым это обучение актуально для всех желающих заниматься психологией профессионально.

В ВШЭ научат, как обосновать тариф

В сентябре в НИУ ВШЭ стартует новая многоотраслевая программа повышения квалификации «Экспертиза расходов и расчет тарифов в коммунальном комплексе». Курс предназначен для руководителей и специалистов, занятых в регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Мотивация к большим поступкам в жизни»: чему учат на программе магистратуры «Население и развитие»

В 2023 году магистратура «Население и развитие» вошла в рейтинг лидеров образовательных программ НИУ ВШЭ. О том, в чем ее особенность и уникальность, зачем специалистам по проблемам населения изучать Python, жилищную политику и государственное управление, — в материале новостной службы «Вышка.Главное».

Залечь на дно в Рыбинске: в жару лучше находиться в маленьком городе

Аспирант Института демографии имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Михаил Максименко и международная группа исследователей изучили избыточную смертность в европейской части России во время жары и лесных пожаров 2010 года. Анализ данных показал, что определяющим фактором избыточной смертности был не уровень загрязнения воздуха, а размер города: самыми безопасными оказались города с населением менее полумиллиона человек. Исследование опубликовано в Vienna Yearbook of Population Research 2024.

ВШЭ провела программы повышения квалификации для учителей из Кыргызстана и Узбекистана

НИУ ВШЭ развивает и поддерживает таланты не только в России, но и за рубежом. В течение многих лет Дирекция по работе с молодежью за рубежом выступает инициатором мероприятий по привлечению талантливых иностранных абитуриентов, а также по повышению квалификации учителей из школ-партнеров. В числе недавно организованных Вышкой встреч — программы повышения квалификации (ППК) для учителей из Кыргызстана и Узбекистана.

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

«На рынке сейчас востребованы люди, способные заниматься потоковой аналитикой»

Данил Гришин, выпускник онлайн-магистратуры Высшей школы экономики «Экономический анализ», сотрудник Банка России, принял участие в курсах повышения квалификации факультета экономических наук ВШЭ. Он рассказал, чем трехнедельный интенсив полезен эконометристу-практику, как полученные в Вышке знания помогают развивать модельный аппарат в Дальневосточном главном управлении ЦБ и какие профессиональные треки кажутся ему наиболее перспективными.

ESG и ответственное инвестирование: Вышка приглашает на программы ДПО

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ открыла прием на две уникальные программы повышения квалификации в области устойчивого развития и ESG. Программы дополнительного профессионального образования разработаны Центром управления устойчивым развитием компаний в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» НИУ ВШЭ.