Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Цифровой прорыв» — масштабное интеллектуальное состязание для профессионалов ИТ-отрасли. Проект направлен на поиск, развитие и поддержку специалистов в области искусственного интеллекта, а также на обеспечение российского рынка технологий ИИ квалифицированными кадрами. Проходит в формате серии хакатонов онлайн и офлайн. Первый хакатон состоялся в 2019 году.
Команда Selling Pandas, участниками которой являются студенты 1-го курса бакалавриата «Прикладная математика и информатика» Никита Угрюмов, Никита Ильтяков и Илья Гринюк, заняла первое место в решении задачи об автоматической диспетчеризации заявок, представив в качестве решения систему MAILSTICK.
Никита Ильтяков,
студент 1-го курса бакалавриата «Прикладная математика и информатика»
«Мы с командой достаточно давно знаем друг друга и уже участвовали таким составом в другом хакатоне. Перед соревнованием мы долго выбирали кейс и в конечном итоге остановились на задаче по автоматической диспетчеризации заявок от компании “Сила”. Мы провели небольшую, в основном теоретическую, подготовку: рассмотрели несколько существующих кейсов, где решается такая же или похожая задача, и взяли на заметку методы, которые в них применяются.
В рамках кейса мы должны были разработать систему, способную автоматически извлекать из поступившей заявки данные, необходимые сервису, и уведомлять пользователя в случае, если предоставленных данных недостаточно. Наша команда выбрала именно этот кейс, потому что опыт его решения может пригодиться в других проектах. Кроме того, это была одна из немногих задач по обработке естественного языка — той области, с которой мы хотели поработать.
Основной сложностью было успеть реализовать все возможности системы, которые мы хотели заложить. Итоговое решение получилось комплексным, в него вошло несколько различных алгоритмов. У нас получилось опробовать новые подходы и углубить свои навыки в обработке естественного языка. Ну и, конечно, хакатоны — это всегда позитивные эмоции: чувство драйва, конкурентной борьбы и хорошо сделанной работы».
Никита Угрюмов,
студент первого курса бакалавриата «Прикладная математика и информатика»
«Выбор кейсов происходил заранее, поэтому у нас было время на подготовку. Для этого мы изучили актуальные подходы к решению, а также набросали собственные идеи. На хакатонах не дают простых задач, их может решить и сама компания, поэтому без сложностей не обошлось, но именно за этим мы туда и пришли. Так интереснее: нужно справиться с различными вызовами — например, несоответствиями в разметке и маленькой выборкой. Процесс работы над решением оказался весьма эффективным: мы разбивали его на задачи, никто не сидел без дела. Один человек мог работать над системой, другой — над презентацией, а третий — над моделью. Мы получили удовольствие от работы, а также полезный опыт и новые знания, которые явно пригодятся в дальнейшем. К тому же нам удалось выиграть главный приз! На этой победе мы не собираемся останавливаться и будем участвовать во множестве других хакатонов » .
Третье место в решении задачи по распознаванию аномалий фаз сна человека по данным электрокортикограмм заняла команда «Бобы». Один из ее участников — студент ФКН ВШЭ Александр Болдырев. Команда представила инструмент, который автоматически анализирует данные о мозговой активности крыс, выявляя эпилептическую активность, глубокий сон и промежуточную фазу сна.
Александр Болдырев,
студент первого курса бакалавриата «Прикладная математика и информатика»
«Команда сформировалась еще во время обучения в Лицее ВШЭ, позже состав немного менялся, но основа всегда сохранялась. В этот раз заранее ничего не делали, самой главной задачей было выспаться. Мы выбрали кейс по распознаванию аномалий сна человека по данным мозговой активности, поскольку в дальнейшем такой сервис поможет распознавать скрытые заболевания человека. Поскольку у нас большой опыт, все процессы в команде уже отлажены. За отведенное время мы успели подготовить сервис и разместить его на сервере, чтобы во время защиты жюри могло зайти и проверить работоспособность. Задача была очень интересной, поскольку видна заинтересованность самих кейсодержателей. Несмотря на недостаток сна во время соревнований, итоговый результат перекрывает все минусы».
Текст: Анастасия Козлова
Вам также может быть интересно:
Динамику ESG в мире обсудили на международной конференции по вопросам устойчивого развития в Вышке
Участники форума «ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets» обсудили использование ИИ в сфере устойчивого развития, влияние климатической уязвимости на привлечение институциональных инвесторов, тренды ESG-политики в Южной Корее и Китае, разработку интегральной ESG-модели для оценки вероятности дефолта компаний и многие другие вопросы. В работе конференции, организованной факультетом экономических наук ВШЭ, приняли участие более 20 ученых из ведущих университетов Китая, Египта, Малайзии и других стран.
Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз
Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.
Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ
На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.