• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Корпоративный комплаенс обеспечивает стабильность компании в долгосрочной перспективе»

«Корпоративный комплаенс обеспечивает стабильность компании в долгосрочной перспективе»

Что такое современный комплаенс, почему компании нуждаются в специалистах по комплаенсу и как это направление связано с профессией юриста? Об этом в интервью рассказал Дмитрий Хейло — управляющий директор управления комплаенс ПАО «Сбербанк», профессор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, ведущий преподаватель магистерской программы «Международный корпоративный комплаенс и этика бизнеса» Института комплаенса и этики бизнеса ВШЮА НИУ ВШЭ.

— Дмитрий Леонидович, чем вызвана популярность комплаенса как новой профессии для российского рынка труда?

— В последние десятилетия компании начинают все больше развивать комплаенс-функцию, которая вносит существенный вклад в обеспечение их корпоративного здоровья. Это обусловлено не только отраслевой спецификой, требованиями к организации комплаенса со стороны профильных регуляторов (Банк России, ФАС России), но также ужесточением регуляторной среды и потребностями владельцев бизнеса, стремящихся эффективно управлять комплаенс-рисками, обеспечить стабильность компании в долгосрочной перспективе.

Профессия интересна тем, что она имеет дело с массой предметных областей и в ней могут найти себя люди с различными знаниями, навыками и опытом.

Дмитрий Хейло

— Как связаны комплаенс и юридическая профессия?

— Комплаенс, среди прочего, — это про нормы и правила, а также последствия их нарушения. Поэтому профессиональный арсенал юриста очень востребован в этой профессии. Но комплаенс также занимается выявлением, оценкой и урегулированием комплаенс-рисков, комплаенс-обучением и многим другим, чем юристы не занимаются. Это интересная тема, которую мы обсуждаем на занятиях в магистратуре и на программах дополнительного образования, в том числе с точки зрения функций второй линии защиты компании.

— Какие уникальные компетенции формирует магистерская программа «Международный корпоративный комплаенс и этика бизнеса»?

— Задача программы — подготовить специалиста, который был бы способен самостоятельно организовать в компании эффективную комплаенс-функцию.

Мы делаем акцент на развитии у студентов критического мышления, на знании принципов построения эффективного комплаенса. Также разбираем риски, связанные с использованием шаблонных подходов при организации комплаенса.

Программа дает детальное понимание того, как устроена регуляторная среда в различных предметных областях комплаенса (антимонопольный комплаенс, антикоррупционный налоговый комплаенс, комплаенс на финансовых рынках и т.д.). Отдельно мы изучаем систему внутреннего контроля организации и условия обеспечения ее эффективности, не связанные с отраслевой спецификой. Обучение проводится с использованием практических примеров как из российской, так и из международной практики.

— Где, в каких сферах деятельности и отраслях, сейчас наиболее востребованы специалисты в области комплаенса?

— Это публичные компании, ценные бумаги которых торгуются на организованном рынке, финансовые институты, IT-компании, холдинги и экосистемы, компании, осуществляющие внешнеторговую деятельность, а также компании, которые оказывают консалтинговые услуги в области комплаенса.

Нередки случаи, когда владельцы небольших и средних компаний различных отраслей экономики в целях управления комплаенс-риском развивают в компаниях комплаенс-функцию в отдельных предметных областях (антимонопольный, антикоррупционный комплаенс, защита персональных данных) на базе юридического или иного подразделения (подразделения внутренней безопасности).

Подать заявку на программу «Международный корпоративный комплаенс и этика бизнеса» можно до 15 сентября 2023 года включительно. Поступление — по конкурсу портфолио. Подробнее о программе — здесь.

— Каковы современные особенности комплаенса в мире, где санкции стали столь популярным инструментом?

— Современный комплаенс вынужден реагировать на быстро изменяющуюся регуляторную среду, появление новых инструментов и технологий. Те же международные санкции против российских лиц, ответные меры, принятые Российской Федерацией, являются вызовом для службы внутреннего контроля и требуют оперативной и компетентной реакции, в том числе изменения продуктовых линеек и бизнес-процессов затронутых компаний.

Другим примером вызова для комплаенса является широкое использование криптовалют, существование которых стало возможным благодаря технологии блокчейн. Оценка комплаенс-рисков, связанных с такими операциями, невозможна без детального понимания комплаенс-специалистами работы этой технологии.

Стремительный рост операций, подлежащих комплаенс-контролю, необходимость обеспечить оперативное выявление и оценку связанного с операциями комплаенс-риска, ставят вопрос об автоматизации процессов контроля и принятия решений в комплаенсе, в том числе с использованием искусственного интеллекта, в основе которого лежат статистические методы анализа данных. Эффективность комплаенс-функции в значительной степени зависит от используемых решений.

Указанные особенности требуют от комплаенс-специалиста не столько быть хорошим экспертом в определенной предметной области комплаенса (хотя это тоже важно), сколько быстро и качественно осваивать новые предметные области, в том числе те, которые на первый взгляд никак не связаны с комплаенсом.

Ежегодная практическая конференция «Комплаенс в эпоху технологий: искусство находить равновесие» и премия «Комплаенс-2023» Института комплаенса и этики бизнеса ВШЮА НИУ ВШЭ пройдут 6 октября 2023 года в Центре культур НИУ ВШЭ.

Зарегистрироваться