• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы адаптируем наши программы под реалии бизнеса на порядок быстрее, чем любой другой вуз мира»

«Мы адаптируем наши программы под реалии бизнеса на порядок быстрее, чем любой другой вуз мира»

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

10 ноября в 12:00 состоится онлайн-презентация бакалаврских программ Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ «Реклама и связи с общественностью» и «Стратегия и продюсирование в коммуникациях». В преддверии этого события корреспондент «Вышки.Главное» побеседовал с первым заместителем руководителя Школы коммуникаций Марией Мордвиновой.

— Мария Андреевна, вы стояли у истоков бакалаврского образования в сфере коммуникаций в Высшей школе экономики и в целом в стране. Расскажите немного о себе.

— Я пришла в Вышку в 2012 году, когда Школа коммуникаций была еще отделением интегрированных коммуникаций и относилась к факультету прикладной политологии. Позже внутренняя структура факультетов и подразделений менялась, отделение стало департаментом интегрированных коммуникаций, а в 2022 году он был преобразован в Школу коммуникаций. Сейчас, как и раньше, наше подразделение возглавляет Сергей Зверев.

В коммуникационном бизнесе я занималась международными проектами, и поначалу предполагалось, что буду работать в Вышке по совместительству пару дней в неделю. Но вскоре стало понятно, что просто курировать учебный процесс не получится, и я полностью погрузилась в образовательную проблематику. Принимала участие в создании всех наших бакалаврских и магистерских программ, долгое время была академическим руководителем бакалавриата «Реклама и связи с общественностью».

Мария Мордвинова
Фото из личного архива

Мне очень сильно помогло и до сих пор помогает то, что я получила школьное и университетское образование за пределами России. Оно не хуже и не лучше, чем у нас, оно просто иное. А Вышка изначально выстраивала бакалаврское образование с учетом лучших международных практик, которые мне были хорошо знакомы. Это модульное обучение, оценочная система, высокие требования к студентам и многое другое.

— А на каких принципах основано образование в сфере коммуникаций? Как вы выстраивали учебный процесс с учетом специфики предметной области?

— Начнем с того, что мы адаптируем наши программы под реалии бизнеса на порядок быстрее, чем любой другой вуз мира. В сфере коммуникаций все меняется очень быстро, поэтому постоянно приходится что-то оперативно исключать из программы, а что-то в нее добавлять, и этот процесс у нас хорошо налажен. Например, в прошлом году добавили изучение метавселенных и маркетплейсов.

Второе наше достижение — в том, что за последние семь лет в Вышке удалось организовать изучение науки о коммуникациях — Communication Science, как ее понимают во всем мире. Есть теории, методы, инструменты исследований на стыке социологии, психологии, политологии и других наук, мы здесь ничего не изобретали, но для российской высшей школы это во многом уникальный опыт.

И, наконец, третье достижение — большое число приглашенных преподавателей. Их доля на программах Школы коммуникаций составляет около 70%, и это очень много даже по меркам Вышки. Все дисциплины на стыке теории и практики преподаются практиками, все они пронизаны проектной деятельностью, а еще есть проекты вне учебных дисциплин.

Мы уделяем особое внимание участию наших студентов в отраслевых и профессиональных конкурсах. Активно их анонсируем, приглашаем к участию, так как знаем, что это хороший вклад в будущее портфолио. Коллеги разработали систему наставничества, когда преподаватели и студенты старших курсов помогают и направляют участников команд. Наши студенты регулярно занимают призовые места на таких конкурсах, как Proba, «Серебряный лучник».

Команды — лауреаты конкурса «Лучник Будущее», представляющие НИУ ВШЭ, 2024 г.
© Высшая школа экономики

— Два года назад наряду с бакалавриатом «Реклама и связи с общественностью» появилась еще одна программа — «Стратегия и продюсирование в коммуникациях». В чем ее отличие?

— В том, что акцент делается на развитии креативности. Это программа для тех, кто активен, у кого креатив зашкаливает, кто любит работать руками и постоянно создает что-то новое, будь то ролики или инфографика.

— Могли бы вы привести примеры, когда ваши студенты решают задачи для индустрии в рамках учебного процесса?

— На программе «Реклама и связи с общественностью» в рамках дисциплины «Управление интегрируемыми коммуникациями» есть деловая игра, на которой студенты в течение полугода разрабатывают коммуникационную стратегию для реального клиента. В этой игре предусмотрена и научная составляющая, в ней в разные периоды участвовали представители таких известных компаний и организаций, как «Аскона», ГМИИ им. Пушкина, «Тинькофф» и другие. Был пример, когда одна компания сразу взяла на работу студентов, которые делали для нее проект.

— Как вам удается вовлекать столь большое число практиков в учебный процесс? Ведь далеко не каждый представитель индустрии способен именно преподавать, а не просто рассказывать о своем опыте.

— Мы учим практиков преподавать, и нам это удается. Поначалу они действительно вели у нас мастер-классы, а сейчас это полноценная преподавательская деятельность. Организуем для них специальные методологические семинары, благодаря которым коллеги начинают понимать, как создавать программу курса, как передавать и проверять знания, как оценивать студентов.

Пожалуй, обучение преподавателей-практиков — наше ноу-хау, и масштабы этой работы довольно велики. На бакалаврских и магистерских программах у нас задействовано более 200 практиков ежегодно. Некоторые дисциплины ведут два, три, даже четыре человека.

— Чем объяснить высокий спрос на бакалаврские программы Школы коммуникаций? У вас очень много платных мест, при этом обучение одно из самых дорогих в Вышке.

— Одна из причин востребованности образования в области коммуникаций заключается в том, что школьник, который его выбирает или сам, или с подачи родителей, четко понимает, чем он сможет заниматься в будущем. Не где будет работать — это не столь важно, — а как и что будет делать. В этом наше отличие от ряда других гуманитарных направлений.

Любой бизнес, от ларька до тракторного завода, не может существовать без коммуникаций, и наших выпускников ждет разноплановая работа в самых разных средах — цифровой, организационной, управленческой. Большинство крупных компаний и в России, и в мире уже не представляют себе советов директоров без компетенций в области коммуникаций, а на «Ярмарке проектов» Вышки наши студенты требуются едва ли не в 90% случаев.

Еще важно, что в коммуникационном бизнесе каждый может найти себе место вне зависимости от личных особенностей. Если вы интроверт и у вас пятерка по математике, можете заняться исследованиями, а если вы творческая личность, то можете снимать рекламные ролики. На «Рекламе и связях с общественностью» восемь специализаций — выбирайте любую.

При этом мы не просто учим работать в соцсетях или организовывать ивенты, а даем фундаментальное образование, как в любом другом бакалавриате Вышки. Освоить инструментарий, понять, как устроены коммуникации, погрузиться в разные среды с таким образованием гораздо проще. Взять хотя бы обязательный для всех факультетов Вышки курс Data Culture, изучение искусственного интеллекта, который в обозримом будущем предстоит очень серьезно применять в коммуникациях.

— Среди ваших студентов больше юношей или девушек?

— 65–70% — девушки, но в последние годы доля молодых людей растет.

— Учиться сложно?

— Да, и я этим горжусь.

© Высшая школа экономики

— Что наиболее привлекательно в ваших образовательных программах для студентов? А что наиболее сложно?

— Студентов привлекает то, что они всегда на связи с рынком, с первых дней учебы погружены в бизнес-процессы, взаимодействуют с компаниями, видят все краски коммуникационного бизнеса.

А самое сложное — быть ответственным, внимательным, помнить о дедлайнах. Вышка не прощает промахов.

— Как изменилась молодежь за те 12 лет, пока вы работаете в университете?

— Вообще не изменилась. Я скептически отношусь к теории поколений и считаю, что в любую эпоху успеха добиваются те, кто учится с полной самоотдачей, кто целеустремлен, кто выстраивает свою личную стратегию. Мы отслеживаем своих выпускников, проводим для них мероприятия каждый год, и именно те, кто во время учебы в университете считался «звездочкой», сейчас занимают высокие посты в известных компаниях.

А вот контингент наших студентов, по моим ощущениям, год от года меняется к лучшему. Приходят все более подготовленные абитуриенты, стремящиеся к знаниям. Секрет успеха выпускников Вышки не только в том, что их здесь хорошо научили, но и в том, что изначально сюда были отобраны самые способные и мотивированные.

Кстати, выпускников мы приглашаем к нам работать — среди них есть и штатные преподаватели, и преподаватели-практики. Не каждый к этому склонен, не у каждого есть желание, но некоторые после нескольких лет работы осознанно приходят поделиться знаниями со студентами.

— Все факультеты Вышки работают со школьниками. Что оригинального предлагает будущим абитуриентам Школа коммуникаций?

— Все эти годы мы занимаемся продвижением высшего образования в сфере коммуникаций в среде абитуриентов, причем не только в России, и большой спрос на наши программы обусловлен в том числе эффективностью этой работы.

Один из наших конкурсов для школьников и студентов, на который в ближайшее время начнется очередной прием работ, — «Реклам-Конструктор». Очень многие школьники рисуют или снимают видео, и мы решили создать для них площадку, которая поможет им понять, зачем они это делают. Можно, например, нарисовать стикер-пак для какого-нибудь бренда, и бренд будет его использовать, а участник конкурса увидит, что результаты его творчества применимы здесь и сейчас.

— Какие еще основные образовательные программы, помимо представленных на дне открытых дверей 10 ноября, есть в Школе коммуникаций?

— У нас четыре магистерские программы, есть аспирантская школа по коммуникациям и медиа, которую мы открыли вместе с Институтом медиа.

Еще одна бакалаврская программа, которая не вынесена на предстоящий день открытых дверей, — «Глобальные цифровые коммуникации». Это очная программа, реализуемая полностью онлайн, и первый набор на нее состоялся в этом году. Когда мы ее запускали, стало ясно, что самая сложная задача заключается не в контенте, как это обычно бывает, и даже не в технологиях, а в методологии взаимодействия со слушателями онлайн.

Главное в этой методологии — создание и поддержание студенческого сообщества, взаимодействие с ним, организация работы тьюторов, координаторов. В период пандемии, когда все вынужденно перешли в онлайн, мы не заботились о том, как студенты общаются с нами и между собой, как пьют кофе онлайн, а сейчас мы думаем прежде всего об этом. Через полгода, надеюсь, удастся задокументировать эти процессы и выпустить методические рекомендации.

День открытых дверей бакалавриата Школы коммуникаций НИУ ВШЭ состоится 10 ноября в 12:00.

Спикерами прямого эфира станут:

 Светлана Каткова, академический руководитель бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»;

 Алла Коцюба, академический руководитель бакалавриата «Стратегия и продюсирование в коммуникациях»;

 Ольга Афанасьева, заместитель декана факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ по работе с абитуриентами.

К ним присоединятся студенты программ, чтобы поделиться своими кейсами поступления и переезда в Москву, адаптации к новой жизни.

Зарегистрироваться