• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Есть идеи? Заходи!»: чем занимается Центр трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ

«Есть идеи? Заходи!»: чем занимается Центр трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ

© iStock

В Вышке завершается преобразование Единого архива экономических и социологических данных в Центр трансфера и управления социально-экономической информацией. В рамках этого процесса вместо электронного архива уже запущен веб-сервис «Репозиторий социально-экономической информации НИУ ВШЭ». Зачем нужны эти изменения и что они дадут университету, ученым и студентам, в интервью новостной службе «Вышка.Главное» рассказала директор центра Вера Вишнякова.

Вера Вишнякова
© Высшая школа экономики

— Вера Владимировна, расскажите, чем Центр трансфера и управления социально-экономической информацией будет отличаться от Единого архива? Зачем нужна была эта трансформация?

— Преобразование Единого архива экономических и социологических данных в Центр трансфера и управления социально-экономической информацией — это качественно новый этап развития трансфера и управления информацией в НИУ ВШЭ. Концепция центра прорабатывалась на базе совместных обсуждений с научными и административными подразделениями Вышки и получила поддержку Ученого совета.

Деятельность нашего центра относится к блоку прикладных исследований университета, который курирует Леонид Маркович Гохберг, первый проректор НИУ ВШЭ. В задачи центра, помимо традиционного сбора, хранения и предоставления доступа к результатам социально-экономических исследований, теперь входит и их трансфер в реальный сектор экономики и государственное управление, создание культуры постоянных изменений, связанных с разработкой цифровых приложений и веб-сервисов с привлечением компетенций специалистов из области компьютерных и инженерных наук, конверсия РИД в коммерческие продукты. При этом опора на фундаментальную науку остается важной базой для прикладных разработок.

— С какой именно информацией работает центр? Стоит ли у вас задача ее коммерциализации?

— Наш центр работает преимущественно с информацией в области социально-экономического и гуманитарного знания, которая составляет основу компетенций нашего университета. Да, мы ориентируемся на коммерциализацию, которая сейчас является одной из ключевых задач, поставленных государством перед университетами. Мы видим, как меняется подход к работе с данными. Раньше социологи и экономисты сначала собирали данные из различных источников (библиотечные ресурсы, интернет-источники, данные Росстата, зарубежные экономические базы данных) и только потом использовали их в проектах и в научных статьях. Сейчас же с целью коммерциализации создаются целевые датасеты и интерактивные цифровые сервисы, ориентированные на определенные сегменты рынка. Исследователю надо только уметь их интерпретировать и делать выводы и прогнозы. Таким образом, и создание датасетов в области социально-экономического и гуманитарного знания, и их использование является сильной стороной исследователей Вышки.

Мы уже начали этот процесс. Например, в этом году мы проанализировали более 600 социально-экономических исследований, проведенных за последние два года в Вышке, посмотрели их тематику, повторяемость или цикличность, спрос на рынке, масштабируемость. Эта аналитическая информация во многом систематизировала наше представление о тех исследовательских ресурсах, которыми располагает Вышка на сегодняшний день. Мы увидели потенциал для дальнейшей коммерциализации заделов и практически готовых продуктов, в том числе экспертных и консультационных, которые просто надо слегка переупаковать и продвигать на рынке. Как мне кажется, за последний год и в самом сообществе ученых появилось понимание необходимости такого рода переосмысления исследовательской деятельности.

Сейчас мы тесно работаем с исследователями над преобразованием научных результатов в востребованные рыночные продукты, уделяя особое внимание их практической ценности для конечных пользователей. И мне кажется, что уже все коллеги настроены на коммерциализацию, понимая, что она является объективным показателем качества исследования.  

С учетом возникших санкционных сложностей и отключения российских исследователей от ведущих цифровых научно-информационных ресурсов нам пришлось кардинально перестраивать политику информационного обеспечения исследований. В результате в этом году мы предоставили доступ к 30 внешним ресурсам и создали удобный веб-сервис для работы с ними.   

Например, мы открыли для исследователей новый емкий информационно-аналитический китайский ресурс Wind, по масштабам и качеству не уступающий «Блумбергу».

— Какие инструменты для решения новых задач есть у центра?

— В эпоху цифровой трансформации и экономики данных, стремительного развития технологий искусственного интеллекта мы, конечно, ориентируемся на применение современных цифровых инструментов. Прежде всего мы открыли свою страницу на портале Вышки, где доступны все наши сервисы и продукты. Мы провели нотацию бизнес-процессов центра, перешли в цифровую систему управления проектами, где рутинные задачи передали ИИ-помощникам. Это позволило на четверть сократить время на обработку запросов от наших исследователей, оптимизировать взаимодействие как внутри центра, так и с подразделениями Вышки и внешними контрагентами. На этом направлении мы видим перспективы для развития, так как это очень структурирует внутреннюю работу.

Среди наших новых разработок, готовых к запуску в ближайшее время:

 «Репозиторий социально-экономической информации НИУ ВШЭ», который придет на смену устаревшему электронному Единому архиву экономических и социологических данных;

 онлайн-навигатор грантов — интерактивный веб-сервис для подбора грантов НИУ ВШЭ и российских институтов развития по различным параметрам;

 веб-сервис «Сезам» —система онлайн-доступа к внешним научно-информационным ресурсам — базам данных;

 веб-сервис «Спектрум» — интерактивная платформа, объединяющая результаты исследований по семи ключевым социально-экономическим направлениям, разработанная в рамках реализации стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования». 

© iStock

В дальнейшем планируем расширять набор цифровых инструментов для эффективного трансфера технологий и поддержки исследовательской деятельности нашего университета.

— Могли бы вы привести примеры успешного трансфера социально-экономической информации, которой управляет центр, в конкретные решения, продукты, нормативные документы?

— На мой взгляд, наиболее ярким примером успешного трансфера социально-экономической информации в нашем университете можно считать создание веб-сервиса «Спектрум». Я о нем упоминала выше. Мы преобразовали результаты семи исследовательских проектов в удобный онлайн-продукт, доступный бесконечному количеству пользователей. Каждый пользователь может настраивать информацию под себя, используя разные условия подписки. Результаты исследовательских проектов, загруженные на эту платформу, охватывают важнейшие сферы: информационные технологии, сельское хозяйство, электроэнергетику, транспорт, анализ антироссийских санкций, показатели для макроэкономического регионального прогнозирования и климатическую повестку стран БРИКС.

У нас есть и внутренний трансфер. Необходимость реализации новой стратегии центра потребовала от нас разработки и утверждения пакета локально-нормативных актов — от собственно концепции до конкретных регламентов, бизнес-функциональных требований, технических заданий, утверждения нового состава совета по закупке баз данных.

Ключевым результатом в этой работе стало новое Положение об организации депонирования и доступа к результатам фундаментальных и прикладных научных исследований в социально-экономической и гуманитарной сферах, которое вступило в силу 25 ноября этого года.

В процессе разработки положения были проведены обсуждения с 15 научными и административными подразделениями. Считаю, что нам удалось сформировать сбалансированный, отвечающий современным вызовам документ, в котором отражены ключевые бизнес-процессы депонирования, хранения и предоставления доступа к результатам научных исследований.

Мы также изменили систему работы с внутренними клиентами —исследователями и студентами Вышки: автоматизировали систему доступа к внешним научно-информационным ресурсами, создали онлайн-систему сбора заявок на их приобретение, провели 12 ознакомительных семинаров для исследователей и студентов Вышки. Как результат, уже сейчас наблюдаем рост активности по использованию внешних информационных ресурсов учеными и исследователями Вышки. Получается, что наш центр, по сути, стал «прокси-сервером» по доступу к зарубежным и российским базам данных, чему мы очень рады.

— В рамках работы центра электронный Единый архив стал веб-сервисом «Репозиторий социально-экономической информации НИУ ВШЭ». Что это такое и как он функционирует?

— «Репозиторий социально-экономической информации НИУ ВШЭ» — это современный веб-сервис для сбора, хранения, обмена результатами научных исследований. Сейчас совместно с цифровым блоком НИУ ВШЭ мы запускаем его в опытную эксплуатацию.

Репозиторий станет золотым фондом НИУ ВШЭ, где будут представлены результаты социально-экономических исследований университета, а также первичные результаты социологических опросов, временных рядов с инфографикой и в табличной форме в различных файловых форматах. В репозитории разработан функционал аутентификации и регистрации пользователей, ролевой модели с возможностью предоставления права для депонирования результатов исследователям Вышки, а также предоставления материала пользователям в зависимости от уровня доступа. Все результаты исследований, загруженные в репозиторий, будут проходить обязательную модерацию администратором.

На первом этапе доступ к репозиторию получат отдельные научные коллективы НИУ ВШЭ для тестирования процедур депонирования результатов исследований, их хранения и поиска информации. После завершения опытной эксплуатации доступ в репозиторий будет открыт и для внешних зарегистрированных пользователей.

В ближайшие два года мы планируем внедрить технологию блокчейн для защиты интеллектуальной собственности, разработать систему платного доступа (по подписке) к материалам репозитория, расширить тематику, включив STEM-исследования, добавить возможность хранения датасетов и программных исходных кодов.

Какие планы по работе центра есть на следующий год? Какие задачи вы ставите перед собой?

— Этот год был посвящен налаживанию внутренних процессов. В 2025 году мы сосредоточимся на внешних процессах, среди которых планируем маркетинговые исследования и анализ рынка, внедрение технологий расчета емкости рынка, масштабирование проработанной нами клиентской базы, адаптацию типовых исследовательских продуктов под запросы заказчиков — региональных администраций, ФОИВ, крупных корпораций. 

Мы также планируем продолжать разработки новых цифровых продуктов, веб-сервисов. Особое внимание уделим взаимодействию с исследовательскими коллективами, поддержке в конвертации исследований в коммерческие продукты. Будем помогать создавать минимально жизнеспособные продукты (MVP) и представлять их потенциальным заказчикам, а также будем системно выстраивать технологии конвергенции различных направлений исследований, IT-поддержки и участия наших индустриальных партнеров.

Я приглашаю всех коллег с их текущими и перспективными разработками к нам на Славянку в Центр трансфера и управления социально-экономической информацией для консультаций, проведения мозговых штурмов, семинаров и создания стартапов. Меня найти легко по табличке на двери: «Есть идеи? Заходи!».