Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Слушателями стали преподаватели ведущих вузов республики, включая Уфимский университет науки и технологий, Башкирский государственный медицинский университет и Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.
Программа открылась лекцией научного руководителя Центра непрерывного образования Евгения Соколова на тему «Введение в машинное обучение и искусственный интеллект».
На каждом из трех направлений обучения участники знакомились с особенностями применения искусственного интеллекта в своих научных областях. В рамках гуманитарного трека они изучали методы сбора и предобработки данных, создание чат-ботов, анализ данных, а также особенности применения ИИ в образовании и других профессиональных сферах. Лекции и практические занятия проводили преподаватели ФКН НИУ ВШЭ Мария Горденко, Елена Кантонистова, Иоанн Довгополый. Они делились практическим опытом по работе с генеративными моделями и разработке чат-ботов.
Естественно-научное направление охватывало темы анализа и визуализации данных, интеграции ИИ-технологий в инженерные разработки, а также применения инструментов ИИ в биоинформатике и физике. Особое внимание на лекциях и мастер-классах преподаватели Евгений Паточенко, Иоанн Довгополый, Елена Кантонистова, Денис Деркач и Андрей Боревский уделили практике применения методов машинного обучения и работе с цифровыми двойниками.
Техническое направление программы включало в себя погружение в глубинное обучение и нейронные сети, применение методов компьютерного зрения, а также изучение аспектов интеграции ИИ в физику и инженерные науки. Преподаватели Евгений Паточенко, Денис Деркач и Андрей Боревский познакомили слушателей с основами управления ИИ-проектами и рассказали о генеративных моделях и промпт-инжиниринге.
Для каждого направления Александр Тараканов, доцент департамента больших данных и информационного поиска ФКН, провел занятия, ориентированные на знакомство с возможностями применения искусственного интеллекта в профессиональной сфере. В заключительный день обучения Дарья Касьяненко, эксперт Центра непрерывного образования, провела общий цикл лекций, посвященных обзору генеративных моделей и промпт-инжинирингу, этическим и регуляторным аспектам применения ИИ.
Кроме того, 12 ноября в Уфимском федеральном исследовательском центре Российской академии наук прошел круглый стол, на котором обсуждались перспективы сотрудничества в области искусственного интеллекта и образовательных технологий. Участники со стороны НИУ ВШЭ, включая Евгения Соколова, Андрея Боревского, директора Центра поддержки цифрового обучения Марию Лытаеву, Александра Тараканова и Дениса Деркача, представляли направления своей деятельности и обсуждали возможности для дальнейшего взаимодействия с коллегами из научных институтов Башкортостана. Особое внимание уделили вопросам переноса решений ИИ от фундаментальных исследований к индустрии, а также возможностям сетевого сотрудничества в образовании.
Евгений Соколов также выступил на местном радио, где отметил значимость обучения специалистов и преподавателей навыкам работы с ИИ, подчеркнув важность развития компетенций в области машинного обучения и искусственного интеллекта для научных исследований региона.
Искусственный интеллект никогда не заменит человека, но тот, кто умеет использовать его грамотно и по назначению, получит значительное преимущество в научных исследованиях и профессиональной деятельности. Именно такой подход Центр непрерывного образования прививал в рамках обучения на программе повышения квалификации.
Евгений Соколов
«Такие программы обучения необходимы в первую очередь для того, чтобы люди поняли, что ИИ — это не панацея, а вполне конкретный инструмент, который обладает огромным количеством недостатков, — говорит Евгений Соколов. — Часто, когда мы начинаем такого рода обучение, я слышу, что сейчас мы в этот ИИ сгрузим все, что знаем, и он нам стратегию на сто лет выдаст. Но, конечно, это так не работает. Он умеет решать только конкретные узкие задачи. Здесь как раз важно в это дело вникать, чтобы понимать, что за нами еще многое: мы должны придумывать, как все улучшать, как правильно все выстраивать. Важно понимать, где научная фантастика, а где реальность».
Наталия Латыпова
Технологии искусственного интеллекта активно внедряются в научные исследования, открывая новые возможности для анализа данных и моделирования, подчеркнула директор управляющей компании НОЦ РБ Наталия Латыпова. «Для максимального использования потенциала искусственного интеллекта учеными и преподавателями Евразийского НОЦ в своих научных исследованиях было принято решение провести обучение профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников применению искусственного интеллекта, — рассказала она. — ВШЭ демонстрирует систематический и успешный подход к развитию ИИ, объединяя образовательные, исследовательские и инновационные активности. Благодаря взаимодействию ВШЭ с университетами Евразийского НОЦ мы планируем реализацию образовательных и научных проектов».
Наталия Черепенникова
«Усиление навыков и компетенций в области работы с искусственным интеллектом — важный шаг в развитии научных исследований и образовательных технологий Башкортостана, — отметила Наталия Черепенникова, начальник отдела корпоративного и онлайн-обучения Центра непрерывного образования ФКН. — Программа также открыла новые горизонты возможностей для междисциплинарных проектов и дальнейшего сотрудничества между НИУ ВШЭ и университетами Евразийского НОЦ».
Программа повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» стала шагом на пути к развитию образовательных и научных компетенций преподавателей и исследователей Башкортостана, способствовала обмену знаниями и заложила фундамент для формирования новых партнерств в области ИИ.
Вам также может быть интересно:
Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.