Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Плотная среда единомышленников»: как прошла Летняя историко-филологическая школа Вышки

«Плотная среда единомышленников»: как прошла Летняя историко-филологическая школа Вышки

Фото: Екатерина Кудрявцева

В учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» недавно состоялась 7-я Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) от Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики. Программа была организована при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися ВШЭ и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

Директором ЛИФШ выступил заведующий проектной лабораторией Михаил Павловец, его заместителем — стажер-исследователь этой лаборатории Маша Орловская.

Летняя историко-филологическая школа не только помогает старшеклассникам в профориентации и дает знания по истории, филологии и истории искусств. Главное здесь — диалог единомышленников, увлеченных гуманитарными науками. Участников ЛИФШ привлекают не подготовка к олимпиадам или именитые педагоги, но академическое знание и возможность открытой и равноправной дискуссии с преподавателями и сверстниками.

Михаил Павловец

Формат предметной летней школы отличен от формата лагеря или курсов, отмечает Михаил Павловец: «Ты оказываешься в плотной среде единомышленников, людей с близкими тебе интересами (тогда как в обычном твоем окружении таковых раз-два и обчелся), и под началом тех, кто превратил эти интересы в профессию». По его словам, такой формат отличен и от школ подготовки к олимпиадам: «Та же задача решается не через целенаправленную муштру по постепенно закостеневающим канонам олимпиадных заданий, а через погружение в особую среду поиска новых знаний, научной коммуникации и пробы себя в качестве докладчика, дискутанта, автора творческого проекта и т.п. Поэтому, как мне кажется, формат ЛИФШ — просто отличен».


Уникальность школы — и в системе отбора. Академическая программа структурирована по образу индивидуального учебного плана студентов университета. Это важно, с одной стороны, для учета интересов и потребностей каждого участника, а с другой — позволяет определить наиболее мотивированных старшеклассников. Чтобы попасть в школу, от кандидата требуется логически выверенное мотивационное письмо, в котором он отразит свой интерес к школе и определенным семинарским курсам.

Виктория Агуреева

Участница ЛИФШ Виктория Агуреева говорит, что школа помогла ей погрузиться в любимый вид деятельности: «Я больше узнала о тех сторонах филологии, о которых не задумываешься во время обучения или подготовки к экзаменам. Я общалась с людьми, горящими наукой и помогающими тебе разобраться в собственных интересах». Это великолепная возможность почувствовать себя частью научного сообщества, единомышленником среди таких же увлеченных и осознанных ребят, считает она: «Я счастлива, что стала частицей этого чудесного события и получила импульс к пониманию себя и своего будущего».

ЛИФШ — одна из немногих летних выездных школ для старшеклассников от Вышки, которая не готовит к олимпиадам и ЕГЭ. Программа ЛИФШ построена так, чтобы каждый участник смог пройти своего рода профориентацию в мире гуманитарных наук. Важно понять интересные для себя темы и искать те точки научного знания, что помогут определить свою уникальную траекторию дальнейшего развития. Именно в дискуссиях с преподавателями семинарских курсов и лекторами, в общении с единомышленниками складывается видение своего пути. Эти ценности — стремление к формированию знания как продукта диалога участников горизонтальной коммуникации и умение ясно выражать собственные мысли — являются неотъемлемой частью академической культуры Вышки и чемпионата сочинений «Своими словами».

Многие участники ЛИФШ после 11-го класса поступают на образовательные программы факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. И что особенно ценно — они уже имеют представление о своих академических интересах.

Мария Попова

«Я узнала о ЛИФШ впервые в этом году, — рассказывает участница ЛИФШ Мария Попова. — Мне понравилась комфортная атмосфера на семинарах и лекциях, а главное — общение в кругу единомышленников. После этого появляется мотивация, вера в себя и желание узнавать что-то новое!»

Мария Яшукова

«ЛИФШ — это уникальные люди, и каждый из них имеет яркую индивидуальность: преподаватели, кураторы, участники, — подчеркивает участница школы Мария Яшукова. — Все очень разные, со своими интересами и ценностями, что делает пребывание в ЛИФШ калейдоскопом событий и эмоций. Вне зависимости от твоих взглядов и увлечений ты найдешь здесь своих людей, с которыми будет комфортно и легко взаимодействовать, получишь заряд позитива и мотивации на долгое время».

Главными ведущими семинарских курсов на ЛИФШ являются студенты гуманитарных образовательных программ Вышки и МГУ им. М.В. Ломоносова. Такая система обусловлена тем, что студенты, как недавние школьники, способны быстро адаптировать материал под запросы аудитории. Они легко выстраивают горизонтальную коммуникацию с участниками семинаров.

Валерия Рыбак

«Для меня ЛИФШ — возможность говорить о сложных и интересных вещах со школьниками, которые дают невероятную обратную связь, — признается Валерия Рыбак, автор семинарского курса “Свидетели эпохи перемен: эго-документы о революции 1917 года и первых годах советского эксперимента”. — В итоге ты сам лучше узнаешь сферу своих интересов, задаешь новые вопросы. Формат школы помогает участникам понять, как работает университетская система, и убедиться, что знание и научный поиск ценны сами по себе». По ее словам, такая альтернатива лучше демонстрирует связь разных гуманитарных и социальных наук между собой, что не всегда очевидно, когда ученик готовится к олимпиадам по конкретным предметам.

Максим Дрёмов

«ЛИФШ — это прекрасная возможность для учащихся прикоснуться к знанию, не замутненному опостылевшими школьными стандартами, — уверен Максим Дрёмов, соавтор семинарского курса “Методы и проблемы социологии литературы”. — И прежде всего возможность узнать что-то, пресловутыми школьными стандартами огибаемое или умалчиваемое. У нас пока еще нет ЕГЭ по древнегреческому, а на ДВИ в университетах не задают вопросов о постколониальных подходах к исследованию литературного канона, и поэтому мы уверены, что на ЛИФШ между учащимся и знанием не стоит никаких дополнительных преград». Здесь школьниками движет исключительно страсть узнавать новое и лучше разбираться в уже известном, поясняет Максим Дрёмов. «И для меня, и для коллег важно предоставить им эту возможность», — отмечает он.

ЛИФШ 2022 года стала самой масштабной за семь лет проведения школы: участие в ней приняли 87 школьников 8–11-х классов из 23 регионов России — от Москвы и Санкт-Петербурга до Екатеринбурга и Владивостока. За неделю каждый участник прослушал 18,5 часа лекций, прошел 9 часов семинарского курса и провел 168 часов в общении с другими участниками и преподавателями.      

Екатерина Кудрявцева

«ЛИФШ дает возможность попрактиковаться в преподавании, исследовать, как работают разные форматы взаимодействия, совместить академичный подход с практическими задачами, — рассказывает Екатерина Кудрявцева, автор семинарского “Обзорного курса по истории стилей в искусстве России: от барокко до модерна”. — Мне хотелось научить младших коллег анализировать формы и композицию, критически мыслить и грамотно аргументировать свою позицию, поэтому мы разбирали стили и направления в живописи, архитектуре и скульптуре». ЛИФШ — уникальное место, где можно почувствовать себя студентом, еще будучи в школе, отмечает Екатерина Кудрявцева: «Здесь у ученика всегда есть право выбора, на какие семинарские курсы ходить, в каких активностях участвовать, этим ЛИФШ сильно отличается от лагеря. Мне кажется, такая школа способствует профессиональному самоопределению». Кто-то загорелся учить древнегреческий, а кто-то понял, что филология не для него, — это тоже результат, уверена она.

Елизавета Хереш

Елизавета Хереш, автор семинарского курса «Деколонизируя литературу: другой взгляд на канон», считает, что преподавателям школа дает время, место и ресурсы для проведения самых смелых авторских курсов с минимальными формальными ограничениями. «Конечно, в такой творческой свободе составляются те программы, в которых есть и любовь, и личное отношение исследователя, и огромный интерес, — подчеркивает она. — Предположу, что не только у меня в течение курса возникла сильная привязанность к тому, что мы создали вместе с участниками. Они получили возможность еще в школьные годы попасть в академическую среду, почувствовать себя равным, исследователем, агентом академического поля».


В общеобразовательной школе или на курсах подготовки к олимпиадам не спрашивают учеников, что интересно именно им, говорит преподаватель. «Школьная дорога представляется изнуряющим спринтом на скорость и результат с ЕГЭ или взятой олимпиадой на финише, —  поясняет Елизавета Хереш. — Но такие проекты, как ЛИФШ, создают мостик между настоящим и будущим, дают возможность выстроить собственную исследовательскую идентичность. Выстроить, а не создать на ровном месте. Иметь в коллегах и учениках таких заинтересованных, трудолюбивых и мыслящих людей с уже большим багажом знаний и, главное, бесконечным запасом любопытства — огромная радость для учебного процесса, и, надеюсь, она была взаимной».

Текст: Денис Сметанин, Дирекция по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Военная подготовка необходима всегда»

В конце марта начнется конкурсный отбор первокурсников НИУ ВШЭ в Военный учебный центр

5 марта

«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ

Заседание Ученого совета НИУ ВШЭ 26 февраля было посвящено науке. Участники заседания обсудили результаты научной деятельности университета, работу аспирантуры и диссертационных советов через призму приоритетов научно-технологической политики страны. Кроме того, состоялся конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

3 марта

«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества

19 февраля в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся студенческий фестиваль, посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы. В течение дня проводился показ фильмов III Международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству», в холлах работали тематические выставки, посвященные Великой Отечественной войне и героям СВО, а также площадки патриотических студенческих организаций. Вечером состоялся концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

21 февраля

Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.

10 февраля

«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024

10 февраля в НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и лауреатов конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) 2024 года. На конкурс было подано 1916 работ, победителями и лауреатами стали 320 человек, и награждение было проведено на четырех секциях: социальных наук, экономико-менеджериальных наук, точных наук, гуманитарных наук и креативных индустрий.

12 февраля

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.