«Некоторые дисциплины мне так нравятся, что я не хочу, чтобы они заканчивались»
Выпускник образовательной программы «Социология и социальная информатика» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Федор Швец приехал в Россию из Казахстана. Сейчас он студент магистерской программы «Население и развитие» НИУ ВШЭ в Москве. В интервью порталу Вышки Федор рассказал, что повлияло на его выбор магистратуры, чем ему нравится учеба в Высшей школе экономики и жизнь в Москве.
— Как вы узнали о НИУ ВШЭ? Трудно ли было поступить?
— Впервые о Высшей школе экономики я узнал в 10-м классе от родителей. В свою очередь, они узнали об этом университете от моего дяди, который проживает в Санкт-Петербурге. Он порекомендовал нам присмотреться к интересной и перспективной образовательной программе «Социология и социальная информатика». Так в моем шорт-листе вузов появилась Вышка. Не могу сказать, что поступление было очень легким или, наоборот, слишком тяжелым. Это был новый опыт, потому что оба вступительных экзамена (математику и английский) я сдавал дистанционно, но под контролем системы прокторинга. Полученных баллов мне хватило для поступления со скидкой в 25%. Если говорить о магистратуре, то впервые мысль о поступлении появилась после освоения в бакалавриате такой дисциплины, как демография, которую нам читали на первых двух модулях 4-го курса. Мне понравился этот предмет, и в декабре 2021 года, когда узнал о возможности зарегистрироваться на олимпиаду «Высшая лига», я вместе с направлениями «Менеджмент» и «Социология» также выбрал «Демографию». Мне посчастливилось получить диплом 3-й степени, который дает право поступить на две программы — «Демография» и «Население и развитие» — без вступительных испытаний.
— Когда вы выбирали программу, что вас привлекло? Какие предметы или преподаватели?
— При выборе бакалаврской программы решающее значение имело то, что «Социология и социальная информатика» является полностью англоязычной программой. Мне нравится изучение языков, и совместно с родителями было принято решение подать документы именно сюда. Помимо этого, социология казалась той наукой, которая позволит изучить достаточно глубоко многие сферы, начиная с менеджмента и заканчивая языками программирования. Могу сказать, что так все и получилось, потому что за четыре года обучения мы охватили большой спектр направлений, и в конце концов с одним из них я решил связать обучение в магистратуре.
В выборе магистерской программы на мое решение повлияло два фактора. Во-первых, программа «Население и развитие» также полностью англоязычная, а я очень хотел продолжить обучение на английском, чтобы не потерять язык. Во-вторых, за несколько недель до окончания приема документов на онлайн-вебинаре академический руководитель программы «Демография» порекомендовал менять образовательный трек при поступлении в магистратуру. И я прислушался к совету и решил, что сменю социологию на государственное и муниципальное управление.
Мне казалась интересной перспектива обучения вместе с иностранными студентами из дальнего зарубежья, такого опыта у меня еще не было. Я изучил перечень дисциплин программы «Население и развитие», и большинство из них показались мне интересными. Также я понимал, что у меня будет возможность выбирать предметы и формировать собственный трек обучения, и этот момент мне нравится в Вышке.
— Трудно ли было влиться в учебу в магистратуре ВШЭ?
— Поскольку до этого я четыре года обучался в бакалавриате Высшей школы экономики, адаптации к образовательному процессу в магистратуре практически не было. Я прекрасно знал о том, что такое 10-балльная система оценивания, накопительная оценка, ДПВ и СОП. Мне удалось максимально быстро влиться в учебу, познакомиться с преподавателями и сокурсниками. На данный момент учеба идет своим чередом, без сбоев, и для меня это самое главное. С каждым из преподавателей у нас выстроен хороший диалог, что делает обучение более интересным, а любые недопонимания разрешаются быстро. К жизни в Москве я также приспособился без проблем. За 8 месяцев в столице всего один раз перепутал станции метро и уехал не туда. Мне нравится корпус на Мясницкой, который раньше я видел только на фотографиях друзей и в рекламных брошюрах, а теперь учусь здесь.
— Что дается трудно?
— Не могу сказать, что какой-то предмет дается мне с трудом. Единственный момент, связанный с дискомфортом, — онлайн-формат, который усложняет процесс обсуждения, особенно если платформа не оснащена такой функцией, как «поднять руку». Это создает ситуацию, когда после вопроса преподавателя все студенты, желающие дать ответ, начинают хором говорить, и твои шансы вклиниться в дискуссию и получить балл за активность стремятся к нулю. К счастью, некоторые преподаватели хорошо справляются с этой ситуацией.
— Какие предметы и преподаватели вам особенно нравятся?
— Еще год назад я не мог себе представить, что, отвечая на подобный вопрос, назову самой интересной дисциплиной статистический анализ. На «Социологии и социальной информатике» в бакалавриате у нас был подобный предмет, и мне он дался очень непросто. В магистратуре ситуация повернулась совершенно другим образом, и в первую очередь благодаря нашему преподавателю Екатерине Александровне Александровой. Если бы мне всегда так доходчиво и просто объясняли все, что касается статистики, то я бы точно связал свое профессиональное будущее с этим направлением. Мне кажется, у всех студентов в группе сложились хорошие отношения с Екатериной Александровной, но с сохранением необходимой дистанции «студент — преподаватель». Она прекрасно объясняет все сложные моменты и использует множество примеров, которые упрощают процесс усвоения материала. В первом семестре статистический анализ был обязательной дисциплиной, а во втором семестре — предметом по выбору, поэтому, когда я увидел его в перечне, без сомнений поставил галочку.
Также в четвертом модуле у нас стартовал курс «Введение в нейроэкономику: как мозг принимает решения». Он проходит полностью в онлайн-формате, и за три года дистанционного обучения я ни разу с таким интересом не подключался к Zoom-конференции. Наш преподаватель, Василий Андреевич Ключарёв, делает занятия максимально интерактивными, например запускает опросы прямо во время лекции, показывает различные приемы, связанные с работой мозга, демонстрирует видео, делит на группы для обсуждения и в принципе очень интересно рассказывает. Три часа пролетают незаметно.
Хочу отметить такую дисциплину, как демография, которая шла у нас в первом семестре. Поскольку я имею предметный интерес к этой сфере, мне было особенно интересно посещать занятия по демографии. Понравилась организация образовательного процесса. Например, когда мы дошли до темы смертности, то пары, посвященные этой части, вел преподаватель Алексей Евгеньевич Щур, который специализируется на смертности и высчитывании ее показателей.
Некоторые дисциплины мне так нравятся, что я не хочу, чтобы они заканчивались, и, на мой взгляд, это главный индикатор того, что я не прогадал с выбором образовательной программы.
— Как вы проводите свободное от учебы время?
— Смотрю фильмы или хожу на спортивные мероприятия. Когда я понял, что буду учиться в Москве, то решил, что первым делом посещу все футбольные стадионы. Для осуществления этой задумки мне хватило первых двух месяцев осени, однако сейчас я отдаю предпочтение волейболу и гандболу как более динамичным играм, тем более что матчи по этим видам спорта проходят в одном месте, на волейбольной арене «Динамо». Также я держу в голове планы по участию в какой-нибудь научной конференции в качестве слушателя или докладчика.
— Есть ли у вас в Москве любимые места?
— Про волейбольную арену «Динамо», куда я хожу смотреть матчи и наслаждаться атмосферой спортивного праздника практически каждую неделю, я уже сказал. Также мне нравится кинотеатр в ТЦ «Филион». Люблю смотреть кино на большом экране и за свою жизнь побывал в разных кинотеатрах, но этот — самый необычный. Таких удобных залов, кресел и зон для ожидания я еще не встречал. Как только вижу новость о какой-нибудь интересной для меня премьере, практически сразу покупаю билет в этот кинотеатр. Я много слышал о красоте московской архитектуры, уютных парках, богатых музеях и планирую с наступлением лета побывать везде. Если говорить о самом городе, то в Москве мне больше всего нравятся технологичность и автоматизированность процессов. Я обращаю внимание на детали, и мне нравится возможность купить в метро карточку на несколько поездок. Это мелочь, но это намного удобнее, чем покупать жетоны. И таких моментов много, а в совокупности они делают жизнь намного проще и комфортнее.
— Кем вы себя представляете в профессиональной сфере через 5–10 лет?
— При поступлении в магистратуру я рассматривал построение академической карьеры, но не отдавал этому варианту предпочтение. За 8 месяцев учебы мои планы сильно поменялись. Я общаюсь с интересными преподавателями, посещаю мероприятия сообщества «Демограф», с интересом работаю над магистерской диссертацией вместе с научным руководителем, поддерживаю связь с нашим академическим руководителем, под началом которого выступаю менеджером проекта. Все это упрочивает мои намерения закрепиться в академическом поле. Через 5–10 лет я вижу себя человеком, который окончил аспирантуру, работает в научной лаборатории, имеет в арсенале несколько опубликованных статей и определенный преподавательский опыт.