• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Русское поле антропоцена: как прошла летняя школа по экологии и истории НИУ ВШЭ на Южном Урале

Русское поле антропоцена: как прошла летняя школа по экологии и истории НИУ ВШЭ на Южном Урале

© Высшая школа экономики

Понятие «антропоцен» в последние годы приобрело популярность как обозначение пространства дискуссий о воздействии человека на природу и формирование окружающей среды. Обсуждению этой проблематики была посвящена летняя школа «Пространство в/для экологических гуманитарных наук: переосмысление глобального через изучение периферий». Организаторами выступили Антропошкола ТюмГУ и Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) НИУ ВШЭ при поддержке программы «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики.

Участники школы сфокусировали внимание на экологии и вопросах трансформации окружающей среды под воздействием человека. Школа проходила на озере Тургояк в Челябинской области — уральском регионе, который не только находится на границе Европы и Азии, но и известен как природными достопримечательностями и заповедными местами, так и концентрацией различных производств.

Ключевым принципом программы школы стала междисциплинарность, проявившаяся как в подборе лекторов, так и в формировании состава участников. Среди них оказались студенты различных направлений — историки, культурологи, географы, архитекторы, социологи. В своих выступлениях приглашенные эксперты наметили перспективы изучения экологической проблематики применительно к истории и современности. Лекции научных сотрудников Лаборатории экологической и технологической истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александры Бекасовой и Маргариты Дадыкиной обозначили аспекты современного состояния этого поля исследований, которое сегодня объединяет достижения истории технологий, истории транспорта, туристических исследований, городской истории, включает в себя изучение как реальных, так и воображаемых ландшафтов. Специальное внимание было уделено практике изучения периферийных пространств. Выступления директора ИГИТИ Бориса Степанова и ведущего научного сотрудника института Романа Абрамова оказались посвящены обсуждению краеведения как типа знания о периферии и его культурной роли в прошлом и настоящем. Директор екатеринбургской Школы арктического дизайна Светлана Кравчук рассказала об усилиях дизайнеров по изучению самодеятельного технического творчества жителей отдаленных регионов.

Однако основной акцент в работе школы делался на активности слушателей. Научный проект каждого из них стал предметом внимательного обсуждения, в котором студенты и преподаватели принимали активное участие. Исследовательская работа развернулась и в рамках школы. Были организованы две экскурсии: на первой участники знакомились с ландшафтами национального парка «Таганай», во время второй изучали город Карабаш, который до недавнего времени считался одним из самых загрязненных мест на планете. Экскурсии предварялись лекциями научной сотрудницы Антропошколы Рамины Абиловой о фотографии как исследовательском инструменте и научной сотрудницы Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Натальи Юркевич об экологических проблемах города Карабаш. По итогам полевых исследований слушатели готовили фотоэссе, затрагивавшие различные грани взаимодействия человека и природы.

Летняя школа позволила участникам не только обсудить свои проекты в широкой перспективе экологических наук, но и непосредственно познакомиться с этой проблематикой, открывая для себя новые пространства глубинной России.

Герман Минзафаров, магистерская программа «Геоинформационное картографирование» Института наук о земле, СПбГУ, 2-й курс

«На летнюю школу я отправлялся с определенной долей скепсиса, имея опыт нахождения с большим количеством гуманитариев в закрытом пространстве в течение продолжительного времени (спасибо археологическим раскопкам). Но встретил исключительную доброжелательность, уважительное отношение, заботу организаторов и участников.

Сложно представить более подходящее место для проведения летней школы по environmental humanities, чем Челябинская область. Здесь можно увидеть природу дикую и освоенную человеком, территории экологически чистые и безнаказанно загрязненные, заброшенные здания и благоустроенные парки. Этим пространствам удалось объединить вокруг себя столько разношерстных исследователей, и думаю, что это обогатило их будущие проекты.

Лично мне участие в школе дало большое количество приятных знакомств, несколько предложений начать совместные проекты в будущем и возможность сменить сферу научных интересов. Эта летняя школа — пример того, как действительно должна проходить коммуникация и трансфер знаний в академическом сообществе, за что мне хотелось бы благодарить ее участников и организаторов».

Роман Гильминтинов, старший научный сотрудник Антропошколы ТюмГУ, докторант Университета Дьюка (Duke University)

«Школа показала, что environmental humanities становятся точкой для новой сборки целого спектра тем и проблематик. Исследования мобильности и город, промышленное загрязнение и экстрактивизм, имперские пространства и роль науки в модерном обществе — эти привычные темы звучали на школе совсем не так, как мы привыкли о них говорить. Пожалуй, наиболее интересным для меня стала идентичность темы лесных пожаров в работах двух участниц школы из очень разных дисциплин — истории и геохимии. Разные методы, разная хронология, разные выводы. Однако обе стороны были вынуждены искать общие основания, вырабатывать язык, понятный всем участницам и участникам дискуссии».

Дарья Хохлова, бакалаврская программа «Философия» НИУ ВШЭ, 4-й курс

«Меня вдохновило наше обсуждение, как один и тот же предмет исследования можно сделать “объектом” для разных дисциплин и исследовательских оптик. Такое обсуждение полезно для понимания, как можно строить дизайн исследований.

Поразительное воздействие на меня оказал Карабаш. Сначала мы послушали лекцию в академическом формате про экологию и химические процессы, а потом вышли в поле и увидели это своими глазами. Мы с Анной Ерошенко говорили с местными жителями, и оказалось, что все эти перспективы нельзя однозначно собрать в какую-то единую картину — “объект” рассыпается и не дает себя сконструировать “объективно”. Мне кажется, было бы продуктивно продолжать такой формат: сначала смотреть на экологическую проблему отстраненно, а потом своими глазами. Это помогает лучше разбираться, как это обстоит на месте, и находить творческие способы примирить разные перспективы».

Святослав Костенко, бакалаврская программа «Культурология» НИУ ВШЭ, 4-й курс

«Было интересно послушать и обсудить работы коллег, найти потенциальные точки для дальнейшего сотрудничества. Отдельную пользу для меня принесло обсуждение моей работы, когда и была сформулирована проблема, над частным случаем которой я планирую работать в дипломной работе. Такое не может не радовать!»

Элина Кочерещенко, магистерская программа «История современного мира» НИУ ВШЭ, 2-й курс

«Самое запоминающееся — это поездка на Карабашский медеплавильный завод и атмосфера, которая образовалась вокруг него. У меня возникла ассоциация с чернобыльской катастрофой, где рука человека стала причиной возникновения аварии. “Карабашская рука” скорее растянута во времени: завод видел времена и Российской империи, и СССР, и тяжелые 1990-е. В итоге он выстоял, а природа — нет. Возле завода образовалось марсовое поле, где промышленные хвосты буквально впитались в некогда живую почву. Тем временем жизнь на предприятии бьет ключом: по территории передвигаются фуры, а густая серая пыль окутывает рабочие цеха».

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.