• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Идеология городского активизма

В июле прошла первая летняя школа Высшей школы урбанистики (ВШУ) НИУ ВШЭ «Технологии развития проектов городского активизма». Комментирует организатор школы, заместитель декана ВШУ Дмитрий Савкин.

— Дмитрий Александрович, городские исследования сегодня весьма популярны, регулярно проводятся различные мероприятия, посвященные городской проблематике. В чем особенность летней школы ВШУ?

— Главное отличие этой летней школы от аналогичных, проходящих по городской тематике, заключается в том, что она ориентирована на представителей креативного класса — инициативных молодых горожан, у которых есть идеи по преобразованию жизни города, будь то переоборудование сквера, новый парк или безопасный переход через железную дорогу. Основная проблема заключается в том, что у этих людей есть желание, потенциал и определенные возможности лоббировать свои интересы, но при этом они не обладают должными методическими знаниями. Наша задача как раз состояла в том, чтобы собрать этих людей и придать их деятельности необходимый импульс, научить отстаивать свои интересы в борьбе за качество жизни в своих городах.

— Оправдались ваши ожидания? Насколько массовой получилась школа?

— В школе приняли участие 60 человек со всей России, наиболее активными, на мой взгляд, оказались ребята из Ростова, Самары, Санкт-Петербурга, Нижнего и Великого Новгорода. Основную часть аудитории составили молодые люди 20-35 лет, но были слушатели и старше, а также совсем молодые ребята, студенты младших курсов.

— Как проходили занятия во время школы?

— Школа состояла из нескольких модулей. Лекционный модуль проходил в первой половине дня. На этих занятиях участникам школы рассказывали теорию активизма, правовые основы городских проектов, методики согласования инициативных проектов с органами местного самоуправления, разбирались методики и кейсы, работы городских активистов в западных странах.

Второй модуль состоял из презентаций и дискуссионных площадок с приглашенными экспертами, урбанистами, активистами, которые уже реализовали какой-то проект и хотели поделиться своим опытом. В частности, интересная беседа прошла с депутатом муниципального образования управы Тропарево-Никулино (Москва) Владимиром Гарначуком. На школу были приглашены три зарубежных эксперта: известный архитектор, профессор  Бременского технологического университета профессор Штефан Ретих, архитекторы Джанин Вальтер из Берлина и Лукаш Панцевич из Гданьска.

Неформальное образование является важнейшей частью образования во всем мире. Совет Европы уже несколько десятилетий назад построил два молодежных центра в Страсбурге и Будапеште, для образования молодежных лидеров в области прав человека, гражданского активизма и сходных сфер. Молодые активисты — это огромный ресурс

Третий, проектный, модуль включал в себя проработку участниками школы конкретных групповых проектов, обладающих реальным потенциалом быть воплощенными в пространстве российских городов. Ребята разделились на 11 групп, и первая задача, которая перед ними стояла, была связана с необходимостью выбрать один групповой проект, при том что каждый привез свою проектную идею. По моему мнению, согласование интересов при взаимодействии с местными сообществами — это наиболее слабая область, в которой активисты чаще всего не могут договориться. Но все же в итоге каждая группа смогла выбрать по одному проекту и проработать каждый из них до стадии, после которой остается начать реальное их воплощение.

— Можно ли говорить о каких-то тенденциях  в сфере городского активизма? Вероятно, есть постоянные проблемы, решением которых озабочены активисты большинства городов?

— Конечно, определенная региональная специфика присутствует всегда, есть конкретные проблемы конкретных городов. Такие, как, например, транспортные проблемы в Москве, территориальная разобщенность в Волгограде, экологические проблемы в промышленных городах и другие. Но в целом мы определили три больших направления, в рамках которых сегодня наблюдается наибольшая активность городских жителей: изменение физической среды, изменение контекста, изменение институтов и изменение сознания горожан.

Из проектов, направленных на изменение физической среды, мне бы хотелось отметить несколько проектов: создание парка в поймовой зоне реки Пехорка, который мог бы территориально связать несколько районов Москвы и области восточнее МКАД; проекты ревитализации заброшенных промышленных зданий в регионах и создание в них пространства коворкинга для креативных людей.

Из проектов, направленных на изменение контекста, стоило бы отметить проект создания временных молельных пространств для мусульманского населения в Москве. Он подразумевает создание нескольких временных площадок для проведения намазов во время больших религиозных праздников в разных районах Москвы. Проектная группа разработала идею создания разборных паллетов-ячеек, которые соединялись бы друг с другом, во время молитвы накрывались ковриками, а после праздника разбирались. Это позволило бы решить проблемы столпотворения в центральных районах и в Отрадном в дни религиозных праздников.

Еще одна проектная группа создала амбициозный проект — кодекс поведения горожанина, который мог бы служить благой цели изменения безучастного сознания горожанина. В рамках этого проекта предполагается on-line опрос, результатом которого должен стать проект кодекса, который появится сначала в качестве интернет-манифеста,  а затем и печатного издания. Город — это пространство сосуществования множества людей, и совместное проживание требует соблюдения определенных правил, норм приличия. Подобный кодекс существовал и раньше. Так, в ряде городов средневековой Руси, когда житель деревни переезжал в город, он заключал с управой неформальное соглашение, по которому ему предоставлялись права горожанина, а он должен был выполнять определенные обязанности.

Также мне представляется интересным проект создания скрипта для молодого активиста. Результатом проекта должен стать иллюстрированный буклет, в котором приведены азы активизма: как собрать группу граждан, желающих улучшать свой город, как разработать свою проектную идею, подать проект властям и обществу, привлечь финансирование.

— Планируете ли вы проведение подобных программ в дальнейшем?

— Неформальное образование является важнейшей частью образования во всем мире. Совет Европы уже несколько десятилетий назад построил два молодежных центра в Страсбурге и Будапеште, для образования молодежных лидеров в области прав человека, гражданского активизма и сходных сфер. Молодые активисты — это огромный ресурс, люди, у которых, с одной стороны, есть желание улучшать жизнь города, а, с другой, они готовы брать на себя ответственность. Их деятельность может дать определенный импульс для того, чтобы жители современных российских городов начали искоренять в себе отсутствие ответственности за собственное жизненное пространство, брать на себя обязательства за создание качественной среды. И мы готовы помогать им в этом — устраивать подобные школы, собирать активных горожан и вместе с ними находить новые возможности для улучшения нашего общего будущего.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Электросамокаты: битва за Москву

Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) факультета городского и регионального развития ВШЭ провел исследование актуальной столичной проблемы: как москвичи относятся к электросамокатам на улицах. Ученые выяснили, чего горожане ждут от этого вида транспорта и как сделать его использование более безопасным. Результаты опроса были представлены на круглом столе, состоявшемся в университете 6 июня 2024 года.