ДПО в НИУ ВШЭ на современном этапе: ответы на вызовы, высокий спрос, комфортная цифровая среда
Дополнительное профессиональное образование в НИУ ВШЭ — это не лоскутное одеяло, состоящее из множества учебных центров и отдельных преподавателей, а единая система, действующая на основе общих правил и принципов. В Вышке реализуется порядка 1 тыс. программ ДПО. Что это за программы, как в них сориентироваться и какие преимущества получают их выпускники, рассказывает Галина Можаева, заместитель первого проректора, отвечающая за развитие ДПО НИУ ВШЭ.
— Галина Васильевна, почему ДПО становится все более актуальным в текущих реалиях?
— Ключевая причина — быстрые изменения, происходящие в экономике и обществе. Мы живем в век космических скоростей, когда трудно делать долгосрочные прогнозы, а полугодовой горизонт планирования в бизнесе становится оптимальным. В этих условиях растет спрос на гибкие образовательные программы, по окончании которых человек или оперативно повышает квалификацию, или получает новую, востребованную в текущих реалиях.
ДПО приобретает особое значение сегодня, когда одни профессии исчезают, а другие глубоко трансформируются. Перед нашей страной стоит задача быстрого обеспечения не только технологического, но и кадрового суверенитета, и важную роль в ее решении должны сыграть программы ДПО, реализуемые университетами.
В последние годы ДПО стало одним из основных направлений деятельности НИУ ВШЭ, и по итогам 2022 года, несмотря на пессимистичные прогнозы о сокращении интереса к ДПО на фоне многочисленных кризисов, глобальных и локальных, наш университет выполнил практически все свои показатели в части ДПО.
— ДПО в НИУ ВШЭ — это прежде всего образование в сфере экономики и бизнеса?
— Высшая школа экономики — это, как неоднократно говорил наш ректор, Higher School of Everything, здесь готовят самых разных специалистов. Программы ДПО отражают практически весь спектр представленных в нашем университете направлений подготовки.
Тематика программ самая разная: финансы, право, педагогика, менеджмент в спорте, здравоохранении, ЖКХ и т.д. На рынке ДПО великолепно работает Школа дизайна, а на некоторых факультетах, например права, компьютерных наук, созданы подразделения, специализирующиеся на ДПО. Активно и по различным направлениям работают в ДПО все наши кампусы — в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми.
При этом экономика и бизнес в портфеле программ ДПО, конечно, занимают существенное место. Программы бизнес-образования сосредоточены в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ, которая ежегодно выпускает около 5 тыс. слушателей, то есть 20% общего выпуска всех программ ДПО.
— Сколько всего программ ДПО в Высшей школе экономики?
— В 2022 году было реализовано 976 программ, в том числе 255 программ профпереподготовки и 721 — повышения квалификации.
Наши программы ежегодно обновляются в соответствии с запросом рынка. Меняется не только содержание программ, но и технологии обучения, формы и форматы. Например, Высшая школа бизнеса недавно запустила единую программу МВА со специализациями (их можно выбирать на втором году обучения) вместо набора отдельных программ МВА. А Банковский институт строит MBA на модульной основе, формируя гибкие траектории обучения.
— Что представляет собой аудитория программ ДПО в Вышке? Как она меняется в последние годы?
— Растет спрос на дополнительное образование управленцев. К нам все чаще приходят люди, которым важно понять принципы управления компаниями в изменившихся условиях.
Один из новых трендов на рынке труда — интерес к работникам 40+, к сложившимся специалистам, и это отражается на нашей целевой аудитории: большую ее часть составляют слушатели в возрасте 35–48 лет.
Активно развивается корпоративное обучение: в 2022 году 288 программ ДПО реализовано по заказу таких компаний, как ПАО «Сбербанк», ПАО «Газпром нефть», АО «Почта России», АО «Альфа-Банк», ПАО «Ростелеком» и др. Такие программы соответствуют самым высоким требованиям корпоративного обучения.
На программы ДПО приходят и студенты — для них предназначен проект «Вышка+».
Но в большинстве случаев наша аудитория — более зрелые люди, у которых растет запрос на качество программ, на уровень сопровождения обучения, меняется в позитивную сторону и отношение к обучению. Это определяет и высокие требования к преподавателям. Они должны владеть не только содержанием на высочайшем экспертном уровне, но и технологиями работы со взрослыми, ощущать тонкую грань партнерства со слушателями, чутко реагировать на запрос аудитории.
— Чем объясняется высокий спрос на программы ДПО в НИУ ВШЭ?
— Во-первых, уникальным преподавательским составом. На наших программах работают лучшие преподаватели Вышки и практики из бизнеса. Более 70% преподавателей ДПО имеют опыт работы не только в системе образования.
При этом наши программы формируются не от возможностей преподавателей, а от внешнего запроса и проектируемого результата обучения. Под такой запрос подбираются и кадры, и технологии обучения. В значительной степени это гарантирует успех программы.
Во-вторых, важен контингент слушателей. В Вышке это люди с высокой мотивацией, зачастую с высоким статусом и уровнем требований. Они ценят не только содержание обучения, но и нетворкинг, обмен опытом. Связи между слушателями сохраняются и после выпуска, способствуя их профессиональному развитию.
В-третьих, наши подразделения ДПО оперативно реагируют на потребности рынка. Например, прошлой весной Центр развития компетенций в маркетинге ВШБ мгновенно отреагировал на исчезновение привычных инструментов продвижения — некоторых соцсетей, и это нашло отражение как в содержании программ, так и в подходах к привлечению слушателей.
Еще один фактор — высокое качество учебного контента, в том числе видеолекций, которые специально записываются в профессиональных студиях для программ ДПО.
— Современные программы ДПО — это преимущественно онлайн-формат?
— Необязательно. Программ ДПО, реализуемых полностью онлайн, когда слушателям не требуется приходить в университет, в Вышке сейчас около половины.
Наиболее перспективен в ДПО смешанный формат, когда часть занятий проходит в аудитории, а часть дистанционно. Спрос на асинхронные онлайн-программы постепенно снижается, что связано с высоким запросом на поддержку обучения и непосредственный контакт с экспертами.
Для реализации программ ДПО используются системы управления обучением (LMS — Learning Management System). В сентябре прошлого года мы начали апробацию LMS, а уже сегодня там ежемесячно обучается около 2,5 тыс. слушателей из 36 подразделений.
Показательно, что 80–85% выпускников программ ДПО активно пользуются LMS даже в течение 2–3 недель после завершения обучения.
— Можно провести аналогию с гарантийным обслуживанием?
— У нас это называется посткурсовым сопровождением.
Вообще LMS — важный элемент комфортной образовательной среды, которую мы создаем для слушателей. Это, кстати, еще одно конкурентное преимущество Вышки, где комфортная учебная среда создается и в виртуальном, и в реальном пространстве. На Шаболовке, например, есть аудитории-трансформеры с оборудованием для гибридных занятий. А тот, кто хотя бы раз побывал в здании на Покровке, точно влюбляется в Вышку на всю жизнь.
У программ ДПО очень взыскательная аудитория, и наш университет в полной мере соответствует ее высоким требованиям.
— Какие программы ДПО будут востребованы завтра? Как будет дальше развиваться блок ДПО в Вышке?
— В наше турбулентное время сложно давать прогнозы. Сейчас есть устойчивый спрос на программы в области менеджмента, маркетинга, дизайна. Продолжает активно развиваться ДПО в IT-сфере, и речь идет не только о программистах, но и о различных междисциплинарных направлениях, например о компьютерной лингвистике, цифровом праве и др. В свое время я возглавляла кафедру гуманитарной информатики, где мы готовили, по сути дела, переводчиков с языка гуманитарных наук на язык IT и наоборот. Сейчас на таких специалистов тоже высокий спрос.
Мы отмечаем рост запроса на короткие программы и предлагаем подразделениям ДПО формировать на их основе модульные программы переподготовки, позволяющие более гибко определять и содержание, и продолжительность обучения.
В Вышке ключевым направлением развития блока ДПО становится цифровизация. Это зафиксировано в Программе развития НИУ ВШЭ до 2030 года, в программе «Приоритет-2030» в НИУ ВШЭ. Точкой входа в цифровую среду ДПО будет маркетплейс, где потенциальный слушатель сможет не только выбрать интересующую его программу, но и подписать договор, оплатить обучение, увидеть приказ о зачислении. А по окончании обучения учетная система отправит ему документ о квалификации.
Изменятся и условия работы менеджеров программ: новая учетная система, интегрированная в цифровую среду НИУ ВШЭ, CRM для работы с клиентами, конструктор интерактивного контента и др.
— Как на сайте авиакомпании, где аналогичным образом можно зарегистрироваться, купить билет и получить посадочный талон. А после перелета будут начислены мили.
— У нас система сложнее, но аналогия с милями уместна. Для студентов и выпускников Вышки уже сейчас есть скидки. В рамках проекта маркетплейса они будут автоматизированы. В наших планах — расширение системы лояльности, гибкие скидки, бонусная система и др. Первоначальную версию маркетплейса (MVP) мы планируем представить к началу нового учебного года.
— Как оценить эффективность той или иной программы ДПО?
— С точки зрения университета, основные показатели — доходы от программы и число выпускников, с точки зрения слушателя — его удовлетворенность, готовность рекомендовать программу своим знакомым.
Для повышения эффективности работы мы обучаем сотрудников подразделений ДПО на программе «Профессиональные компетенции менеджеров и разработчиков образовательных продуктов ДПО», реализованной по двум трекам. Первый трек — продвижение программ и организация обучения, второй — образовательный дизайн, создание программ и упаковка учебного контента.
Одновременно мы меняем операционное управление ДПО — в его структуре теперь есть отдел методической поддержки и образовательной аналитики и отдел маркетинга, обеспечивающие зонтичную поддержку по этим направлениям для подразделений ДПО.
— Выбирая среди почти тысячи программ ДПО Вышки, на какую из них вы бы сами пошли учиться?
— До прихода в Вышку я долго работала в Томском госуниверситете, затем в Финансовом университете, стажировалась в Стэнфорде и других университетах и в своем профессиональном развитии уже давно вышла на путь неформального образования. Но когда я читаю и утверждаю программы ДПО нашего университета, возникает искреннее желание пойти учиться почти на каждую.
— Важен ли для выпускников программ ДПО, для их работодателей диплом о повышении квалификации и профпереподготовке? Или это формальность?
— Работодатели часто обращаются к нам за подтверждением документов о квалификации своих сотрудников или соискателей, что доказывает важность таких документов для работодателя как минимум. Иногда даже запрашивают учебный план программы, чтобы понять, чему научился их сотрудник. Особенно это важно для профпереподготовки, по итогам которой человек получает новую профессию и право заниматься новым видом деятельности.
— Как потенциальному слушателю ориентироваться во всем многообразии программ ДПО НИУ ВШЭ сегодня, до появления маркетплейса?
— На портале Вышки размещен каталог программ ДПО. У абсолютного большинства программ есть лендинг или страница на сайте подразделения.
Сегодня в системе ДПО НИУ ВШЭ есть практически все, что необходимо современному специалисту и руководителю для успеха на рынке труда, для профессионального и личностного развития. У нас доброжелательная атмосфера, уникальные эксперты, комфортные условия обучения, невероятное многообразие программ. И самое главное — мы всегда открыты для наших слушателей.
Можаева Галина Васильевна
Руководство Университета: заместитель первого проректора
Вам также может быть интересно:
2280
участников из 87 регионов зарегистрировалось на Первый Московский форум дополнительного образования, который проходит в Центре культур НИУ ВШЭ 14-16 ноября. Более половины из них — руководители образовательных организаций, от заведующих кафедрами до ректоров.