Обязательно ли преподавателю быть «современным»?
Как находить общий язык со студентами? Что такое быть «современным»? Нужно ли преподавателю гнаться за «модой»? Можно ли сделать лекцию интересной и при этом не превратить в балаган? 13 мая на специальном семинаре доцент кафедры практической философии ВШЭ Александр Павлов предложил коллегам свои ответы на эти и подобные вопросы.
Американский философ Маршалл Берман утверждал, что в эпоху модерна люди должны быть готовы к постоянному обновлению. Вопрос в том, насколько преподаватель должен или может быть современным и готов ли он к обновлениям? «Если мы хотим понять студентов, мы должны учитывать их интересы и при этом не путать такой подход с популизмом», — считает Александр Павлов.
Студенты зачастую воспринимают преподавателей, как «старых» (устаревших) людей, «динозавров», которые не понимают то, чем и как живет молодежь
Студенты зачастую воспринимают преподавателей, как «старых» (устаревших) людей, «динозавров», которые не понимают то, чем и как живет молодежь. «Однако бывает, что когда педагог пытается стать «модным», чтобы попробовать приблизиться к аудитории, возникает опасность получить обратный эффект — отторжение, и об этом тоже нужно помнить, — добавил Александр Павлов. — Если мы хотим обсуждать со студентами какие-то свежие темы, мы всегда должны помнить слова Умберто Эко о том, что изменения, которые раньше происходили в течение пяти веков, теперь происходят за пять лет».
Еще один вопрос, на который каждый преподаватель должен ответить сам для себя, — насколько ему вообще нужно находить со студентами общий язык. Как считает Александр Павлов, никогда нельзя обобщать педагогический опыт: каждый курс, факультет, группа студентов уникальны, и с ними необходимо работать по-разному. То, что будет воспринято хорошо в одной группе, может быть воспринято в штыки в другой.
Стоит ли бояться студенческих отзывов в сети?
Александр Павлов привел в пример недавно опубликованную в одном из британских изданий заметку анонимного преподавателя. В статье говорилось, что зарубежные преподаватели часто расстраиваются из-за негативных отзывов, которые студенты инкогнито оставляют в социальных сетях. Эти преподаватели полагают, что ожидания студентов по отношению к ним сильно завышены и, соответственно, часто не оправдываются. С одной стороны, такая проблема в каком-то смысле может существовать и в России (все знают, что студенты могут писать в социальных сетях). С другой стороны, негативные оценки есть всегда, но, наверно, имеет смысл не раздражаться, а попробовать понять ту аудиторию, в которую ты приходишь, считает Павлов.
Новое поколение совсем по-другому мыслит и ориентируется в мире, и если нам это не нравится, то это вовсе не проблема студентов
«Новое поколение совсем по-другому мыслит и ориентируется в мире, и если нам это не нравится, то это вовсе не проблема студентов, — уверен Александр Павлов. — У них в каком-то смысле другая система мышления, и мы не должны оценивать ее однозначно хорошо или плохо. Например, раньше, чтобы узнать объем знаний студентов, я спрашивал, сколько внимания они уделяли Карлу Марксу, и ответ был, скажем, «3 лекции», сегодня на этот же вопрос студенты отвечают: «12 слайдов». В аудитории система измерения материала изменилась. Это не плохо и не хорошо. Просто у людей меняется восприятие».
Шутить или не шутить?
Сегодня в мире все меняется очень быстро, и юмор — не исключение. Как шутить преподавателю, шутить ли ему вообще? Зачастую студенты могут смеяться не над содержанием преподавательской шутки, а над тем, что педагог шутит именно так. Шутки в паблике ВКонтакте, посвященном высказываниям преподавателей Вышки, можно разделить на интересные/остроумные и не очень удачные, сигнализирующие о том, что юмор некоторых преподавателей сам может стать объектом шуток. К примеру, одна из типичных устаревших, давно несмешных шуток: «Ты подготовился к семинару? — Нет. Я забыл. — А голову ты не забыл?». «Посмотреть, что у студентов вызывает смех, а что уже нет, иногда бывает полезно», — уверен Александр Павлов. Конечно,ни для кого не секрет, что преподаватели, мониторящие социальные сети, часто расстраиваются, когда видят, что про них пишут студенты. Вместе с тем необходимо иметь в виду, считает Александр Павлов, что и сами студенты нередко искажают слова педагога. Студенты пишут так, как поняли слова преподавателя, но далеко не всегда это понимание верно.
Поп-культура вам в помощь
Хорошая иллюстрация работы с аудиторией — приемы популярного словенского культуролога и философа с мировым именем Славоя Жижика. Наладить диалог со студентами может помочь и поп-культура, на что часто ориентируется Жижек. Еще один прием, который используют наиболее прогрессивные преподаватели, рассказывает Александр Павлов, — перед тем, как отправиться в аудиторию, посмотреть, что студентам интересно, что они обсуждают в своей группе ВКонтакте, какую музыку слушают, какие фильмы смотрят.
Философ и теоретик образования Эрик Хирш-младший в книге «Культурная грамотность», ставшей бестселлером, высказал идею, что для того, чтобы можно было нормально общаться, необходимо быть «культурно грамотным», если точнее — знать пять тысяч слов — имен, дат, понятий, принятых в конкретном сообществе, и проч. «Я же считаю, что мы сегодня можем говорить, в том числе и о поп-культурной грамотности. Преподаватель все-таки должен понимать, что сегодня актуально у студентов», — уверен Александр Павлов.
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ
Павлов Александр Владимирович
Доцент Кафедры практической философии
Павлов Александр Владимирович
доцент Кафедры практической философии