В НИУ ВШЭ оценили потенциал цифровизации госуправления и возможности сокращения госаппарата
В 52 федеральных органах исполнительной власти, с учетом вакансий, можно сократить 6,8 тыс. человек, подсчитали эксперты ВШЭ. При этом кадровые изменения должны идти вместе с цифровой трансформацией госуправления. Для этого необходима единая дорожная карта, предполагающая, в частности, усиление экспертно-аналитической функции органов власти. Об этом говорится в докладе НИУ ВШЭ «Ответ на вызовы цифровизации: госуправление, основанное на данных, «штабная» модель управления и структурный маневр в численности госслужащих».
В ноябре 2020 года Правительство России объявило об очередном сокращении численности государственных служащих. В центральных аппаратах численность должна быть сокращена на 5%, в территориальных органах - на 10%. Эксперты Высшей школы экономики проанализировали возможности структурного маневра в органах исполнительной власти в связи с оптимизацией численности и цифровой трансформацией. Подробно изучены трансформационный опыт крупных российских компаний и передовые практики других стран.
Выводы исследования представлены в соответствующем докладе, подготовленном авторским коллективом под руководством ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова и директора по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ Андрея Жулина.
Государству необходима единая программа (дорожная карта) цифровой трансформации государственного управления и соответствующей оптимизации численности государственных служащих, говорится в докладе. Создание цифровых систем должно сопровождаться сокращением обеспечивающих функций и типовых рутинных операций, которые сейчас в федеральных органах исполнительной власти составляют порядка 30%. «С другой стороны, рост располагаемых данных в распоряжении власти должен обеспечиваться развитием экспертно-аналитической, модельной и прогнозной составляющих в "штабах" государственного управления – прежде всего в Аппарате Правительства и центральных аппаратах федеральных министерств. Во многих департаментах Аппарата Правительства в настоящий момент отсутствуют возможности для глубокой экспертизы решений из-за перегруженности "текучкой". В результате Аппарат критически зависит от предложений ведомств. Необходимы дополнительные ресурсы и компетенции для подразделений Аппарата, особенно тех, где сосредоточено регулирование и координация нескольких отраслей», – говорит Андрей Жулин.
Эксперты предлагают провести «умную оптимизацию» госаппарата, предполагающую не пропорциональное сокращение федеральных органов исполнительной власти на 5%, 10% или 20%, а приведение численности госслужащих в соответствие с реально осуществляемыми функциями и полномочиями, установленными целями и конечными результатами деятельности. Кроме того, необходимо создание устойчивого механизма поддержания оптимальной численности госаппарата с учетом новых квалификационных требований в эпоху цифровизации.
По оценкам НИУ ВШЭ, в 52 федеральных органах исполнительной власти можно высвободить до 2267 чел. (из 19973 чел.) фактической численности, занятых в осуществлении функций и полномочий, или до 6799 чел. (из 24505 чел.) относительно предельной численности с учетом сокращения вакансий.
Кадровые изменения будут происходить и благодаря цифровизации, предполагающей постепенное вымывание рутинного умственного труда – специалистов, работа которых состоит в следовании заранее установленным алгоритмам или контроле за отсутствием отклонений от этих алгоритмов. По мере развития возможностей искусственного интеллекта цифровые управленческие и контрольные системы будут «заходить на поле» не только рядовых специалистов, но и определенной части функциональных руководителей (администраторов).
Если на нижних уровнях организационной структуры есть возможности экономии, сокращения менеджеров и чиновников, то там, где принимаются решения, напротив, необходимо расширение и усиление кадрового корпуса. Речь идет об аналитиках, прогнозистах, экспертах, с одной стороны, и группы постановщиков задач и дизайнеров цифровых управляющих систем, с другой. Новые люди в системе управления должны быть более свободны, разгружены от текущих (даже нерутинных) задач и обладать, прежде всего, не исполнительностью, а широким кругозором.
«Без подобного роста "управленческого мозга" государственный организм просто не будет способен вести какую-либо политику, кроме реактивной. Он будет буквально задавлен на порядок возросшим объемом полезной информации, которую нельзя игнорировать, но невозможно осмыслить», – считает Андрей Жулин.
Высвободившуюся в результате оптимизации численность федеральных гражданских служащих необходимо, в первую очередь, перенаправить на существенное усиление профильных и аналитических функций в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, полагают авторы исследования.
Необходимо наращивать «мозговые центры» (think tanks или brain centers), работающих как в интересах Правительства, так и федеральных министерствах. Их основная задача – на основе анализа и моделирования больших данных позволить государству видеть существующие и наиболее вероятные в будущем тенденции и процессы; обеспечивать системный и объективный взгляд на самые трудные проблемы и непростые, а иногда и болезненные, решения при отстаивании общегосударственных интересов.
«Должен появиться системный механизм для проведения глубокой аналитики разрабатываемых федеральными ведомствами решений с возможностью формировать независимое и компетентное мнение по содержательным вопросам, содействовать повышению эффективности деятельности госаппарата», – резюмирует Андрей Жулин.