«Мы адаптируем наши программы под реалии бизнеса на порядок быстрее, чем любой другой вуз мира»
10 ноября в 12:00 состоится онлайн-презентация бакалаврских программ Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ «Реклама и связи с общественностью» и «Стратегия и продюсирование в коммуникациях». В преддверии этого события корреспондент «Вышки.Главное» побеседовал с первым заместителем руководителя Школы коммуникаций Марией Мордвиновой.
— Мария Андреевна, вы стояли у истоков бакалаврского образования в сфере коммуникаций в Высшей школе экономики и в целом в стране. Расскажите немного о себе.
— Я пришла в Вышку в 2012 году, когда Школа коммуникаций была еще отделением интегрированных коммуникаций и относилась к факультету прикладной политологии. Позже внутренняя структура факультетов и подразделений менялась, отделение стало департаментом интегрированных коммуникаций, а в 2022 году он был преобразован в Школу коммуникаций. Сейчас, как и раньше, наше подразделение возглавляет Сергей Зверев.
В коммуникационном бизнесе я занималась международными проектами, и поначалу предполагалось, что буду работать в Вышке по совместительству пару дней в неделю. Но вскоре стало понятно, что просто курировать учебный процесс не получится, и я полностью погрузилась в образовательную проблематику. Принимала участие в создании всех наших бакалаврских и магистерских программ, долгое время была академическим руководителем бакалавриата «Реклама и связи с общественностью».
Мне очень сильно помогло и до сих пор помогает то, что я получила школьное и университетское образование за пределами России. Оно не хуже и не лучше, чем у нас, оно просто иное. А Вышка изначально выстраивала бакалаврское образование с учетом лучших международных практик, которые мне были хорошо знакомы. Это модульное обучение, оценочная система, высокие требования к студентам и многое другое.
— А на каких принципах основано образование в сфере коммуникаций? Как вы выстраивали учебный процесс с учетом специфики предметной области?
— Начнем с того, что мы адаптируем наши программы под реалии бизнеса на порядок быстрее, чем любой другой вуз мира. В сфере коммуникаций все меняется очень быстро, поэтому постоянно приходится что-то оперативно исключать из программы, а что-то в нее добавлять, и этот процесс у нас хорошо налажен. Например, в прошлом году добавили изучение метавселенных и маркетплейсов.
Второе наше достижение — в том, что за последние семь лет в Вышке удалось организовать изучение науки о коммуникациях — Communication Science, как ее понимают во всем мире. Есть теории, методы, инструменты исследований на стыке социологии, психологии, политологии и других наук, мы здесь ничего не изобретали, но для российской высшей школы это во многом уникальный опыт.
И, наконец, третье достижение — большое число приглашенных преподавателей. Их доля на программах Школы коммуникаций составляет около 70%, и это очень много даже по меркам Вышки. Все дисциплины на стыке теории и практики преподаются практиками, все они пронизаны проектной деятельностью, а еще есть проекты вне учебных дисциплин.
Мы уделяем особое внимание участию наших студентов в отраслевых и профессиональных конкурсах. Активно их анонсируем, приглашаем к участию, так как знаем, что это хороший вклад в будущее портфолио. Коллеги разработали систему наставничества, когда преподаватели и студенты старших курсов помогают и направляют участников команд. Наши студенты регулярно занимают призовые места на таких конкурсах, как Proba, «Серебряный лучник».
— Два года назад наряду с бакалавриатом «Реклама и связи с общественностью» появилась еще одна программа — «Стратегия и продюсирование в коммуникациях». В чем ее отличие?
— В том, что акцент делается на развитии креативности. Это программа для тех, кто активен, у кого креатив зашкаливает, кто любит работать руками и постоянно создает что-то новое, будь то ролики или инфографика.
— Могли бы вы привести примеры, когда ваши студенты решают задачи для индустрии в рамках учебного процесса?
— На программе «Реклама и связи с общественностью» в рамках дисциплины «Управление интегрируемыми коммуникациями» есть деловая игра, на которой студенты в течение полугода разрабатывают коммуникационную стратегию для реального клиента. В этой игре предусмотрена и научная составляющая, в ней в разные периоды участвовали представители таких известных компаний и организаций, как «Аскона», ГМИИ им. Пушкина, «Тинькофф» и другие. Был пример, когда одна компания сразу взяла на работу студентов, которые делали для нее проект.
— Как вам удается вовлекать столь большое число практиков в учебный процесс? Ведь далеко не каждый представитель индустрии способен именно преподавать, а не просто рассказывать о своем опыте.
— Мы учим практиков преподавать, и нам это удается. Поначалу они действительно вели у нас мастер-классы, а сейчас это полноценная преподавательская деятельность. Организуем для них специальные методологические семинары, благодаря которым коллеги начинают понимать, как создавать программу курса, как передавать и проверять знания, как оценивать студентов.
Пожалуй, обучение преподавателей-практиков — наше ноу-хау, и масштабы этой работы довольно велики. На бакалаврских и магистерских программах у нас задействовано более 200 практиков ежегодно. Некоторые дисциплины ведут два, три, даже четыре человека.
— Чем объяснить высокий спрос на бакалаврские программы Школы коммуникаций? У вас очень много платных мест, при этом обучение одно из самых дорогих в Вышке.
— Одна из причин востребованности образования в области коммуникаций заключается в том, что школьник, который его выбирает или сам, или с подачи родителей, четко понимает, чем он сможет заниматься в будущем. Не где будет работать — это не столь важно, — а как и что будет делать. В этом наше отличие от ряда других гуманитарных направлений.
Любой бизнес, от ларька до тракторного завода, не может существовать без коммуникаций, и наших выпускников ждет разноплановая работа в самых разных средах — цифровой, организационной, управленческой. Большинство крупных компаний и в России, и в мире уже не представляют себе советов директоров без компетенций в области коммуникаций, а на «Ярмарке проектов» Вышки наши студенты требуются едва ли не в 90% случаев.
Еще важно, что в коммуникационном бизнесе каждый может найти себе место вне зависимости от личных особенностей. Если вы интроверт и у вас пятерка по математике, можете заняться исследованиями, а если вы творческая личность, то можете снимать рекламные ролики. На «Рекламе и связях с общественностью» восемь специализаций — выбирайте любую.
При этом мы не просто учим работать в соцсетях или организовывать ивенты, а даем фундаментальное образование, как в любом другом бакалавриате Вышки. Освоить инструментарий, понять, как устроены коммуникации, погрузиться в разные среды с таким образованием гораздо проще. Взять хотя бы обязательный для всех факультетов Вышки курс Data Culture, изучение искусственного интеллекта, который в обозримом будущем предстоит очень серьезно применять в коммуникациях.
— Среди ваших студентов больше юношей или девушек?
— 65–70% — девушки, но в последние годы доля молодых людей растет.
— Учиться сложно?
— Да, и я этим горжусь.
— Что наиболее привлекательно в ваших образовательных программах для студентов? А что наиболее сложно?
— Студентов привлекает то, что они всегда на связи с рынком, с первых дней учебы погружены в бизнес-процессы, взаимодействуют с компаниями, видят все краски коммуникационного бизнеса.
А самое сложное — быть ответственным, внимательным, помнить о дедлайнах. Вышка не прощает промахов.
— Как изменилась молодежь за те 12 лет, пока вы работаете в университете?
— Вообще не изменилась. Я скептически отношусь к теории поколений и считаю, что в любую эпоху успеха добиваются те, кто учится с полной самоотдачей, кто целеустремлен, кто выстраивает свою личную стратегию. Мы отслеживаем своих выпускников, проводим для них мероприятия каждый год, и именно те, кто во время учебы в университете считался «звездочкой», сейчас занимают высокие посты в известных компаниях.
А вот контингент наших студентов, по моим ощущениям, год от года меняется к лучшему. Приходят все более подготовленные абитуриенты, стремящиеся к знаниям. Секрет успеха выпускников Вышки не только в том, что их здесь хорошо научили, но и в том, что изначально сюда были отобраны самые способные и мотивированные.
Кстати, выпускников мы приглашаем к нам работать — среди них есть и штатные преподаватели, и преподаватели-практики. Не каждый к этому склонен, не у каждого есть желание, но некоторые после нескольких лет работы осознанно приходят поделиться знаниями со студентами.
— Все факультеты Вышки работают со школьниками. Что оригинального предлагает будущим абитуриентам Школа коммуникаций?
— Все эти годы мы занимаемся продвижением высшего образования в сфере коммуникаций в среде абитуриентов, причем не только в России, и большой спрос на наши программы обусловлен в том числе эффективностью этой работы.
Один из наших конкурсов для школьников и студентов, на который в ближайшее время начнется очередной прием работ, — «Реклам-Конструктор». Очень многие школьники рисуют или снимают видео, и мы решили создать для них площадку, которая поможет им понять, зачем они это делают. Можно, например, нарисовать стикер-пак для какого-нибудь бренда, и бренд будет его использовать, а участник конкурса увидит, что результаты его творчества применимы здесь и сейчас.
— Какие еще основные образовательные программы, помимо представленных на дне открытых дверей 10 ноября, есть в Школе коммуникаций?
— У нас четыре магистерские программы, есть аспирантская школа по коммуникациям и медиа, которую мы открыли вместе с Институтом медиа.
Еще одна бакалаврская программа, которая не вынесена на предстоящий день открытых дверей, — «Глобальные цифровые коммуникации». Это очная программа, реализуемая полностью онлайн, и первый набор на нее состоялся в этом году. Когда мы ее запускали, стало ясно, что самая сложная задача заключается не в контенте, как это обычно бывает, и даже не в технологиях, а в методологии взаимодействия со слушателями онлайн.
Главное в этой методологии — создание и поддержание студенческого сообщества, взаимодействие с ним, организация работы тьюторов, координаторов. В период пандемии, когда все вынужденно перешли в онлайн, мы не заботились о том, как студенты общаются с нами и между собой, как пьют кофе онлайн, а сейчас мы думаем прежде всего об этом. Через полгода, надеюсь, удастся задокументировать эти процессы и выпустить методические рекомендации.
День открытых дверей бакалавриата Школы коммуникаций НИУ ВШЭ состоится 10 ноября в 12:00.
Спикерами прямого эфира станут:
Светлана Каткова, академический руководитель бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»;
Алла Коцюба, академический руководитель бакалавриата «Стратегия и продюсирование в коммуникациях»;
Ольга Афанасьева, заместитель декана факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ по работе с абитуриентами.
К ним присоединятся студенты программ, чтобы поделиться своими кейсами поступления и переезда в Москву, адаптации к новой жизни.