НИУ ВШЭ, Яндекс и ИТМО запустили аспирантуру в области ИИ и гранты для молодых ученых
НИУ ВШЭ в партнерстве с Яндекс создает первую аспирантуру по искусственному интеллекту с уклоном в практику (еще одну такую аспирантуру компания откроет в ИТМО). Цель — предложить лучшие условия и инфраструктуру для развития молодых ученых в стране. Каждый год обучения аспиранты будут получать гранты по 800 тысяч рублей, чтобы создавать новые технологии в области ИИ и быстро внедрять свои разработки на практике, в индустрии.
Главная особенность: аспиранты будут не только заниматься теоретическими исследованиями, но и применять их в реальных продуктах под руководством тимлидов из Яндекса. Они получат доступ к технологиям облачной платформы Yandex Cloud и разработкам в области робототехники. На протяжении 3-4 лет аспиранты будут принимать участие в конференциях уровня А* и проходить стажировки в зарубежных университетах и лабораториях.
Первые аспиранты начнут обучение осенью 2024 года. Для поступления нужно пройти вступительные испытания в университете и собеседования с проектными руководителями от Яндекса. В первом наборе ими станут Михаил Левин, старший разработчик автономного транспорта Яндекса, и Дмитрий Рыбалко, архитектор ML-сервисов в Yandex Cloud. Помимо этого, у аспирантов будут научные руководители — ведущие исследователи в университетах.
Иван Аржанцев
«Аспирантура крайне важна для исследовательского университета: например, при установлении контактов с ведущими зарубежными вузами один из главных показателей — количество аспирантов. Запрос на индустриальную аспирантуру есть как у университетов, так и у бизнеса, и мы совместно с Яндексом первые, кто запускает такой формат. Есть все основания полагать, что проект будет успешным и сможет быть масштабирован в будущем на другие вузы», — отметил декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Иван Аржанцев.
Дарья Козлова
«Чем больше развиваются технологии, тем сильнее рынку необходимы высококлассные специалисты, исследователи и создатели инноваций. Новый формат аспирантуры — наш шаг к сближению науки и продуктового подхода, теории и практики. Мы будем делиться накопленной экспертизой, опытом ведущих практиков и технологическими мощностями, чтобы аспиранты могли проводить исследования в условиях реальных продуктовых задач», — прокомментировала директор Яндекс Образования Дарья Козлова.
Аспиранты будут проводить совместные эксперименты с командами сервисов и в ходе обучения решать реальные продуктовые задачи. Например, они будут улучшать и дообучать языковые модели, в том числе YandexGPT, повышать безопасность автономного транспорта и разрабатывать методы применения ИИ в промышленности и в других областях.
Ранее Яндекс вместе со Сбером запустили в НИУ ВШЭ и еще в трех вузах (ИТМО, МФТИ и в Университете Иннополис) первый в России бакалавриат AI360/ИИ360 для создателей ИИ-технологий будущего. Бакалавры будут учиться создавать ИИ-модели, а в дальнейшем смогут стать учеными и продолжать исследования в новой аспирантуре.
Вам также может быть интересно:
Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз
Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.
Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ
На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.