В Вышке стартует новая программа ДПО Plurilingual Intercultural Creative Keys
Департамент психологии Высшей школы экономики запускает новую программу ДПО «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys; PICK). Эта программа специально разработана Лабораторией языковых, межкультурных и творческих компетенций ВШЭ на основе инновационной обучающей системы PICK, предназначенной для повышения квалификации школьных учителей, репетиторов, а также родителей, занимающихся обучением своих детей на дому.
В современном стремительно меняющемся мире человеку необходимо умение действовать в условиях неопределенности, сложности и многозадачности. Результаты эмпирических исследований последних 20 лет показали, что многоязычная и межкультурная практика положительно влияет на развитие специфических когнитивных функций и личностных качеств, лежащих в основе креативности. А такие факторы, как активизация творческого потенциала, изучение иностранных языков и развитие межкультурной компетенции, в свою очередь, тесно связаны с успешным формированием системной адаптации человека. На развитие именно этих soft-компетенций и направлена система PICK.
Подробнее о программе, ее основных преимуществах и ценностях рассказывает руководитель проекта Анатолий Хархурин.
Анатолий Хархурин
— Как и когда вы впервые задумались о создании такой обучающей системы — PICK?
— Идея появилась давно, в середине 2010-х, когда я еще работал в Американском университете Шарджи (ОАЭ). В то время я искал практическое применение результатам своих исследований о связи мультилингвизма и креативности. Я рассуждал следующим образом: если эти две компетенции взаимосвязаны, то должна быть методология соединения двух систем обучения (креативной и билингвальной) в одном образовательном процессе.
До настоящего момента не существовало программ, одновременно развивающих языковые навыки, межкультурные компетенции и творческие способности. Было непонятно, как формировать эти гибкие навыки на уроке без отрыва от основной учебной программы, как отслеживать результат развития этих soft-компетенций. То, что мы видели в школах, — это выгоревшие учителя и потерявшие всякий интерес к учебе ученики: о гибкости, творческом полете мысли, адаптивности, успешной и счастливой жизни в современной школе можно было только мечтать. Мы решили эту проблему. Наша система PICK легко адаптируется под любой учебный план и предмет: мы модифицируем процесс обучения без изменения существующего учебного плана, используя целостный подход, который учитывает не только образовательные аспекты, относящиеся к обучающей программе, но и психологию личности и социокультурную среду учащегося.
— В чем заключаются основные преимущества системы PICK? Чем она отличается от уже существующих образовательных систем?
— Мы объединяем игровые, диалоговые, креативные и метафорические техники и приемы, чтобы установить успешное взаимодействие педагога и ученика. Мы также поддерживаем учителя не только в процессе обучения, но и на всех этапах внедрения программы.
Результатом становится счастливый вдохновленный учитель, который помогает ученику достичь успеха и сохранить учебную мотивацию
Более того, конечная цель обучающей системы PICK — удовлетворенность всех участников образовательного процесса. Для педагогов это означает повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в школе. Для родителей — помощь образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем. Для учеников — интересные и результативные занятия.
— Что представляет собой программа ДПО «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию»? Как будет организовано обучение?
— Программа представляет собой три независимых блока тренинга. Цель каждого блока — развитие одной из компетенций PICK. Первый блок, «Творчество рождает творца», направлен на развитие креативности школьников и студентов в учебной деятельности, второй блок, «Мир открыт каждому», предполагает обучение участников ДПО технологиям развития межкультурной компетенции учащихся непосредственно в учебном процессе. Третий блок, «Новый язык — новая жизнь», предназначен для людей, преподающих иностранные языки, и нацелен на стимулирование изучения нового языка с опорой на многоязычное общение. Таким образом, участники ДПО могут пройти один, два или все три модуля. Важно отметить, что после осуществления набора слушателей на курс практическое содержание курса и примеры техник дополняются темами, актуальными для профессиональной деятельности отобранных участников.
В рамках программы ДПО тренинги по системе проводятся полностью онлайн, что расширяет возможности участия для людей из регионов.
— Кому будет интересна данная программа?
— В первую очередь она окажется полезна людям, которые занимаются образовательной деятельностью: педагогам школ и вузов, репетиторам, родителям, обучающим детей на дому. Но также потенциально она может быть интересна тем людям, которые занимаются управленческой работой в профессиональных коллективах, где важно стимулировать не только проявления так называемых hard skills у сотрудников, но и поддерживать их soft skills.
Формирование системной адаптации школьников при работе с нашей системой ведется через обучение родителей и педагогов для того, чтобы оперативно и качественно внедрить технологии PICK и исключить дополнительное посредничество.
В Высшей школе экономики программа ДПО «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» стартует 2 марта 2023 года. Формат обучения — онлайн. Более подробно о системе PICK — на странице программы.
— Расскажите о предыдущем опыте проведения подобных тренингов.
— Наша программа ДПО реализуется на базе Вышки впервые. До этого тренинги, основанные на системе PICK, проводились исключительно внутри организаций для сотрудников. За все время существования системы PICK мы сотрудничали с разными школами и обучили множество учителей, которые теперь успешно применяют наши технологии в ходе учебного процесса в школах.