Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Центр трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ 5 ноября провел экспертный семинар «Трансфер социально-экономических знаний в меняющемся мире: тренды, вызовы и лучшие практики». Среди участников семинара были эксперты из Алжира, Египта, Индии, Ирана, Китая, Пакистана, Туниса, Эфиопии, а также исследователи Высшей школы экономики.
Анна Барсукова
«Трансфер знаний — это тренд мирвого развития, который в наши дни развивается в рамках “новой междисциплинарности”», — подчеркнула заместитель проректора НИУ ВШЭ, аналитик Центра трансфера и управления социально-экономической информацией Анна Барсукова, открывая семинар. «Мы рассматриваем трансфер знаний как огромную возможность для развития технологий, социальных наук и партнерства между бизнесом, университетом и правительством», — отметила она.
Вера Вишнякова
Директор Центра трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ Вера Вишнякова назвала семинар возможностью в международном экспертном кругу обсудить тренды и вызовы трансфера социально-экономических знаний для университетов, а также лучшие практики, в которых общественные науки объединились со STEM и создали возможности для формирования новых знаний.
В своем докладе о специфике трансфера технологий в России Вера Вишнякова отметила особую связь между российским государством и университетами. «Государство утверждает стратегические документы и, финансируя программы поддержки по трансферу технологий, помогает университетам и отрасли фокусировать тематику исследований таким образом, чтобы они были востребованы в государственном управлении и в реальном секторе экономики, а также в социальной сфере», — рассказала она. В этой связи к участникам программы академического лидерства «Приоритет-2030» предъявляется требование получать в результате исследований прикладные результаты. Вместе с тем была запущена государственная программа поддержки университетов в развитии центров трансфера технологий.
Вера Вишнякова добавила, что одним из лидеров этих программ является ВШЭ: «За последние два года в Вышке, по предварительным подсчетам, по социально-экономическому направлению было реализовано свыше 600 заказных продуктов, пришло свыше 300 заказчиков». Центр трансфера и управления социально-экономической информацией разработал цифровые экосистемы, оказывающие поддержку ученым в проведении исследований и упрощающие доступ к научным материалам, внешним научно-информационным ресурсам, базам данных и мерам господдержки. Тем не менее в этой сфере по-прежнему есть проблемы и вызовы, которые зависят от многих факторов.
Вера Вишнякова призвала участников к сотрудничеству, подчеркнув, что «трансфер технологий для университетов является драйвером научно-технологического развития, что создает благоприятную почву для поиска новых инструментов международного взаимодействия».
Доклады участников семинара:
исполнительный вице-президент Чжэцзянского центра обмена интеллектуальной собственностью Юй Цао рассказал о политике китайского правительства в области регистрации и коммерческого оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности, мерах поддержки компаний, имеющих на балансе патенты, о работе бирж данных и реализации модели поддержки университетов госструктурами в процессе трансфера технологий;
профессор Совета по технологической информации, прогнозированию и оценке Шривастава Прадип (Индия) поделился мнением о положительном влиянии трансфера на ВВП, рассказал на примере своей страны о коллаборациях в R&D-проектах и продвижении технологий, а также о спин-офф-стартапах — дочерних компаниях университетов и корпораций;
научный сотрудник Центра исследований и лидерства в области устойчивого развития Института энергетики и ресурсов Палак Ханна (Индия) представила прикладной кейс в сфере сельского хозяйства в кластерах Джаркханда, а также подчеркнула особую роль женщин в этом проекте;
советник заместителя председателя Сената Пакистана Мухаммад Насим Хан Ачакзаи поделился примерами трансфера знаний, обозначил основные вызовы, с которыми сталкивается его страна, развивая это направление, а также призвал к активному международному сотрудничеству в сфере трансфера;
Хенд Аллам, преподаватель Университета Танта (Египет), рассказала о реализации идеи о соединении при участии правительства больницы с компаниями по производству лекарств и медицинского оборудования через аналитическую информационную систему.
Анастасия Углева
В завершающем докладе семинара заместитель директора Центра трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ Анастасия Углева рассказала о лучших практиках трансфера в социально-экономических и гуманитарных исследованиях Высшей школы экономики. Среди них — система оценки знаний русского языка для детей RuCLAB, многоуровневый языковой тест SCT «Лингвотест», платформа для анализа текстового контента Sociolit, цифровые продукты для формирования сценариев развития российской экономики и база данных антироссийских санкций SanctionsRuBase+.
Сергей Козарезов
В последовавшей после докладов дискуссии советник Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Сергей Козарезов рассказал о новейших трендах использования Retrieval Augmented Generation. Эта ИИ-технология применяется при обработке корпуса документов и данных, исследуемых в процессе разработки социально-экономических продуктов.
Участники также обсудили особенности формирования и коммерческого оборота датасетов и дефицита данных, необходимых для обучения фундаментальных моделей — потенциального рынка для создания и коммерциализации синтетических данных, в том числе для экспорта.
В завершение семинара участники предложили новые инструменты для дальнейшего взаимодействия в рамках актуальной для университетов темы развития трансфера.
Вам также может быть интересно:
Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз
Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.
Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ
На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.
Разработаны национальные стандарты в области трансфера технологий
Соответствующие приказы были подписаны Росстандартом и вступят в силу с 2025 года. Документы были разработаны техническим комитетом по стандартизации «Устойчивое развитие» (ТК 115), одним из членов которого является Высшая школа экономики. Появление стандартов по трансферу технологий будет способствовать повышению результативности реализуемых проектов и гармонизации коммуникаций между их участниками.
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров
Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.