Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современная психология: штабные учения на Алтае

Не так давно в живописном месте на Горном Алтае состоялось примечательное научное событие — первая Всероссийская психологическая школа, собравшая на пять дней ведущих отечественных психологов, студентов и молодых ученых из ГУ-ВШЭ, МГУ и вузов Сибирского региона. Рассказывает Алексей Улановский, организатор и президент школы, старший преподаватель факультета психологии ГУ-ВШЭ.


— Эта школа стала по-настоящему "прорывным" событием в жизни отечественного психологического сообщества. Никто не ожидал, что мероприятие, ориентированное в первую очередь на поддержку молодежного психологического движения и сообщества, получится настолько "взрослым" и по-научному зрелым. Достаточно сказать, что проблематика, поднятая на школе, уже стала темой первого в этом году заседания "Московского общепсихологического семинара", в котором принимают участие ведущие психологи страны.

— Что ж, заинтриговали. И какова же проблематика?

— Пожалуй, центральная тема, под знаком которой прошла школа — проблема ориентации, выбора и отношения к существующему множеству психологических концепций, подходов, направлений. Школа так и называлась: "Архитектоника психологии: плюрализм и единство". Оправдан ли, "нормален" ли и продуктивен ли плюрализм в психологии? Возможен ли и необходим ли единый взгляд на человека, сознание, личность, культуру? Возможна ли интеграция психологического знания и психологического сообщества? Эти вопросы не новы для психологии, но их обсуждение сегодня позволяет по-новому взглянуть на существующее положение дел, занять свою позицию, сформулировать какие-то новые идеи.

— А какие цели ставила перед собой школа?

— Главной социальной целью школы была консолидация психологического сообщества, в первую очередь, естественно, студенческого; установления более тесных связей между психологами Центральной и Восточной части России. Кстати сказать, именно этот замысел привлек Фонд "Оскфорд-Россия", который финансово поддержал наш проект, благодаря чему школа в таком составе и таком масштабе стала возможной. Благодаря этой поддержке мы смогли провести школу в потрясающе живописном месте — в комфортабельном пансионате на берегу алтайского горного озера Ая.

Эта школа продолжила традицию проведения психологических школ, заложенную одним из основателей отечественной психологии А.Н. Леонтьевым в 1960 годы. Сам Леонтьев рассматривал подобные школы как способ восполнения дефицита общения между различными поколениями психологов — студентами, молодыми учеными и маститыми профессорами. Школа позволяет в неформальной обстановке пообщаться с ведущими специалистами в своей области, познакомиться лично, задать напрямую какие-то вопросы, что-то обсудить, установить более тесные связи. А кроме того, это хороший и щадящий способ представить на суд коллег и отработать какие-то собственные идеи и исследования — причем, не только для студентов, но и для преподавателей, которые получают обычно для себя много обратной связи. Ведь школа предполагает более свободные и более подробные обсуждения и дискуссии, которых так часто не хватает на "стандартных" научных конференциях, лекциях и семинарах.

— А что входило в программу школы?

— Программа была достаточно разнообразной по жанру. Это и пленарные доклады приглашенных лекторов — известных и уважаемых ученых-психологов, которые рассказывали о наиболее злободневных и актуальных, по их мнению, проблемах современной психологии. Это студенческие доклады на секциях, в которых у ребят была возможность сделать презентацию собственного исследования и обсудить ее в кругу других студентов и профессоров. Наконец, это профессорские мастер-классы и студенческие мастерские, на которых у участников, причем, как студентов, так и профессоров, была возможность научиться чему-то новому: продуцированию инноваций и позиционированию, техникам супервизии-сопровождения, формам работы организационного психолога и так далее.

— А помимо основной программы?

— Кроме перечисленного, было много всего интересного: психологические тренинги, прогулки с профессорами, просмотр и психологический анализ кинофильмов, чайная церемония, песни под гитару, барабанные шоу, футбол "студенты против преподавателей", экскурсия по Горному Алтаю. Это был настоящий марафон — одно мероприятие за другим в режиме "нон-стоп". Главной проблемой для всех был хронический недосып, который, правда, компенсировался за счет позитивного настроя и потрясающей энергетики тех мест.

Среди наиболее запомнившегося, я бы назвал доклад лидера питерской школы психологии В.М. Аллахвердова о проблемах изучения сознания, доклад профессора Д.А. Леонтьева о современных исследованиях феномена мудрости, доклад заведующего кафедрой общей психологии МГУ Б.С. Братуся о становлении и развитии психологии как сообщества. Очень ярким и продуктивным получился диспут "Спор поколений: плюрализм или единство? Аллахвердов vs. Улановский, Барский, Лызлов", в котором мы оппонировали уважаемому профессору, а аудитория и эксперты из числа профессоров определяли, чья позиция им кажется более обоснованной. Яркими были доклады известного московского психолога и философа А.Н. Кричевца, профессора Ю.К. Стрелкова, известных томских профессоров Г.В. Залевского и В.Е. Клочко. Очень приятно, что на школу получилось приехать декану факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ю.П. Зинченко, который провел симпозиум по злободневной проблеме психологии безопасности и терроризма, а также декану факультета психологии ТГУ Э.В. Галажинскому, который рассказал о перспективах изучения личностного потенциала человека и вообще курировал всю организацию школы.

— А в чем проявили себя студенты Вышки?

— Наш факультет на школе представляли студенты 2-го, 3-го и 4-го курса бакалавриата. Аня Талдыкина и Александр Елисеенко предложили и провели оригинальную авторскую мастерскую "Психология в бизнесе", которая получила лестные отклики от участников школы. Полина Шевцова сделала доклад на секции "Проблемы психологии мотивации". Вообще эта школа сильно подхлестнула студентов — и наших, и из регионов. Доходит информация, что студенты наседают на свои факультеты с различными инициативами. Наши студенты загорелись идеей проведения собственной Психологической школы ГУ-ВШЭ, что уже вызвало одобрение со стороны руководства факультета.

— Значит, будет продолжение?

— Конечно, проведение такого мероприятия, требующего много сил, средств и заинтересованности — вопрос совпадения многих обстоятельств. Но уже сидя в самолете, на обратном пути в Москву, мы задумались о возможности регулярного проведения таких школ — к примеру, раз в два года. Так что, кто знает…

Сергей Сергеев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стартовала Международная партнерская неделя

В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стартовала Международная партнерская неделя, объединившая более 100 представителей ведущих университетов мира. Торжественное открытие состоялось 20 мая в новом корпусе Питерской Вышки на Васильевском острове.

20 мая

НИУ ВШЭ подписал соглашения о сотрудничестве с ведущими вузами КНР

8 мая 2025 года в Москве в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина и Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина состоялось подписание стратегических соглашений между Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и двумя крупнейшими университетами Китая — Пекинским университетом и Университетом Цинхуа. В церемонии участвовали ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, секретарь партийного комитета Университета Цинхуа Цю Юн и президент Пекинского университета Гун Цихуан. Подписание прошло в рамках официального визита китайской делегации в Россию, приуроченного к празднованию 80-летия Победы.

8 мая

Сергею Пекарскому — 50!

ФЭН сердечно поздравляет своего декана с 50-летием! Этот юбилей – особый праздник для всех нас, ведь судьба и карьера Сергея Эдмундовича неразрывно связаны с факультетом экономических наук, из которого выросла вся Вышка.

16 мая

«Сейчас вся экономика перестраивается, опираясь на данные»

Почему ВШЭ выпускает сейчас больше специалистов креативных индустрий и IT, чем экономистов? Какие зарплаты сегодня у выпускников топовых вузов по направлению «Искусственный интеллект»? Как Вышка помогает регионам страны, развивает науку, создает наукоемкие продукты и технологии? Зачем России развивать международное академическое партнерство? Об этом и многом другом ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов рассказал в интервью для программы «Поздняков» на канале НТВ.

22 мая

5 признаков, что Вам мешает старая травма. И как это можно изменить - бережно и без ретравматизации?

Иногда мы сталкиваемся с ощущением, что что-то  тормозит: цели есть, сил — будто бы нет.
Сценарии повторяются, хотя мы стараемся «делать всё по-другому». Иногда это — следствие травмы , о которой вы даже не подозреваете.

29 апреля

Вам также может быть интересно:

«Как я проведу этим летом»: школы для одаренных «Расти с Вышкой» открывают набор

НИУ ВШЭ приглашает учащихся 8–11-х классов провести каникулы с пользой в сообществе единомышленников, увлеченных экономикой, лингвистикой, предпринимательством, филологией или правом. Уже в апреле можно подать заявки в пять предметных школ: Экономическую школу ФЭН — «Вороново», Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», Летнюю лингвистическую школу, Летнюю правовую школу, Летнюю историко-филологическую школу.

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.