«Эта встреча была наиболее успешной за последние 15 лет»
В среду, 16 июня, в Женеве состоялись переговоры российского президента Владимира Путина и американского лидера Джозефа Байдена. Научный руководитель Центра комплексных европейских и мировых исследований ВШЭ Тимофей Бордачев полагает, что их итогом стала стабилизация отношений двух стран при сохранении своих интересов и ценностей.
Стоит отметить, что традиционных ожиданий от нынешнего саммита не было. Все трезвомыслящие и осведомленные обозреватели понимали, что президент США Джо Байден не будет устраивать клоунаду с обвинениями России, он для этого слишком умный и опытный человек. Обе стороны понимали, что особенных нелепостей никто не произнесет, все они прозвучали на американо-китайской встрече в Анкоридже.
Тимофей Бордачев
Саммит прошел по-новому для российско-американских отношений последних лет. По-новому в том смысле, что стороны зафиксировали состояние, далекое от согласия и сближения позиций. Однако, как сказал президент России Владимир Путин, «нам понятно, о чем говорят наши американские партнеры, им понятно, о чем мы говорим, когда речь ведем о «красных линиях». Понимание, в чем состоят красные линии и принципы, чрезвычайно важно. Поэтому я бы оценил прошедшую встречу позитивно. Она была более полезной чем встречи с Обамой и Трампом и наиболее успешной за последние 15 лет. Стороны зафиксировали статус-кво и свои интересы и согласились, что предметом переговоров не является отказ от своих интересов и ценностей.
Главное положительное решение, как мне представляется, это договоренность о возвращении послов – они приступят к своим обязанностям, что позволит вести более спокойный и детальный диалог.
Чрезвычайно важно и то, что стороны признали необходимость разговора на тех позициях, на которых находятся
Стороны не рассматривают отказ партнера от своих позиций как условие для дальнейшего разговора. Никаких завышенных ожиданий и громких заявлений, что «мы увидели душу друг друга». Очень деловая атмосфера.
К сожалению, мы не можем быть уверенными, что договоренности будут строго исполняться, поскольку степень контроля над бюрократией существенно ниже, чем в годы «холодной войны». Главная слабость Джо Байдена – это его команда, его окружают люди, которые видят себя в категориях карьеры «после Байдена», а не того, что надо добиться сейчас. Сейчас эти издержки могут быть самодовлеющими.
Но одновременно есть надежда, что президент контролирует госсекретаря Энтони Блинкена и что достигнутые в Женеве договоренности будут реализованы. Если судить по состоянию на сегодняшний день, почва для того, чтобы отношения стали понятнее, существует.
У сторон есть понимание, как разговаривать, не поступаясь своими принципами, для меня это важно. У меня не сложилось впечатление, что президент России был раздражен вопросами о соблюдении прав человека в России, что оказалось бы неизбежным, если бы американская сторона придала этой теме большое значение. Это и есть нормализация, стабилизация, вполне подходящее слово для нынешних двухсторонних отношений.
Хотя, повторю, в современных условиях мы не можем уверенно говорить, что тот или иной дух в двухсторонних отношениях и исполнение решений будет устойчивым.