Цифровая пересборка: как происходит трансформация российского высшего образования
В НИУ ВШЭ в формате открытого микрофона состоялась встреча с замминистра науки и высшего образования Российской Федерации Дарьей Кирьяновой, курирующей вопросы цифровой трансформации сферы науки и высшего образования и технологического предпринимательства. Она рассказала о своем опыте профессионального развития, об особенностях работы в бизнесе и на госслужбе, о задачах, которые она решает в министерстве, а также ответила на вопросы студентов.
Представляя спикера, проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская подчеркнула, что Дарья Кирьянова до прихода в министерство долгое время работала в бизнесе — в корпорации Intel на различных позициях.
Дарья Кирьянова считает себя нетипичной госслужащей. Придя в министерство, она попала в непривычную среду, и отношения в этой среде она выстраивает, исходя из уже сложившихся у нее принципов. Один из них — открытость. «Обычно ценностью госслужащего является уникальное знание о чем-то и о ком-то. У меня эта ценность отсутствует: тем, что я знаю, я тут же делюсь с другими», — рассказала заместитель министра.
С ректорами, проректорами и даже техническими специалистами, которые в вузах настраивают информационные системы, Дарья Кирьянова выстраивает партнерские отношения — общается на равных, и это помогает понять, чего хочет партнер и что ему можно предложить. Заместитель министра призналась, что всегда старается улыбаться, ведь даже если у нее плохое настроение, благодаря улыбке оно улучшается. «Эмпатия — это первый инструмент, который я использую, второй — пытаюсь встать в позицию своего собеседника», — отметила она.
Дарья Кирьянова считает, что хорошо умеет резюмировать — вычленять важную информацию из большого объема данных и транслировать ее в короткой форме, — «это моя суперсила». В то же время она называет себя «тугодумом»: «могу некоторое время помолчать, чтобы понять, о чем меня спрашивают и что надо ответить». Еще когда она начинала работать в компании Intel, ей говорили, что она чрезмерно эмоциональна, но избавиться от этой особенности у нее так и не получилось, и она «пришла к выводу, что это надо использовать в своих целях» — для более эффективного общения с людьми.
«Все взять и пересобрать» — так Дарья Кирьянова характеризует еще одну свою компетенцию.
«Оказывается, все происходящее в министерстве есть в цифре, то есть у меня, и неважно, к чему это относится — к контрольным цифрам приема, передовым инженерным школам, технологическому предпринимательству и т.д. Если система сделана в цифре, пересобирать ее быстрее — скорость принятия управленческих решений увеличивается», — подчеркивает она.
Пример предстоящей «пересборки» — совершенствование системы высшего образования в соответствии с недавно подписанным указом президента России.
Спикер подробно рассказала о двух задачах Минобрнауки России, решению которых она способствует на своей должности. Это цифровая трансформация (включая суперсервис «Поступление в вуз онлайн», домены «Наука и инновации», «Образование», стратегию цифровой трансформации, импортозамещение ПО) и развитие технологического предпринимательства (Концепция технологического развития РФ до 2030 года, университетское технологическое предпринимательство, развитие беспилотных авиационных систем, развитие интеллектуальной собственности).
Говоря о федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства», Дарья Кирьянова подчеркнула, что одна из его задач — воспитать у молодых людей лояльность к риску. В рамках действующего законодательства это сделать сложно: если речь идет о государственных деньгах, есть риск их обычного расходования и последующих проблем с силовыми структурами. Так что нужны изменения в нормативной базе.
Еще одна задача — поддержка компаний, которым больше трех лет. Сейчас такого механизма в России нет: компании, проработавшие три года, не считаются стартапами, а на разработку сложной технологии необходимо хотя бы семь лет. Так что через три года возникает «долина смерти»: не видя результата, люди эмоционально истощаются и перегорают, команды распадаются, руководители уходят «в крутые места на крутые зарплаты», технология кладется на полку.
Дарья Кирьянова отметила, что этот федеральный проект, рассчитанный на вузы, она задумывала как эксперт еще в годы работы в Intel, и главная его особенность — гарантия, что, если человек не доведет свой технологический стартап до логического завершения, его идею в рамках стартап-студии сможет подхватить кто-то другой.
Во второй части встречи Дарья Кирьянова ответила на вопросы студентов и сотрудников НИУ ВШЭ. Их, в частности, интересовало, почему в технологических стартапах мало девушек (по мнению спикера, женщине более комфортно работать в команде, а мужчине руководить — «так задумано природой»), чего хотела спикер в 20-летнем возрасте («никакого осознания начала этого невероятного пути у меня не было, я была среднестатистическим человеком со средними способностями или их отсутствием и просто попала в среду») и могут ли студенты Вышки пройти стажировку в Минобрнауки России (конечно же, могут).
Отвечая на вопрос, как она нашла в себе силы приступить к работе на столь ответственной должности в столь сложное время, она подчеркнула, что федеральная исполнительная власть — единственное место, где принимаются решения на уровне страны, где можно реально влиять на технологическую повестку. «Я поняла, что у меня есть такая возможность, и было бы странно ею не воспользоваться», — заключила Дарья Кирьянова.