Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышла вторая книга серии «Поколения ВШЭ»

Елена Вишленкова

Мария Юдкевич
Мария Юдкевич
 Видеозапись

25 ноября прошла презентация книги «Поколения ВШЭ: учителя об учителях». В книге собраны более пятидесяти интервью и эссе ведущих профессоров Высшей школы экономики, в которых они рассказывают о своих учителях и наставниках, о значимых событиях в их профессиональной жизни.

Это уже второе издание из серии «Поколения ВШЭ». В первом, о своих учителях рассказывали молодые исследователи, доценты ВШЭ. Идея собрать под одной обложкой такие рассказы возникла вследствие интереса, проявленного читателями к рубрике «Учителя и ученики» в информационном бюллетене «Окна роста». «В совокупности эти повествования образуют своего рода портрет Вышки. Портрет университета, который, несмотря на свою молодость, уже обладает историей. Наша книга — попытка сохранить эту историю и рассказать о ней новым поколениям», — говорит в предисловии к изданию идейный вдохновитель книги Мария Юдкевич.

О важности сохранения памяти и создания университетской истории говорили и на презентации. Елена Вишленкова, специалист по истории университетов, рассказала о том, что традиция университетского историописания связана с чувством благодарности (властителям, благотворителям, учителям). Благодарность — основа университетской культуры, тот «социальный клей», который создает духовную общность ученых. Спецификой этой книги, по ее мнению, является жанр «история—память». Это сознательная апелляция к эмоциональному сопереживанию, к субъективным оценкам. Такие тексты нужны тем сообществам, у которых есть профессиональная автономия. Остальные пишут биографические словари с формальными сведениями о профессорах как государственных служащих.

Профессор факультета психологии ВШЭ Дмитрий Леонтьев увидел в этой книге присутствие «университетского духа», той самой материи, которая рождается и передается в непосредственном, личном контакте людей знания. Идея о том, что только «изустно» можно по-настоящему учить прозвучала и в выступлении профессора факультета истории ВШЭ Аполлона Давидсона. Профессор факультета социологии ВШЭ Александр Филиппов, процитировал слова своего учителя Юрия Николаевича Давыдова об ученых-гуманитариях, которые «вырыли себе глубокие норы и безуспешно кричат оттуда в расчете, что кто-то услышит». Он предположил, что книга и последующий разговор о ней может стать шансом услышать друг друга и встроить личную историю и историю поколения в большую историю страны.

Ректор университета Ярослав Кузьминов назвал этот двухтомник попыткой эмоционального отклика на изменения, которые пришлось пережить университетам за последние тридцать лет. Он отметил важность изменения вектора возрождения университетов из рациональной плоскости в эмоциональную и пожелал, чтобы эта попытка была первой, но не единственной.

На презентации звучали разнообразные эпитеты и определения в адрес книги, кто-то сравнивал ее с советской «Роман-газетой», кто-то — с глянцевыми изданиями вроде «Biography» (книга действительно издана на глянцевой бумаге). Авторы очерков благодарили создателей книги: куратора Марию Юдкевич, литературного редактора Юлию Иванову, интервьюеров Любовь Борусяк и Владимира Селиверстова, разработчика дизайна книги Владимира Кремлева.

В завершении презентации ее ведущая Елена Пенская, полушутя, заметила, что не удастся уклониться от продолжения книги, но затем последовали вполне серьезные предложения, в частности Ярослав Кузьминов высказал идею написать коллективную книгу о советских и постсоветских высших школах — «Поколение ВШЭ: учителя об институтах».

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука
_____________________
Также по теме:

Вышла книга «Поколения ВШЭ. Ученики об учителях», 22 октября 2013

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости, исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь: мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

Чему и как учить сегодня в высшей школе (экономики)?

Поиск ответа на вопрос «Чему и как учить сегодня в высшей школе (экономики)?» собрал 22-24 мая в УЦ Вороново на семинаре академического кадрового резерва Вышки более 120 коллег из разных факультетов и кампусов нашего университета.

29 мая

Ученые Вышки избраны в члены Российской академии наук

30 мая на Общем собрании Российской академии наук были подведены итоги выборов в академики и члены-корреспонденты РАН. В них приняли участие порядка 1800 человек. Среди избранных в этом году — ученые Высшей школы экономики.

30 мая

НИУ ВШЭ победил в отборе исследовательских центров в сфере ИИ

Высшая школа экономики стала одним из победителей отбора третьей волны исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта. Центр оптимизации и адаптации больших фундаментальных моделей НИУ ВШЭ (Центр ИИ) займется созданием новых методов и инструментов, чтобы сделать обучение, использование и адаптацию сложных моделей искусственного интеллекта дешевле и эффективнее.

5 июня

Рекрутинговая кампания — 2025: как Вышка привлекла лучших международных специалистов

Уже около 20 лет программы международного рекрутинга привлекают в Высшую школу экономики высококвалифицированных специалистов с международного академического рынка труда — как молодых выпускников PhD-программ ведущих университетов мира, так и опытных международных ученых. 1 сентября университет ожидает присоединения к команде преподавателей и исследователей 50 международных специалистов.

18 июня

Вышка на ПМЭФ: инновации, БРИКС и здоровье

В Санкт-Петербурге продолжает работу ПМЭФ. Эксперты Вышки приняли участие в дискуссиях о сотрудничестве университетов, инвесторов и технологических компаний в развитии инноваций, о лучших практиках здоровьесбережения и лекарственной безопасности, а также о благотворительности и гуманитарном сотрудничестве в странах БРИКС. Кроме того, был подписан ряд соглашений о сотрудничестве.

20 июня