• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы хотим поделиться своими исследованиями не только с нашей страной, но и со всем миром»

«Мы хотим поделиться своими исследованиями не только с нашей страной, но и со всем миром»

© Высшая школа экономики

Факультет химии открылся в НИУ ВШЭ всего три года назад, и первый выпуск бакалавров ожидается только в 2023 году. Но уже сейчас его студенты демонстрируют впечатляющие результаты в научных исследованиях, половина студентов 2-го и 3-го курсов имеют публикации в индексируемых в WoS и Scopus научных журналах, почти треть из которых относится к первому квартилю. В чем секрет успеха, новостной службе портала рассказали студенты факультета и академический руководитель образовательной программы «Химия», академик РАН Андрей Ярославцев.

Как начиналась химия в Вышке

Потребность в молодых кадрах возникла у РАН не сегодня, академия давно работает в этом направлении. «Когда наша деятельность начала несколько терять темп, мы стали задумываться, как придать ей новый импульс, куда идти дальше, — и мысли моих коллег повернулись в сторону НИУ ВШЭ», — отмечает Андрей Ярославцев. Выбор был обусловлен в первую очередь тем, что Вышка — молодой и амбициозный университет, который уже успел многого достичь, однако в тот момент химия в нем не была представлена.

Андрей Ярославцев

Андрей Ярославцев

В свое время мне пришлось поработать с подразделениями Высшей школы экономики в области научно-технологического прогноза. Поэтому я хорошо знаю, что здесь работает много трудолюбивых кадров, которые с ответственностью относятся к своей деятельности. Поэтому я обратился сначала к Леониду Марковичу Гохбергу (первому проректору ВШЭ. — Ред.). Но оказалось, что наша мысль не была оригинальной: немного раньше с подобной инициативой в НИУ ВШЭ обратились физики. И нас попросили немного подождать, чтобы посмотреть на результаты их первого приема.

Первый набор в бакалавриат и магистратуру факультета физики состоялся в августе 2017 года. А через год, в октябре 2018-го, в Вышке при поддержке Российской академии наук открылся факультет химии, призванный готовить химиков-исследователей высшей квалификации для академических институтов.

«Кроме того, мы надеемся воспользоваться одной из отличительных черт ВШЭ — стремлением ее выпускников к новаторскому подходу и наличию у многих из них предпринимательской жилки, — говорит Андрей Ярославцев. — Российские ученые не всегда нацелены на практическую реализацию своих идей, что во многом обусловлено существующими в настоящий момент сложностями. Мы надеемся, наши выпускники помогут нам решить эту непростую проблему».

На сегодняшний день базовые кафедры факультета сформированы в пяти институтах РАН:

 Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского;

 Институт общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова;

 Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова;

 Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева;

 Институт проблем химической физики РАН.

В науку — со школьной скамьи

30 июля 2019 года в Париже прошла церемония награждения победителей 51-й Международной школьной олимпиады по химии (IChO 2019). Все четверо членов сборной России завоевали золотые медали. В составе российской команды был выпускник московской школы Даниил Бардонов. Этим же летом он стал первокурсником только что открывшейся ОП «Химия» в НИУ ВШЭ.

Даниил Бардонов

Об интересе к химии

Этой наукой я заинтересовался в 8-м классе. Химиков у меня в роду не было. Просто оказалось интересно заниматься химией, сначала олимпиадами, а потом уже наукой.

Я рассматривал еще и МГУ, но там была другая система. Все поставлено на поток, не чувствуется, мне кажется, одного отдельного студента на курсе за теми двумя сотнями, которых принимают каждый год. А у нас более индивидуальное отношение. Еще я тогда спрашивал некоторых ученых, знакомых по олимпиадам, что они думают о составе преподавателей в Вышке. Они сказали, что здесь хорошие преподаватели, и я подумал: почему бы и нет?

Об учебе в Вышке

В школьные годы я много участвовал в олимпиадах, с химией был знаком неплохо. Когда ты идешь на олимпиады высокого уровня — всероссийские, международные, — ты готовишься уже по вузовским учебникам. И примерно весь вузовский материал по основным дисциплинам — по химии органической, неорганической, физической — ты и так уже знаешь. Поэтому я не ждал, что базовые предметы окажутся сильно интересными. Но у нас на программе хорошие дисциплины, которые мне понравились, например «Теоретическая неорганическая химия» и «Кластеры и элементоорганические соединения». И я еще рассчитываю на разные спецкурсы и факультативы, которые планируются у нас на 4-м курсе.

Исследованиями я занимаюсь с 1-го курса и собираюсь продолжать. Я хотел бы поступить далее в магистратуру, потом в аспирантуру, защитить кандидатскую, заниматься химией, и, вероятно, это будет химия f-элементов.

О написанных статьях

У меня четыре статьи, все на английском и все в соавторстве, потому что современная наука — это наука коллективная. Ты один не сделаешь ничего, потому что нужен человек, который занимается всеми приборами в лаборатории, всеми реактивами и так далее, который организует всю эту работу. Нужен руководитель, как у меня, с ним мы обсуждаем идею, которую потом реализуем. Нужны еще люди, которые анализируют полученные нами вещества, поэтому у нас всегда будет немалое количество соавторов. У нас, кажется, наименьшее — четыре человека, а так обычно человек шесть-восемь.

Целиком статьи я не пишу. Я готовлю экспериментальную часть, где описываю проделанные нами опыты. Иногда я пишу еще часть раздела с результатами и их обсуждением. Обычно общую часть пишет мой научный руководитель, а некоторые разделы пишут наши соавторы, которые в этом лучше разбираются.

Мы хотим поделиться своими исследованиями не только с нашей страной, но и со всем миром, поэтому часто пишем статьи на английском. Из того, что мы пока опубликовали, мне больше других нравятся две статьи — “Cyclopentadienyl lanthanide borohydrides derived from the unsubstituted cyclopentadienyl ligand. Unprecedented structural diversity and ε-caprolactone polymerization” (журнал Inorganica Chimica Acta) и “Ligand-to-ligand charge transfer state in lanthanide complexes containing π-bonded antenna ligands” (журнал Mendeleev Communications).

Химия в медицине

Виктория Беспрозванных, однокурсница Даниила Бардонова, выбрала НИУ ВШЭ, рассчитывая с 1-го курса вести научную работу. Ее ожидания оправдались, и сейчас у нее вышли уже две научные статьи.

Виктория Беспрозванных

О поступлении в Вышку

Мне всегда были интересны естественные науки и их практическое применение. К тому же я училась в школе №171 с химическим уклоном, в старших классах у нас было много практики на химфаке МГУ, и мне понравилось работать в лаборатории. Так совпало, что ровно в год моего выпуска открылся факультет химии ВШЭ. Я решила поступать, потому что в концепции программы предусматривалось много практики и научная работа с 1-го курса. Кроме того, в Вышке очень развита внеучебная деятельность, большое количество интересных событий.

Об учебе в Вышке

Наше расписание составлено очень удобно. Есть свободные дни для работы в лабораториях, что позволяет и учиться, и вести научную деятельность. Вышка старается помогать в исследованиях. Мы создали научно-учебную группу (НУГ) на базе лаборатории в ИНХС РАН и уже второй год плодотворно работаем. Также университет помог с созданием индивидуального учебного плана, благодаря которому я смогла уехать на стажировку в Гонконг, не пропустив важные занятия в университете.

Преподаватели и руководство университета стараются быть на стороне студента, очень поддерживают научную деятельность. Это мотивирует заниматься наукой.

О научных исследованиях

Когда я только пришла в лабораторию, мой научный руководитель помог выбрать тему и сформулировать задачи научной работы. Мы начали работать над синтезом гидроксиапатита — неорганической составляющей человеческой кости. Композиционные материалы на основе гидроксиапатита способны сократить время реабилитации больных после операций на костных тканях, это очень перспективная тема в медицине. Я занималась непосредственно синтезом веществ и созданием материалов. В итоге у меня вышло две статьи в соавторстве: “Hydroxyapatite of plate-like morphology obtained by low temperature hydrothermal synthesis” и “Simple, efficient and reliable method for the preparation of β-tricalcium phosphate”, обе в журнале Mendeleev Communications. Главную роль в создании статей сыграл научный руководитель, который занимался организацией работы, формулировкой задач и распределением обязанностей. Написание статей — это всегда коллективный труд. Например, в прошлом году у нас вышла очень хорошая работа — “Antibacterial Poly(ε-CL)/Hydroxyapatite Electrospun Fibers Reinforced by Poly(ε-CL)-b- Poly(Ethylene Phosphoric Acid)” в высокорейтинговом журнале International Journal of Molecular Sciences, MDPI. Над ее созданием работали не только сотрудники нашей лаборатории, но и коллеги из медицинского института и микробиологи.

Наука не на бумаге

Андрей Манин заинтересовался химией еще в 5-м классе, когда начал посещать школьный факультатив. С годами интерес к предмету только усиливался: он ходил на дополнительные занятия по подготовке к олимпиадам, знакомился с практическими аспектами на летних школах. В итоге поступил в Вышку, прислушавшись к мнению студентов первого набора факультета химии.

Андрей Манин

О выборе университета

Будучи абитуриентом с 293 баллами в кармане, я выбирал между тремя вузами: РХТУ (ВХК), МИРЭА и ВШЭ. Решение было действительно не самым простым: у каждого из вузов свои плюсы и минусы, однако меня очень сильно привлекала возможность начать заниматься научной работой с 1-го курса, которую давал именно факультет химии Вышки. В этом я убедился, пообщавшись со студентами первого набора, после чего твердо решил поступить именно сюда. Большое спасибо ребятам, которые рассказали о своей учебе и объяснили, что если на программе еще не было выпуска, то это никак не связано с качеством образования.

Хочу сказать будущим абитуриентам: Вышка уже давно стала полноценным университетом с широким профилем образовательных программ

Я был уверен, что в процессе обучения на моей программе смогу открыть для себя совершенно новый мир химии не на бумаге, а в виде реальных научных исследований. И мои ожидания полностью оправдались: у меня получилось успешно выполнить две интересные курсовые работы, подготовить два научных проекта, стать участником   НУГ «Композиционные наноматериалы для охраны окружающей среды», принять участие в научных конференциях и в конкурсе научно-исследовательских работ студентов (НИРС), выпустить научную статью в высокорейтинговом журнале.

О развитии исследовательских компетенций

Учеба в Вышке очень интересная. Нам читают предметы, которые редко можно встретить в других химических вузах. Особенно это касается 3-го курса, когда у каждого студента есть возможность выбрать дисциплины специализаций, которые удовлетворяют их профессиональным интересам. С нами работают лучшие специалисты в своих областях — сотрудники институтов РАН. Их профессиональный опыт и умение на высоком уровне преподнести материал позволяют получать удовольствие от образовательного процесса. С преподавателями мы встречаемся не только в аудиториях, но и в лабораториях на научной работе. Поэтому студент, увлеченный исследовательской работой, всегда может получить обратную связь по интересующим вопросам в своей практической работе и лабораторной практике. Такая обстановка наставничества благотворно влияет на профессиональный рост студента — будущего научного сотрудника. При организации практической работы студентов наш факультет уже с 1-го курса выделяет целый день на выполнение научной работы, что является обязательным элементом учебного плана.

О написании научных статей

Завершив курсовую работу, я остался в лаборатории — мы с научным руководителем приняли решение расширить экспериментальную часть курсовой. По итогам года работы нам удалось получить новые интересные дополнительные результаты. Это был мой первый и уникальный опыт, я очень много узнал о принципах и правилах подготовки научного текста, других особенностях подачи и рецензировании публикации. Конечно, с написанием статьи мне помогали, но во всем надо с чего-то начинать.

Студенты нашей образовательной программы выпустили большое число научных статей в индексируемых российских или зарубежных журналах с аффилиацией с Вышкой. Было бы хорошо, если бы появилась возможность получать надбавку к стипендии — по конкурсу на повышенную академическую государственную стипендию или через участие в стипендиальных программах для химиков.

Меня привлекает академический трек, я хочу двигаться дальше в науке. Считаю, что по окончании учебы в Вышке получу широкий спектр возможностей для дальнейшего профессионального развития в научной среде.

Вам также может быть интересно:

«Наука интернациональна и направлена на благо всего человечества»

28–30 октября в Высшей школе экономики прошла осенняя школа “Advances in Decision Analysis”, организованная Международным центром анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Среди ее докладчиков — крупные российские и зарубежные исследователи, в том числе сотрудник центра, нобелевский лауреат по экономике Эрик Маскин. Профессор Фуад Алескеров, руководитель центра, а также департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказал об особенностях школы.

Цифра восстанавливает речь

Исследователи Вышки и других научных центров разрабатывают новейшие методы диагностики и лечения речевых, двигательных и когнитивных нарушений с применением цифровых технологий. Эти инструменты повышают эффективность выявления патологий и их коррекции, что существенно влияет на качество жизни пациентов и их близких. Ведущие исследователи и практикующие специалисты представили результаты своей работы на II Международном симпозиуме «Проблемы патологии речи», заключительный день которого прошел в НИУ ВШЭ.

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций

В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине

Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.

Ученые Вышки предложили диагностировать тревогу и депрессию по пульсу

Группа ученых из НИУ ВШЭ научилась диагностировать тревогу и депрессию по пульсу. Оказалось, что при умственной нагрузке сердечный ритм у людей со склонностью к ментальным расстройствам отличается от ритма здоровых людей, особенно при выполнении задач повышенной сложности. Изменения можно отследить даже с помощью пульсоксиметра или умных часов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychiatry.

В НИУ ВШЭ исследовали, как трансспинальная стимуляция влияет на движения человека

Команда Центра нейроэкономики и когнитивных исследований протестировала более 80 человек, чтобы выяснить, как трансспинальная стимуляция постоянным током влияет на координацию движений. В то время как при силе тока 1,5 мА моторный ответ мышцы возрастал, дальнейшее увеличение силы тока до 2,5 мА не вызывало усиления эффекта. Полученные в результате исследования данные помогут в разработке более оптимальных протоколов абилитации и реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательной системы. Результаты исследования опубликованы в журнале Genes and cells.

Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие

«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.

В России разработана программа для диагностики дислексии

Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.

Нейролингвисты Вышки выиграли премию для молодых ученых Москвы

Исследовательницы из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова и Ольга Солоухина стали лауреатами премии правительства Москвы для молодых ученых. Премия была присуждена за разработку тестов для диагностики речевых нарушений и терапевтической методики восстановления речи.  Премия вручается правительством Москвы уже 10 лет за выдающиеся фундаментальные и прикладные научные исследования в области естественных, технических и гуманитарных наук.

Вышка создала консорциум «Трансфер нейрокогнитивных технологий»

Высшая школа экономики, Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова и Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы подписали соглашение о сотрудничестве и создании нейроконсорциума. Он призван стимулировать разработку и внедрение передовых решений в области нейротехнологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья людей. Соглашение подписано на 5 лет, а сам консорциум открыт для новых участников.