Лекции, внеучебные активности и soft skills: как прошла Летняя многопрофильная школа Вышки
С 3 по 11 июля прошла Летняя многопрофильная школа НИУ ВШЭ по четырем профилям: география, физика, химия и информатика. Почти 100 ребят из разных регионов России очень продуктивно провели время, ведь очень интенсивная учеба совмещалась с активным отдыхом. Все активности, которые не были связаны с погружением в науку, организовывали вожатые — команда студентов Вышки.
Летняя многопрофильная школа (ЛМШ) — один из проектов Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ для тех, кто хочет не только интересно, но и полезно провести летние каникулы. Она традиционно совмещает в себе несколько спецпредметов, чтобы школьники могли не только углубить знания в интересующей их сфере, но и посмотреть, как другие науки могут им быть полезны. Такой микс позволяет выйти за рамки обычной учебной программы и вдохновить на поиск новых, нестандартных знаний и, возможно, найти свою будущую профессию.
Школа в таком формате проходит с 2013 года, однако последние два года она не проводилась в связи с эпидемиологической ситуацией. Поэтому этим летом организаторы с радостью пригласили провести 9 дней с Вышкой тех, кто интересуется географией, информатикой, физикой и химией.
Все участники прошли строгий отбор: собирали портфолио, писали мотивационные письма и выполняли конкурсные задания. Например, географам нужно было загрузить свою исследовательскую работу, а физики проводили лабораторные работы, в рамках которых они различными способами измеряли толщину иголки. По итогам конкурса в 2022 году в ЛМШ, которая проводилась на территории школы Центра педагогического мастерства, приехали 99 ребят от 13 до 17 лет из разных регионов России — от Якутска до Калининграда. Их знакомили с профильными предметными областями 32 преподавателя из Вышки и других вузов, они изучали основы программирования на Python, слушали про космос и геоинформационные технологии, определяли число Пи с помощью зубочисток и многое другое.
Одна из самых запоминающихся лекций — «Теория запахов и молекулярный дизайн», ее провел Игорь Свитанько, профессор базовой кафедры органической химии Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН. Он уже однажды приезжал в ЛМШ и с радостью отмечает, что «дети не изменились». «На школу что в 2019-м, что в 2022-м приехали узнать что-то новое и проявить свою креативность в подходящем месте. Вышка им это подходящее место обеспечила, а Академия наук помогла. “Современная химия от тех, кто ее и творит” — девиз и факультета химии, и школы», — говорит он.
Всего за школу участники прослушали семь лекций. Некоторые из них специализировались на каком-либо профиле школы, некоторые показывали переплетение наук, которые объединила в себе ЛМШ. Благодаря этому у каждого была возможность найти что-то свое.
Глафира Авербах, участница ЛМШ, профиль «География»
Мне очень понравилась лекция преподавателя, который окончил МГУ. Он рассказывал про то, как люди влияют на ландшафт. Игра «Метод Комо» также очень понравилась, я очень люблю настольные ролевые игры и живое действие. Запомнились ребята, так как от каждого можно узнать нечто новое и то, что удивляет. Достаточно много было знакомств, а преподаватели потрясают своими знаниями.
Глеб Таланцев, участник ЛМШ, профиль «Информатика»
Запомнились люди, потому что все очень разносторонние. Было интересно общаться с участниками и вожатыми. Постоянное общение и движение дало заряд бодрости.
Порядок дня был насыщенный и многогранный: после зарядки и завтрака участники школы шли на общую лекцию, после которой расходились на занятия по своим основным профилям. Затем обед, отдых на внеучебных активностях — и снова учиться, только теперь школьники могли посетить факультатив по другому профилю или занятия по soft skills. В конце дня были ужин, вечерние мероприятия от вожатых и, конечно, свечка с отрядом. Все активности, которые не были связаны с погружением в науку, организовывали вожатые — команда из 10 студентов Вышки.
Антон Березанский, студент 3-го курса факультета городского и регионального развития, когда-то сам был участником ЛМШ, а в этом году приехал в роли вожатого, и это сильно меняет восприятие мероприятия: «Когда ты участник, ты видишь в лучшем случае 20% работы вожатых. А так ЛМШ такая же классная, первые дни по возвращении домой без нее грустно». «Про ЛМШ я узнала через телеграм-канал Школы вожатых», — рассказывает Лиза Рудич, студентка факультета мировой экономики и мировой политики. — Школа вожатых — 2022 — это масштабный проект СПО «Вышка — детям», в котором я участвовала, в итоге выпустившись сертифицированным вожатым. В телеграм-канале до сих пор аккумулируются различные рабочие предложения для вожатых и полезная информация».
Вожатая Гузелия Садртдинова учится на 3-м курсе факультета химии, поэтому она как никто понимает интересы ребят, которые приехали на этот профиль: «В школу меня привел Влад Кряж: мы вместе работаем в лаборатории, и как-то он сказал, что ищут вожатых. Я подумала: почему бы не попробовать себя в чем-то новом, пока есть время? ЛМШ научила меня лучше понимать детей и их мотивацию к каким-либо поступкам, а также работать с людьми с разными взглядами».
Гузелия также помогала команде ассистентов и преподавателей готовить вместе с участниками школы стендовые доклады. Это новшество школы этого года — проектный трек. Школьники могли придумать научную идею, наметить дальнейшие шаги для ее развития, чтобы впоследствии превратить в настоящий исследовательский проект. При этом некоторые участники из разных профилей образовали команды, чтобы объединить углубленные знания нескольких дисциплин и сделать что-то на стыке двух, а то и трех наук.
В конце школы кураторы профилей Владислав Кряж («Химия»), Алексей Лужнов («Физика»), Александр Бессмертный («Информатика») и Анна Коноваленко («География») записали участникам ЛШМ пожелания на будущее.
Елена Струкова, директор ЛМШ, начальник отдела содействия развитию и профессиональному самоопределению одаренных школьников Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ
Мне понравилась эта школа тем, что она показала многогранность Вышки как университета. Мы увидели синергию четырех профилей школы, шести факультетов, представленных нашими вожатыми, и трех факультетов команды медиа сопровождения. Совместными усилиями мы создали много ярких и запоминающихся эмоций как у школьников, так и у команды организаторов.
Авторы статьи — команда медиасопровождения ЛМШ: Элина Аракелян (студентка школы иностранных языков), Алена Белякова (студентка факультета коммуникаций, медиа и дизайна), Ульяна Настасьина (студентка факультета гуманитарных наук), Татьяна Солдатова (ведущий аналитик Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ).
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.