Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

93% россиян считают себя приверженцами принципа постоянного образования

93% россиян считают себя приверженцами принципа постоянного образования

© iStock

Абсолютное большинство (93%) россиян рассказали, что постоянное обучение является неотъемлемой частью их жизни. При этом наличие оконченного или неоконченного высшего образования повышает стремление постоянно узнавать что-то новое. Такие результаты получили онлайн-кампус НИУ ВШЭ и платформа для развития навыков и карьеры career.hh.ru в результате совместного опроса более 2 тыс. россиян*.

Авторы исследования выяснили, что чаще всего (88%) в понятие постоянного образования включают регулярное самообразование с помощью литературы и видеоконтента, в 42% случаях — прохождение курсов в рамках профессиональной деятельности. Помимо этого, респонденты отметили, что для них важно обучаться разным специальностям (36%), а также участвовать в профессиональных конференциях (25%). Еще 23% планируют или уже получают второе образование или поступили в магистратуру в вузе**.

Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ

«Высшие учебные заведения видят тенденцию к росту интереса к непрерывному образованию и создают разного рода образовательный контент вне рамок классического высшего офлайн-образования. Например, в вузах появляются бесплатные образовательные опции на видеоплатформах, проводятся открытые лекции. Помимо этого, запускаются онлайн-курсы и онлайн-программы высшего образования. На основе анализа наших студентов мы видим, что подобные инициативы от вузов интересны также и взрослой аудитории, желающей получить второе или дополнительное образование для смены профессии или более быстрого продвижения по карьерной лестнице».

Чаще всего (82%) респонденты проходят обучение для того, чтобы расширить компетенции, самосовершенствоваться (77%), повысить востребованность на рынке труда (61%), улучшить конкретный навык для работы (51%). Также россиян мотивируют получение новых знаний для хобби или увлечений (50%) и продвижение в карьере (45%) — эти варианты чаще всего выбирали специалисты из сфер маркетинга и IT. Помимо этого, 26% отметили, что обучение необходимо для перехода в новую профессиональную сферу**.

Марина Дорохова, руководитель направления «Карьера и навыки» в hh.ru

«Постоянное обучение — залог востребованности специалиста на рынке труда, так считают две трети опрошенных нами респондентов, еще 28% отметили, что они скорее согласны, чем не согласны с этим утверждением. Лишь 5% россиян считают, что это не играет никакой роли в их карьере. Также 72% поделились, что дополнительные образовательные программы очень важны для их развития. Помимо этого, респонденты рассказали, какие именно навыки наиболее важны в их профессиональной сфере. Так, 78% учатся, чтобы получить узкоспециализированные навыки, еще для 60% важны технические знания, на мягкие навыки пришлось 40%. 61% респондентов успешно внедряют новое в свою практику, а вот 33% не всегда находят применение полученным знаниям».

Большинство (73%) россиян готовы инвестировать в дополнительное образование. Среди них 41% тратят на курсы или программы обучения до 50 тыс. в год, 34% — до 100 тыс. в год, а 13% рассматривают варианты до 150 тыс. рублей. Кроме того, 2% готовы вложить более 500 тыс. рублей. При этом выяснилось, как именно россияне чаще всего обучаются: 77% прибегают к самообразованию, в 53% случаев респонденты предпочтут онлайн-курсы из-за их быстроты, а в 49% выберут профессиональные курсы или программы магистратуры в вузе в онлайн- или офлайн-формате, ориентируясь на качество обучения. Помимо этого, 40% обращаются к специализированным семинарам и мастер-классам, а 30% нанимают личного наставника или репетитора**.

* Опрос проведен среди 2065 респондентов в возрасте от 18 лет. В нем участвовали жители 8 федеральных округов. Исследование проводилось методом онлайн-анкетирования с 16 по 29 мая 2024 года.

** Возможность множественного выбора.

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стартовала Международная партнерская неделя

В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стартовала Международная партнерская неделя, объединившая более 100 представителей ведущих университетов мира. Торжественное открытие состоялось 20 мая в новом корпусе Питерской Вышки на Васильевском острове.

20 мая

НИУ ВШЭ подписал соглашения о сотрудничестве с ведущими вузами КНР

8 мая 2025 года в Москве в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина и Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина состоялось подписание стратегических соглашений между Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и двумя крупнейшими университетами Китая — Пекинским университетом и Университетом Цинхуа. В церемонии участвовали ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, секретарь партийного комитета Университета Цинхуа Цю Юн и президент Пекинского университета Гун Цихуан. Подписание прошло в рамках официального визита китайской делегации в Россию, приуроченного к празднованию 80-летия Победы.

8 мая

Сергею Пекарскому — 50!

ФЭН сердечно поздравляет своего декана с 50-летием! Этот юбилей – особый праздник для всех нас, ведь судьба и карьера Сергея Эдмундовича неразрывно связаны с факультетом экономических наук, из которого выросла вся Вышка.

16 мая

«Сейчас вся экономика перестраивается, опираясь на данные»

Почему ВШЭ выпускает сейчас больше специалистов креативных индустрий и IT, чем экономистов? Какие зарплаты сегодня у выпускников топовых вузов по направлению «Искусственный интеллект»? Как Вышка помогает регионам страны, развивает науку, создает наукоемкие продукты и технологии? Зачем России развивать международное академическое партнерство? Об этом и многом другом ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов рассказал в интервью для программы «Поздняков» на канале НТВ.

22 мая

5 признаков, что Вам мешает старая травма. И как это можно изменить - бережно и без ретравматизации?

Иногда мы сталкиваемся с ощущением, что что-то  тормозит: цели есть, сил — будто бы нет.
Сценарии повторяются, хотя мы стараемся «делать всё по-другому». Иногда это — следствие травмы , о которой вы даже не подозреваете.

29 апреля