«Начинать обучение детей медиагигиене, работе с информацией в интернете стоит с 5–6-го класса»
В Высшей школе экономики прошла научно-практическая конференция «Преподавание основ медиаграмотности в системе среднего образования: теории, практики, перспективы», организованная Лабораторией медиакоммуникаций в образовании факультета коммуникаций, медиа и дизайна Вышки. Участниками форума стали более 800 специалистов — как в онлайн-режиме, так и очно в аудиториях НИУ ВШЭ.
Научно-практическая конференция является первой всероссийской конференцией, на которой обсуждались проблемы преподавания медиаграмотности и медиаобразования в школе. В ней приняли участие педагоги и преподаватели медиадисциплин из Москвы и регионов. Особенностью конференции стали мастер-классы опытных педагогов, руководителей школьных медиацентров, «учителей года» и Академии Министерства просвещения России.
Медиаобразование становится одним из приоритетов в современных школах: открываются новые медиаклассы (с нового учебного года только в Москве откроются медиаклассы в 155 школах), медиацентры, создаются программы дополнительного образования для средней школы. Поэтому существует необходимость разработать единый учебный предмет и методический подход к преподаванию медиаобразования в средней и старшей школе. Базой для такой работы стала Лаборатория медиакоммуникаций в образовании факультета коммуникаций, медиа и дизайна.
Александр Милкус
Заведующий Лабораторией медиакоммуникаций в образовании Александр Милкус рассказал о том, как лаборатория пришла к пониманию своей цели: «Когда мы вошли в этот проект — “Медиакласс в московской школе”, стало понятно, что десятиклассникам и одиннадцатиклассникам нужны углубленные знания, а начинать обучение медиагигиене, работе с информацией в интернете стоит с 5–6-го класса, когда дети практически постоянно держат в руках смартфоны. Запрос на выверенный, методически грамотный курс от школ и учреждений дополнительного образования растет буквально с каждым месяцем».
Конференцию поддержали Министерство просвещения РФ, Российская академия образования, Департамент образования и науки города Москвы. Участниками пленарного заседания выступили:
Антон Назаров, советник министра просвещения РФ;
Виктор Басюк, главный ученый секретарь президиума РАО;
Дмитрий Рыбальченко, первый заместитель генерального директора Российского общества «Знание»;
Александр Малькевич, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций;
Наталия Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы;
Андрей Быстрицкий, декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, и другие.
Также одной из основных целей конференции было формирование сообщества педагогов и специалистов в сфере медиаобразования. Президент Российской академии образования Ольга Васильева в своем приветствии к участникам высоко оценила потенциал конференции: «Сегодня в развитии направления “Основы медиаграмотности” как отдельной программы для системы общего образования заинтересованы не только школы, но и ведущие вузы, а также научные и общественные организации. Нам, безусловно, еще не хватает единых, научно обоснованных подходов, общепризнанных методик. И здесь целесообразно говорить о создании методического центра, который мог бы объединить лучшие практики и наработки, вести научно-методическое обеспечение реализации подобных программ на общероссийском уровне».
По итогам форума организаторы планируют подготовить рекомендации для Минпросвещения и Департамента образования и науки города Москвы по созданию нового динамичного школьного предмета «Медиаобразование и информационная безопасность», развитию предпрофессионального проекта «Медиакласс в московской школе», формированию нового содержания школьных медиацентров.