Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускница питерской Вышки получила приз на конкурсе «Мост китайского языка» в Пекине

Выпускница питерской Вышки получила приз на конкурсе «Мост китайского языка» в Пекине

Фото из личного архива

В начале сентября завершился последний этап значимого для молодых китаистов соревнования — Всемирного конкурса «Мост китайского языка». Весной 2024 года студентка ОП «Востоковедение» Анастасия Усик приняла участие в городском и всероссийском конкурсе, а в августе, уже будучи выпускницей, приехала на финал в Китай, где победила в интернет-голосовании и получила дипломы в номинациях «Приз зрительских симпатий» и «Самое выдающееся выступление». О конкурсе, учебе и планах на будущее она рассказала в интервью.

Что представляет собой конкурс «Мост китайского языка»?

— Все китаисты мира мечтают попасть на этот конкурс. Нам рассказывали о нем еще на первом курсе, когда мы только учились писать иероглифы. Пять лет назад участие в конкурсе казалось таким далеким и неосуществимым. Я была одной из 130 первокурсников в самом начале пути. В 18 лет я решила, что сделаю все возможное, чтобы осуществить свою мечту и говорить на китайском в совершенстве.

Ежедневное многочасовое самостоятельное изучение языка и занятия с лучшими наставниками на парах принесли результат: уже в 19 лет я сдала международный экзамен HSK самого высокого уровня (6). Я помню, как у меня загорелись глаза от мысли, что однажды у меня получится свободно говорить на китайском языке, читать стихотворения и участвовать в дебатах. Преподаватели предупреждали: принять участие в конкурсе смогут только лучшие студенты, от каждого университета будут избраны единицы.

Фото из личного архива

Спустя пять лет, 26 апреля 2024 года, я была удостоена чести представлять ВШЭ на отборочном туре в Санкт-Петербурге, где набрала наивысшее количество баллов и заняла первое место. В мае в Новосибирске прошел всероссийский этап, по результатам которого я получила право представить Россию на завершающем этапе — Всемирном конкурсе, который прошел в августе — сентябре в Китае.

Выступление Анастасии Усик на всероссийском этапе конкурса

— Сколько времени длился последний этап конкурса?

— Мы провели в Китае почти три недели, и у нас была очень насыщенная образовательная и культурная программа. Всего в Китай приехало 150 участников из 130 стран. Каждый день открывал новый взгляд на культуру КНР и на культуры стран других талантливых молодых китаистов. Мы все были объединены любовью к изучению китайского языка, интересом к культуре и истории Китая.

Путешествие в мир китайской культуры началось в Пекине, где мы посетили Запретный город. Затем мы отправились в горы Уишань, также известные как «горы Бессмертных», горный район на севере провинции Фуцзянь, колыбель чаев сорта улун, где нас учили процессу правильного сбора чая. В день прибытия мы заселились в необыкновенно красивый отель у подножия горы. В центре него находится водопад, уходящий в горную реку. Затем нас ожидало живописное путешествие из Ниндэ в Цюаньчжоу — тихий провинциальный город. Там мы побывали в монастыре Шаолинь, посмотрели шоу с показом боевых искусств. Кроме этого, мы побывали в Фучжоу и на острове Пинтань в провинции Фуцзянь. Масштаб конкурса и организация мероприятия оставили глубочайшее впечатление!


В интернет-голосовании я заняла первое место, набрав более 22 тысяч голосов, и получила дипломы в номинациях «Приз зрительских симпатий» и «Самое выдающееся выступление». Наградой за победу в этих номинациях стал сертификат на обучение в любом университете Китая по моему выбору, который действует на протяжении трех лет. Оплачиваются даже авиабилеты.

— Это действительно большое достижение. Как вы этого достигли? На что стоит обратить внимание начинающим востоковедам во время учебы?

— Пять лет бакалавриата — это огромная работа, проделанная мною. Я с гордостью говорю о родном Институте востоковедения и африканистики, о Вышке в целом и о том, какой путь я прошла, чтобы получить этот бесценный опыт. Я благодарна каждому преподавателю, который мне повстречался на пути. Высокий профессионализм, строгие требования и такой теплый, родной и добрый подход к каждому студенту!

Отдельное внимание обращу на современность образовательной программы «Востоковедение», в рамках которой студенты могут создавать индивидуальную образовательную траекторию, исходя из сфер своих интересов. Полученное мною комплексное и многогранное образование сформировано благодаря продуманным шагам и последовательному выбору, который я делала на каждом курсе обучения. На первом курсе я решила изучать в качестве второго восточного языка турецкий, на втором взяла французский как второй европейский. С третьего курса моей образовательной траекторией стало историко-культурное развитие стран Востока. Я приступила к углубленному изучению таких интересующих меня дисциплин, как современная культура Китая, искусство и литература.

Училась увлеченно, что отразилось на моей успеваемости, и я смогла перейти на бюджет. По итогам обучения на третьем курсе я оказалась одной из трех студенток, получивших годовую правительственную стипендию Китая. К сожалению, из-за карантина у меня не получилось поехать в КНР по программе академической мобильности, и, чтобы не потерять стажировку, мне приходилось вставать в четыре утра на онлайн-занятия.


— То есть вы не имели опыта общения с носителями вживую?

— Не на стажировке. У нас в институте преподают не только русскоязычные преподаватели, но и преподаватели родом из Китая. Но мне этого тоже было недостаточно. Я на себе ощутила, как тяжело изучать язык вне культурной среды, поэтому собственными усилиями создала разговорный Клуб китайского языка, который на данный момент является одним из крупнейших разговорных клубов в России. Организация данного клуба стала отдельной главой в моей жизни. За три года его существования тысячи российских и китайских студентов обрели новых друзей и знакомых, а я смогла поступить в магистратуру в престижный Шэньчжэньский университет, где я изучаю методику преподавания китайского языка. Планирую в будущем защитить кандидатскую диссертацию и продолжу преподавать китайский язык.

— Что бы вы хотели пожелать студентам и абитуриентам Вышки?

— Всем будущим китаистам — сил и терпения. Путь, выбранный вами, далеко не легкий, но ваше блестящее будущее стоит того, чтобы очень сильно потрудиться. Не сдавайтесь! Мечты сбываются, стоит только сильно захотеть.

Бакалаврская образовательная программа «Востоковедение» Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге сочетает лучшие традиции петербургской востоковедной школы с новейшими достижениями науки о Востоке и социогуманитарного знания в целом. Студенты программы получают мощную лингвистическую подготовку — изучают два восточных и два европейских языка по выбору и проходят обучение по одной из специализаций, реализуемых на 3–5-м курсах: экономике, политологии, международным отношениям, культурологии и искусствоведению, социологии или философии и религиоведению стран Азии и Африки. Преподают на программе уникальные специалисты, имеющие наряду с востоковедным образованием смежные специальности, а также носители восточных языков и культур. Узнать больше о программе можно здесь.

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Военная подготовка необходима всегда»

В конце марта начнется конкурсный отбор первокурсников НИУ ВШЭ в Военный учебный центр

5 марта

«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ

Заседание Ученого совета НИУ ВШЭ 26 февраля было посвящено науке. Участники заседания обсудили результаты научной деятельности университета, работу аспирантуры и диссертационных советов через призму приоритетов научно-технологической политики страны. Кроме того, состоялся конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

3 марта

«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества

19 февраля в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся студенческий фестиваль, посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы. В течение дня проводился показ фильмов III Международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству», в холлах работали тематические выставки, посвященные Великой Отечественной войне и героям СВО, а также площадки патриотических студенческих организаций. Вечером состоялся концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

21 февраля

Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.

10 февраля

«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024

10 февраля в НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и лауреатов конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) 2024 года. На конкурс было подано 1916 работ, победителями и лауреатами стали 320 человек, и награждение было проведено на четырех секциях: социальных наук, экономико-менеджериальных наук, точных наук, гуманитарных наук и креативных индустрий.

12 февраля