Профессиональные степени в России могут быть признаны государством
На сегодняшний день профессиональные степени – Doctor of Business Administration, Doctor of Public Administration и Doctor of Law – присваивают семь российских вузов и одна бизнес-школа. В феврале этого года Министерство науки и высшего образования РФ приступило к рассмотрению вопроса о государственном признании таких степеней. Что необходимо сделать, чтобы это признание состоялось, представители вузов обсудили в ходе дискуссии в Высшей школе экономики.
На протяжении последних двадцати лет в России обсуждается возможность присуждения так называемых профессиональных степеней, которые были бы столь же значимы для государства и общества, как ученые степени кандидатов и докторов наук. Основанием для присвоения такой степени могла бы служить не научная новизна работы, представленной соискателем, а ее сугубо прикладной характер, практическая значимость, важность обобщенного опыта, лидерство в развитии управленческой мысли.
Первый проректор ВШЭ, декан Высшей школы бизнеса ВШЭ Валерий Катькало рассказал, что профессиональные степени сегодня присуждаются во всем мире – например, в США признаны 43 профессиональных степени, в Великобритании – 66. Они охватывают широкий круг областей подготовки в так называемых профессиональных школах университетов – бизнеса, права, инженерии, журналистики, дизайна и ряде других. Для присвоения степени необходимо не только подготовить работу на высоком профессиональном уровне, но и освоить серьезную образовательную программу. Спрос на эти программы во всем мире растет, что для нас является важным ориентиром.
В России опыт реализации таких программ есть, но он не столь масштабен. Сегодня в семи государственных вузах и одной негосударственной бизнес-школе представлены 17 программ на профессиональную степень. Спектр степеней тоже невелик – наиболее популярны DBA (Doctor of Business Administration) и DPA (Doctor of Public Administration), реже встречается Doctor of Law. Родоначальником DBA и DPA считается РАНХиГС, докторских программ в области права – Высшая школа экономики. Все эти степени присваивают сами университеты, а от государства выпускники получают диплом о профессиональной переподготовке. «Необходимо общественное и государственное признание этих степеней», – заключил Валерий Катькало.
С очередной инициативой такого признания недавно выступила Высшая школа экономики. Ректор Вышки Ярослав Кузьминов направил письмо министру науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову, и 5 февраля распоряжением министра была создана рабочая группа, которой поручено подготовить концепцию введения в России профессиональных степеней. Рабочую группу возглавили председатель Высшей аттестационной комиссии, президент РУДН Владимир Филиппов и президент ВШЭ, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Концепция будет подготовлена с учетом российского и международного опыта, возможность присвоения профессиональных степеней сохранится в тех сферах, где она уже есть, и появится в новых. Как отметил профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Павел Романов, профессиональная степень в инженерии востребована временем, она позволит признавать достижения, имеющие практическую направленность, и в профессиональном сообществе это было признано несколько лет назад.
Руководитель департамента медиа ВШЭ Илья Кирия рассказал о проектировании профессиональной степени с рабочим названием «Цифровые медиа», которая может объединить несколько направлений, в том числе дизайн.
«В нашу Школу дизайна, на факультет компьютерных наук мы привлекли огромное количество профессионалов, которые не являются «академиками». Это значит, что рядом с линейкой академических заслуг и достижений постепенно формируется другая линейка. Она пока хаотична, личная репутация там значит больше, чем формальные заслуги, но это массовый процесс. Мы должны предложить российским университетам и международному сообществу новую линейку профессиональных достижений и заслуг, которая объективно отражает процессы привлечения в университеты практиков», – заявил Ярослав Кузьминов.
Он рассказал о директоре Института «Центр развития» ВШЭ Наталье Акиндиновой – ключевом российском эксперте по макроэкономике, которая не стала защищать кандидатскую диссертацию и при этом руководит докторами наук. «Причина в том, что она занимается прогнозами, а такого академического направления нет, это не экономическая теория, – пояснил ректор. – Вставать же в круг того, что раньше называлось «пятой» специальностью и было «братской могилой» для любых описательных форм, не хочется. Критериев нет – очень загрязнена атмосфера, и там, где могли бы «высадиться» практики, сложилось такое болото имитаций, что уважающие себя люди туда попадать не хотят. Значит, надо предлагать что-то другое».
Спектр вопросов, на которые рабочей группе предстоит предложить ответы в ближайшее время, очень широк. Например, что послужит основой для присвоения профессиональной степени – защита проекта, серьезное прикладное достижение или что-то другое? Будут это программы высшего или дополнительного профессионального образования? Какой стартовый уровень необходим для зачисления слушателя? Кто войдет в советы по защите работ? Кто будет утверждать результаты защиты?
По мнению проректора РАНХиГС, президента Российской ассоциации бизнес-образования Сергея Мясоедова, программы DBA и DPA должны быть дистанцированы от высшего образования – ведь речь идет о long-life learning, образовании в течение всей жизни. Они должны быть гибкими, адаптированными к рынку, ориентированы на менеджеров с большим опытом. Кроме того, на этих программах не стоит готовить профессоров-практиков из числа вчерашних выпускников-вузов – это может привести к девальвации программ и потери ими рынка. Проректор НИТУ «МИСиС» Вадим Петров предложил включить упоминание программ DBA в профессиональные стандарты – это позволило бы признать присвоенную квалификацию на государственном уровне.
Как сообщил Владимир Филиппов, уже в мае рабочая группа заслушает аналитический доклад о мировом и российском опыте присуждения профессиональных степеней и обсудит проект концепции их официального введения в России. После этого материалы будут переданы на обсуждение ключевым стейкхолдерам – комитетам Госдумы, Российскому союзу промышленников и предпринимателей, другим профессиональным и общественным объединениям.