• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Совместным командам студентов МИЭМ и ВШЭ легче продвигать инновации»

В мае в Судаке прошла XX международная студенческая школа-семинар «Новые информационные технологии», организованная МИЭМ ВШЭ. О школе-семинаре рассказывают члены оргкомитета, профессор кафедры «Вычислительные системы и сети» МИЭМ ВШЭ Сергей Митрофанов и начальник управления информации и международного сотрудничества в образовании МИЭМ ВШЭ Надежда Титкова.

— Расскажите, пожалуйста, об этой, уже двадцатой по счету, школе-семинаре.

Сергей Митрофанов: Школа проводится для поддержки творческой молодежи, студентов с большим научным потенциалом. На эти школы-семинары мы приглашаем ведущих ученых, и они рассказывают о современных тенденциях в сфере информационных технологий. Студенты привозят свои научные работы и инновационные проекты, презентуют их, смотрят, что делают их сверстники из других вузов. За двадцать лет на наших школах сделано 4760 докладов ребятами из 215 вузов страны, а 476 участников позднее стали кандидатами наук. Такому уровню эффективности аспирантуры позавидует любой вуз. Понятно, что когда мы приглашаем студентов, то отбираем лучших, но, тем не менее, эти цифры говорят о том, что школа «Новые информационные технологии» состоялась и полностью себя оправдала.

Надежда Титкова: Я бы еще добавила, что одна из наших целей — поддержка талантливой молодежи. Мы растим кадры и заботимся о том, чтобы студенты, участники школы-семинара, оставались в образовании и науке. И, похоже, у нас это получается. Те ребята, которые ранее приезжали на школу-семинар студентами или аспирантами, которые стали кандидатами наук, а некоторые и докторами, в настоящее время уже привозят на нашу школу своих воспитанников. К примеру, Анатолий Царегородцев приезжал к нам на школу студентом МГТУ имени Баумана, затем как аспирант Российского университета дружбы народов, а в настоящее время является доктором технических наук, профессором, заведующим кафедрой Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации. И сейчас он каждый год привозит команду своих учеников из 5-7 человек. Другой пример — Никита Куприков, в первый раз он участвовал в нашей школе-семинаре, еще будучи школьником, потом окончил МАИ, в настоящее время является аспирантом, собирает вокруг себя талантливых маишников и тоже привозит их на школу. И такие примеры не единичны. То есть уже сформировалась определенная среда, и это очень приятно.

— Чем двадцатая школа-семинар отличалась от предыдущих?

Надежда Титкова: Стоит, прежде всего, отметить широкое представительство: в этом году в школе-семинаре приняли участие ребята из 53 вузов и 27 городов. Это Москва и Норильск, Санкт-Петербург и Новосибирск, Орел и Тамбов, Астрахань и Владикавказ, Воронеж и Пенза, Казань и Ишим, Набережные Челны и Омск, Самара и Славянск-на-Кубани и так далее — очень широкая география. Отрадно, что почти все, кто получил приглашение, смогли приехать. Мы получили 192 заявки, из которых было отобрано 130.

Сергей Митрофанов: Действительно, уровень представительства в этом году был как никогда высоким. Меня приятно удивило, что многие приехали даже не за грантами на свои разработки, а за дипломами участников. То есть статус школы-семинара вырос настолько, что участие в нем считается престижным. Один парень из Тамбова так и сказал, что грант он получил раньше, а теперь приехал за грамотой.

Еще в этом году мы решили немного расширить рамки конкурса «У.М.Н.И.К.» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса») и впервые презентовали не просто научно-исследовательские работы студентов, а опытно-конструкторские разработки. То есть речь идет о конкретных изделиях, аппаратах, сделанных студентами. В рамках этого проекта проходили соревнования роботов, а ребята из МАИ привезли беспилотники. Я считаю, что это интересное развитие школы-семинара. Мы думаем о более широком функциональном и организационном наполнении мероприятия. В этом вопросе, кстати, мы очень рассчитываем на помощь Высшей школы экономики.

— Где проходила школа-семинар, как была организована ее работа?

Надежда Титкова: Школа проходит в замечательном месте, в Крыму, в туристическом оздоровительном комплексе «Судак» в одноименном городе. Помимо того, что это живописное место у подножья горы, оно очень подходит для проведения конференций, летних школ и тому подобных мероприятий. Есть помещения, конференц-залы, как для пленарных, так и для секционных заседаний. Имеется возможность для одновременной работы от четырех и более секций, мастер-классов. Естественно, что есть и все необходимое презентационное оборудование. И все это на берегу Черного моря.

Сергей Митрофанов: Обычно день строится по следующему плану. После завтрака — пленарные доклады приглашенных специалистов, доклады делают ведущие ученые в той или иной области. После обеда со своими проектами выступают участники школы. После докладов им задают вопросы, рассказывают, на что нужно обратить внимание по каждому проекту индивидуально. То есть действительно идет учеба. Преподаватели, работающие в школе, имеют высочайшую квалификацию. Кстати, часто студенты говорят, что у себя в вузах не всегда могут рассчитывать на объективную оценку своих проектов. А здесь они это получают. Вечером проходят мастер-классы ведущих преподавателей и специалистов по направлениям. Если остается время, организуются развлечения: вечер знакомств в первый день, дискотеки, КВН и так далее. То есть студенты заняты все время, пока они находятся на школе-семинаре.

— Как проходит отбор участников школы и победителей, получающих гранты на реализацию проектов?

Надежда Титкова: Студенты присылают нам материалы, приглашенные эксперты их изучают и отбирают лучшие. А уже на самой школе-семинаре из числа участников происходит выбор победителей. Список победителей этого года опубликован. Сначала это своеобразный полуфинал, когда ребята защищают свои проекты на секциях. После устной презентации доклада и его обсуждения каждая секция выдвигает номинантов на финальный отбор Программы «У.М.Н.И.К.», организованной Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. А в финале Экспертный совет и представитель Фонда определяют победителей. Вся процедура прозрачна и открыта, студенты присутствуют при обсуждении.

В этом году на финальный отбор номинировалось 17 человек, восемь из которых получили гранты — по 200 тысяч рублей два года подряд.

Это ребята из Норильска, Санкт-Петербурга, Москвы (МИЭМ и МЭИ), Воронежа, Гусь-Хрустального и Орла. Отдельно я бы отметила новое в конкурсе, это совместный проект «Электронный туризм» студентов МИЭМ и ВШЭ Дмитрия Бутова и Дмитрия Быченко. Это как раз пример того, что объединение вузов может давать синергетический эффект.

— Какие научно-технические направления представлены на школе? Кто выступил в качестве преподавателей?

Надежда Титкова: Уже традиционно на наших школах работают секции: «Прикладные информационные технологии», «Информационно-телекоммуникационные системы», «Интернет-технологии в науке, бизнесе и образовании», «Информационные технологии в экономике, бизнесе, здравоохранении, научно-техническом предпринимательстве и инновационной деятельности», «Компьютер в учебном процессе». Иногда специально под наших соорганизаторов мы создаем отдельные секции. В частности, секция «Информационные технологии в социальном, административно-территориальном управлении, городском хозяйстве, жилищно-коммунальном и строительном комплексах» была организована специально для Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. Этот департамент давно помогает в организации школы-семинара и оказывает финансовую поддержку, за что огромное им спасибо.

А секция по информационной безопасности сформирована во многом еще для одного организатора — компании «Доктор Веб». Победителям в этой секции компания «Доктор Веб» выплачивала полугодовые стипендии — 10 тысяч рублей в месяц. Это студенты МИЭМ, Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации и Пензенского филиала РГУИТП. Сейчас они меняют профиль взаимодействия со студентами, но по-прежнему нацелены на сотрудничество с нами.

Сергей Митрофанов: Школа разбита на несколько секций, которые работают параллельно. А для всех участников школы-семинара читают лекции и проводят мастер-классы ведущие специалисты и ученые. Мы отлично понимаем, что студенты, приезжающие из регионов, никогда и нигде не увидят и не услышат этих людей. Это ведущие профессора, авторы учебников В.В. Подбельский, В.Н. Афанасьев, Э.Ю. Сон.

— Какие возможности для проведения этой школы-семинара, для продолжения проектов дает объединение МИЭМ и ВШЭ?

Сергей Митрофанов: Мы ждем симбиоза, синергетического эффекта экономистов с технарями и формирования совместных команд. В этом случае на выходе появятся творческие коллективы. Это будет означать, что инновационная инфраструктура Вышки станет реальностью. Проблема Вышки в том, что в технической сфере пока практически нет новых проектов, нет технических идееносителей… Но зато прекрасное экономическое образование, знание рынка дает студентам ВШЭ возможность ориентироваться в таких вещах, как поиск инвестора, разработка маркетинговой стратегии и так далее. И я думаю, что пришло время перейти от поддержки отдельных инновационных проектов к созданию совместных команд и поддержки этих коллективов.

Очевидно, что совместным командам студентов МИЭМ и ВШЭ легче продвигать новые технологии. Хотя, еще раз подчеркну, на школу-семинар в Судак приезжают студенты не только из МИЭМ, со своими инновационными проектами здесь выступают представители множества вузов со всей страны. Туда же могут приехать студенты из Вышки, те, кто могут быть менеджерами, маркетологами, кто хочет продвигать инновационные проекты. В благоприятной психологической атмосфере все они смогут легко познакомиться и договориться о совместной работе. При существующих технологиях вполне возможна ситуация, когда команда будет работать дистанционно: идееноситель — в Норильске, а тот, кто продвигает проект, — в Москве.

Таким командам вполне под силу получать поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. После конкурса Программы «У.М.Н.И.К.» можно участвовать в программе Фонда «СТАРТ», а там уже другой уровень финансирования, размер гранта — один миллион рублей. Можно «раскрутить» совершенно новую и интересную технологию создания венчурных команд, инновационных фирм.

Надежда Титкова: Для большей эффективности можно организовать знакомство с проектами еще до начала школы-семинара. Студенты обязательно найдут что-то интересное для себя и сделают выбор заранее. А во время работы школы уже приступят к реализации проекта. Так что перспектив взаимодействия в условиях объединенного университета действительно много.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

НИУ ВШЭ и «Ромир» изучили отношение россиян к развитию ИТ

Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательский холдинг «Ромир» представили результаты первого масштабного исследования о восприятии россиянами информационных технологий. Его целью стало создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к новым вызовам цифровой эпохи. Использовалась методология смешанного дизайна, включающая комплексный анализ обсуждений российского медиаполя (охват — 1 млн сообщений, 470 тыс. авторов, 16,7 млрд просмотров) и репрезентативный опрос населения (выборка — 2500 человек в возрасте 18–65 лет).