Исследование Вышки: 74% учителей, не пользовавшихся онлайн-ресурсами, теперь их применяют
По итогам масштабного соцопроса, проведенного лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ, ситуация с онлайн-обучением оказалась более оптимистичной, чем ее представляли в первые дни, когда было объявлено о переходе школ на дистанционное обучение из-за распространения коронавирусной инфекции.
Социологическое исследование «Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей» проведено в конце марта – начале апреля лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики» при поддержке Общероссийского профсоюза образования, управления общего образования НИУ ВШЭ, ИД «Комсомольская правда», интернет-издания для директоров школ «Директория.Онлайн» и в сотрудничестве с Институтом образования НИУ ВШЭ. Опрошены 22 600 учителей из 73 регионов страны.
«Мы хотели выявить основные трудности, с которыми столкнулись учителя при переходе на дистанционный формат обучения», – рассказывает руководитель исследовательской группы, заместитель заведующего лабораторией Дарья Сапрыкина.
Про использование онлайн-платформ
64% опрошенных учителей до перехода на дистанционное обучение пользовались образовательными онлайн-платформами регулярно или время от времени. В основном для отработки сложных тем по своему предмету и для домашних заданий.
В период перехода школ на дистанционное обучение доля тех, кто использует онлайн-ресурсы при проведении уроков, увеличилась с 64% до 85%. 74% педагогов, которые прежде не пользовались вообще никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять. Из них 47 % отметили, что, скорее всего, продолжат пользоваться ими и в будущем в своей работе.
Наиболее популярными платформами, которые сегодня используются школами, названы Учи.ру, Российская электронная школа, ЯКласс, Яндекс.Учебник. Причем Учи.ру – наиболее популярна в небольших городах и в сельской местности. А РЭШ – в городах-миллионниках.
Чаще всего учителя сами подбирают удобную для себя и учеников онйлан-платформу. Либо же централизованно выбирают одну или несколько платформ всей школой.
Учителя, которые и сегодня не используют средства дистанционного обучения, объясняют это техническими проблемами, которые есть у учеников. «У большинства детей в моем классе нет даже мобильного интернета, не говоря уже о высокоскоростном, а компьютер есть только у троих», – отметил один из участников исследования. Еще одно объяснение – у самих учителей отсутствует необходимая техника. «У меня дома 1 ноутбук, которым пользуется мой сын, выпускник 11 класса, и после него занимается другой сын, ученик 9 класса», – говорит другой преподаватель.
Те же, кто регулярно ведет дистанционные занятия, среди наиболее острых проблем называют: сложность в подключении всех детей к видеотрансляции, перебои в работе видеоплатформы из-за перегрузки, отсутствие у детей навыка самостоятельного подключения к видеотрансляции.
Наиболее популярными платформами для видеосвязи пользуются в основном в городах-миллионниках и в городах с населением 250 тыс. человек. В зоне риска оказались школы, находящиеся в сельских районах, а также в малых и средних городах. Здесь возможности учителей и детей намного ниже. Так, всего 8% учителей отметили, что у всех их учеников есть возможность заниматься по видеосвязи.
Наиболее продвинутым регионом, судя по данным опроса, оказалась Республика Саха (Якутия). Здесь показатели по техническому оснащению учителей и детей значительно выше, чем по другим регионах страны. В Якутии 61% учителей проводят видеоуроки. При этом средний показатель по России 25%.
Нагрузка на учителей увеличилась
84% учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение. 59% отметили, что увеличилась и нагрузка на детей. С чем это связано?
Конечно, в первую очередь с тем, что учителям пришлось быстро осваивать новые форматы обучения. И к занятиям теперь нужно готовиться по-другому. А во вторую, с тем, что далеко не все из них знают или умеют пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы.
Например, 13% учителей не знают, что можно задавать домашнее задание на образовательной платформе, где будет проведена автоматическая проверка результатов, а 75% опрошенных учителей вообще не проводили видеоуроки в период дистанционного обучения.
Дистант, но не полный
Многие учителя говорят о том, что пользуются онлайн-ресурсами. Но при этом далеко не все из них в курсе всех возможностей, которые им таким образом предоставляются.
«Все очень просто, – комментирует заведующий лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус. – Многие учителя говорят, что размещают домашние задания в электронном дневнике, ученики осваивают самостоятельно изучают тему. А потом по электронной почте присылают выполненные задания, либо же их передают по почте или в мессенджерах родители. Такую своеобразную форму прохождения учебного материала педагоги тоже считают работой в дистанте».
По его словам, проблема тут в том, что ученики не получают обратную связь, и большая часть освоения детьми школьной программы ложится на родителей. Но трудно обвинять учителей в том, что они сами не ведут видеоуроки и не общаются напрямую с учениками в онлайн-режиме.
«Во многих регионах, особенно в сельской местности, нет для этого технической возможности – не хватает скорости интернета, устойчивости канала, техники, способной обеспечить работу с видео», – отмечет Александр Милкус.
И все же ситуация с обеспеченностью техникой педагогов не критичная. 84% учителей говорят о том, что имеют техническую возможность работать на образовательных платформах. При этом 22% учителей пользуются школьными компьютерами для проведения занятий.
Ученики, по мнению педагогов, техникой обеспечены гораздо хуже. Только 38% из них имеют возможность выполнять домашние задания на образовательных онлайн-платформах.
Какие еще проблемы отмечают учителя
Помимо технических сложностей, учителя говорят, что непонятно, как дистанционно заниматься ИЗО, музыкой, физкультурой, а также общаться с психологами и логопедами. В некоторых школах на время удаленного обучения занятия по этим предметам отменили. И учителя беспокоятся, сохранится ли за ними полагающаяся зарплата. Отмечается также, что нет удобной платформы для занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
«Институтом образования НИУ ВШЭ проводится комплексный мониторинг процесса организации образования в условиях пандемии. Результаты исследования, проведенного лабораторией медиакоммуникаций в образовании, подтверждаются и данными из других источников», – считает директор Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий.
В более сложной ситуации оказались дети, проживающие в сельской местности, и многодетные семьи, отмечает он. Явно видны межрегиональные различия при организации дистанционного обучения. Но примерно с такими же ситуациями сейчас столкнулись и в других странах.
«Надеюсь, что сходство выявленных проблем приведет к тому, что будут быстрее распространяться решения, показавшие свою эффективность. Например, предоставление гаджетов малообеспеченным семьям, поддержка, в том числе и консультационная поддержка, семей, которые используют трудности при обучении детей в дистанционном формате», – резюмирует Сергей Косарецкий.