• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Терминатор не придет»: каким будет образование будущего в эпоху ИИ

Евгений Соколов, Сергей Рощин, Ксения Кузнецова, Алексей Масютин, Дарья Касьяненко

Евгений Соколов, Сергей Рощин, Ксения Кузнецова, Алексей Масютин, Дарья Касьяненко
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Как применение искусственного интеллекта повлияет на образование, какие этические вопросы есть сейчас и готово ли человечество к тому, чтобы людей учили роботы, — об этом и многом другом говорили участники дискуссии «DebAIte: Революция ИИ в образовании», состоявшейся на фестивале «НОЧЬ Студента». 

О том, как новые технологии изменят подходы к учебе и преподаванию, говорили проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, руководитель департамента больших данных и информационного поиска ФКН НИУ ВШЭ Евгений Соколов, директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Алексей Масютин, руководитель направления коммуникации в Sber AI, завкафедрой инфокоммуникационных технологий НИТУ МИСИС Ксения Кузнецова. Модератором встречи выступила старший преподаватель департамента больших данных и информационного поиска ФКН НИУ ВШЭ Дарья Касьяненко.

Как искусственный интеллект применяется в Вышке

«Позиция Высшей школы экономики в этом отношении простая. Надо вступать во взаимодействие, и мы вступаем во взаимодействие с генеративными моделями в образовательном процессе. Этим можно и нужно пользоваться», — отметил Сергей Рощин.

Сергей Рощин
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

По его словам, университет следит за практиками применения ИИ в образовательном процессе и в соответствии с этим начинает выстраивать «цивилизованный диалог по поводу использования этих инструментов» — между студентами, преподавателями и административными сотрудниками. Сергей Рощин также рассказал, что Вышка уже сейчас формирует этический кодекс университета по использованию ИИ в образовании.

Какой должна быть этика ИИ

«У искусственного интеллекта нет такого свойства, атрибута — этичность, неэтичность, — говорит Алексей Масютин. — Это атрибут поведения человека, который применяет ту или иную модель, либо исходя из какой-то благой цели, либо чтобы обмануть, сгенерировать какую-то ложную информацию, похожую на правдивую».

Алексей Масютин (в центре)
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Он отмечает, что искусственный интеллект в этом смысле абсолютно такой же, как и любой другой инструмент: его применение зависит от воли человека, в руках которого он оказался, поэтому сама по себе технология не может быть плохой или хорошей.

Сергей Рощин считает, что сейчас нет однозначных ответов на вопросы в части этики и даже некоторых аспектов права в сфере ИИ — они остаются открытыми. Участие университета в этом процессе — «дорога по поиску ответов, накоплению практик, опыта, кейсов для того, чтобы здесь так или иначе достигать некоторого понимания правил взаимного поведения».

Как университетская наука развивает технологии ИИ

«Доучивать модели, улучшать качество данных — это первостепенная задача. И самое главное — искать вдохновение и творчество для того, чтобы придумывать новые архитектуры и делать искусственный интеллект доступным всем, а не только технологическим гигантам», — отметила Ксения Кузнецова.

Ксения Кузнецова
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«В университете вы являетесь более свободным ресерчером, чем в корпорации. Если вам какая-либо тема интересна, вы вправе развивать эту тему. Вы можете обосновывать, продвигать ее в рамках научного сообщества, получать под это финансирование как со стороны Вышки, так и со стороны внешних заказчиков. И наверное, первый шаг начинается с того, что должен быть неподдельный интерес к тому, с чем вы соприкоснулись», — считает Алексей Масютин.

Как ИИ изменит сферу образования

«Важнейший вызов, который у нас возникает на основании тех инструментов, которые появляются вокруг генеративных моделей, — это вопрос, чему учить, и, соответственно, вопрос, что оценивать, — считает Сергей Рощин. — Безусловно, я предвижу, продолжая рассуждения коллег, что в ближайшее время в системе образования, по крайней мере высшего образования, нас точно ждет определенная революция в методологии образования с точки зрения того, что и как мы оцениваем».

«Мне кажется, то, что сейчас происходит, — это для нас важный стимул, чтобы мы задумались, зачем мы даем те или иные задания», — подчеркнул Евгений Соколов.

Например, какие-то задания могут проверять не то, как студенты решают задачи, а то, как они умеют обучать нейросети, чтобы те решали эти задачи быстро и правильно. «Поэтому нам сейчас предстоит переосмыслить все это, и, наверное, упражнение, которое всем преподавателям стоит проделать, — это позагонять свои домашки и задачи в генеративные модели и посмотреть, что там решается», — добавил Евгений Соколов.

«Все, что связано с текстом, генерацией контента, генерацией картинок и видео, — все это никогда не будет прежним. Но это всего лишь помощник, технология в руках человека. Без человека, без мозга студента ни одна работа не будет сделана. Просто мы освобождаем себе время. Терминатор не придет. Работу у нас нейросети не отнимут», — отметила Ксения Кузнецова.

Для расшифровки записи дискуссии были использованы технологии искусственного интеллекта. Превратить часовую беседу в печатный текст машина смогла за пять минут.

Вам также может быть интересно:

Студенты НИУ ВШЭ успешно защитили дипломы, в работе над которыми применили YandexGPT

Этим летом студенты нескольких направлений подготовки НИУ ВШЭ — «Философия», «Медиакоммуникации», «Международные отношения» и «Востоковедение» — впервые использовали нейросеть в процессе написания дипломных и курсовых работ. Университет разрешил применять возможности YandexGPT, генеративной технологии Яндекса, для решения заранее определённого перечня задач, на которые обычно у студента уходит много времени. Она помогала собирать, анализировать и обобщать информацию, проверять текст на ошибки и править оформление, а также разбираться в сложных темах и структурировать ход размышлений.

Интеллект искусственный и дополненный: связь бизнеса, образования и науки

Сегодня фраза «приручить искусственный интеллект» уже не звучит как суперспособность будущего. Эти технологии революционно меняют жизнь, от голосовых помощников и систем «умный дом» до создания цифровых двойников и секвенирования генома. О связи науки, бизнеса и образования в развитии искусственного интеллекта рассказала декан факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Наталья Асеева.

НИУ ВШЭ, Яндекс и ИТМО запустили аспирантуру в области ИИ и гранты для молодых ученых

НИУ ВШЭ в партнерстве с Яндекс создает первую аспирантуру по искусственному интеллекту с уклоном в практику (еще одну такую аспирантуру компания откроет в ИТМО). Цель — предложить лучшие условия и инфраструктуру для развития молодых ученых в стране. Каждый год обучения аспиранты будут получать гранты по 800 тысяч рублей, чтобы создавать новые технологии в области ИИ и быстро внедрять свои разработки на практике, в индустрии.

Вышка — в лидерах рейтинга вузов Альянса в сфере ИИ

Альянс в сфере искусственного интеллекта опубликовал новый рейтинг вузов России по качеству подготовки специалистов в области ИИ. Высшая школа экономики как и в прошлом году вошла в группу лидеров А+ вместе с МФТИ и ИТМО. Всего участниками рейтинга стали 207 университетов из 69 регионов страны. В 2024 году на профильные программы в области искусственного интеллекта этих вузов были приняты более 35 тыс. студентов.

В Вышке разрабатывают технологию идентификации текстов, сгенерированных ИИ любого типа

Ученые НИУ ВШЭ работают над созданием приложения, которое позволяет установить, написан текст человеком или сгенерирован искусственным интеллектом. Подход, на который опирается приложение, носит универсальный характер и позволяет «ловить» самых разных ботов, построенных на разной архитектуре. В ближайшее время запланировано тестирование прототипа в широком диапазоне текстов. Предполагается, что платформа будет доступна пользователям в 2025 году.

В питерской Вышке завершилась школа-конференция по ИИ

В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург прошла международная школа-конференция по искусственному интеллекту — ISSCAI 2024. Ее организовали Школа физико-математических и компьютерных наук совместно с Лабораторией социальной и когнитивной информатики при поддержке VK и других партнеров. В недельном интенсиве приняли участие талантливые студенты, аспиранты и разработчики со всей страны — от Москвы до Екатеринбурга, а также из Казахстана и Египта. Ведущие эксперты из России, ОАЭ и Индии прочли курсы по ключевым трендам в области ИИ: от компьютерного зрения до обработки музыкальных сигналов.

Искусственный интеллект как драйвер развития отечественной экономики

Для развития отечественной экономики и роста производительности труда сегодня необходимо активное внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ). Эту задачу можно решить только благодаря тесному сотрудничеству между бизнесом, наукой и образованием. Об этом шла речь на стратегической сессии НИУ ВШЭ по развитию ИИ.

В нижегородской Вышке запустили бакалавриат по искусственному и дополненному интеллекту

Студенты первой сетевой программы высшего образования по искусственному и дополненному интеллекту НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде будут изучать передовые технологии с участием экспертов BigTech-компаний. Меморандум о партнерстве в рамках реализации программы «Технологии искусственного и дополненного интеллекта» подписан между нижегородским кампусом Высшей школы экономики, АНО «НЕЙМАРК», Альфа-Банком и VK.

«Выпускники онлайн-магистратуры ВШЭ и “Яндекса” будут востребованы на горизонте многих лет»

Вышка открывает набор на совместную с “Яндексом” онлайн-магистратуру «Искусственный интеллект в маркетинге и управлении продуктом». Студенты будут изучать автоматизацию маркетинга, машинное обучение и ИИ, управление проектами и другие предметы. Академический руководитель онлайн-магистратуры, доцент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ Александр Тараканов, и академический руководитель со стороны “Яндекса”, эксперт в сфере маркетинговых образовательных технологий Дмитрий Еременко, рассказали, какие задачи ИИ помогает решать бизнесу и какие специалисты потребуются рынку в будущем.

НИУ ВШЭ первым из российских университетов разработал и утвердил Декларацию этических принципов использования ИИ

Высшая школа экономики стала первым университетом в России, утвердившим Декларацию этических принципов создания и использования систем искусственного интеллекта. Документ станет важным ориентиром для всех участников образовательного процесса, задавая высокие стандарты и способствуя формированию ответственного подхода к использованию искусственного интеллекта. Декларация была утверждена Ученым советом 26 июня.