Идеи по продвижению
17 февраля состоялась встреча Группы высокого профессионального потенциала Высшей школы экономики, в университете больше известной как кадровый резерв Вышки, с первым проректором ГУ-ВШЭ Вадимом Радаевым и директором по академическому развитию ГУ-ВШЭ Марией Юдкевич.
— Бытует мнение, что кадровый резерв — это ядро молодых и самых «продвинутых» преподавателей Высшей школы экономики, — сказала в начале встречи Мария Юдкевич. — Не знаю, так ли это сейчас, но надеюсь, что в любом случае это будет так в будущем. Сегодня мы вас собрали по двум причинам. Во-первых, мы хотим рассказать, чего мы от кадрового резерва ожидаем и зачем эта программа была придумана. А во-вторых, мы хотели бы установить «обратную связь» и услышать о том, какие проблемы волнуют вас.
Большинство присутствовавших на встрече молодых преподавателей вошли в состав кадрового резерва лишь в конце минувшего года, так что небольшой ликбез, с которым выступил уже Вадим Радаев, пришелся весьма кстати. Он рассказал, что целей создания группы было две. «Более понятной» являлась материальная поддержка молодых преподавателей и исследователей в условиях, когда "возможность зарабатывать ограничена, а жизнь дорожает"». Но была и сверхзадача — интегрировать новичков в профессиональное сообщество.
— Наш университет организовывался достаточно специфическим образом, — напомнил Вадим Радаев. — Костяк тех, кто его создавал, был небольшой сплоченной группой. У всех, несмотря на разницу в возрасте, был общий бэкграунд. Сейчас ситуация другая: университет разросся, на каждом факультете своя история и уже невозможно знать всех по фамилии или в лицо. А нам крайне важно, чтобы вы понимали, в каких стенах вы находитесь, куда университет движется, почему он действует по этим правилам, и чтобы вы могли опираться друг на друга.
Среди новых проектов, направленных на реализацию этой идеи, — выездные семинары кадрового резерва, на котором «резервисты» смогут познакомиться и наладить профессиональные контакты с коллегами из разных филиалов Вышки. Кстати, в нынешнем году группа кадрового резерва насчитывает, включая филиалы, 150 человек. Стимулировать профессиональное общение будут также с помощью конкурсов. С этой целью были организованы конкурс академических инициатив (в помощь коллегам-преподавателям) и конкурс междисциплинарных семинаров.
Но одного только желания общаться с коллегами мало. Мария Юдкевич предупредила собравшихся, что из кадрового резерва вполне можно выпасть, если окажется, что молодой преподаватель или будущий исследователь, например, не подготовил ни одной публикации и ни разу не выступил на научной конференции.
— Мы не требуем от вас ничего сверхъестественного, — сказала она. — Но вы должны понимать, какие возможности перед вами открываются. Вы должны понять, что кадровый резерв — это хороший инструмент обратной связи, с помощью которого вы получаете шанс поговорить с людьми, отвечающими за серьезные блоки в Вышке, шанс повлиять на установленные здесь правила.
Как это можно сделать, на конкретном примере проиллюстрировал Вадим Радаев. Он рассказал, что к нему обратились бывшие участники кадрового резерва с вопросом о том, сколько раз можно принимать повторные экзамены у студентов. Выяснилось, что официальные документы и акты позволяют настолько широкую трактовку, что переэкзаменовок может быть несчетное количество. Теперь эта нормативная лакуна, к огорчению любителей «тянуть резину», будет ликвидирована.
Обрисовав цели и задачи, стоящие перед кадровым резервом, Мария Юдкевич и Вадим Радаев перешли к ответам на вопросы своих начинающих коллег. Первый «крик души» касался организации специальных грантов для тех, кто еще только готовится разрабатывать свой исследовательский проект. Мария Юдкевич напомнила, что в прошлом году такой конкурс для исследователей без «научного задела», проводился, но выявил несколько системных проблем, прежде всего - менеджмента (заявители оказались не в состоянии рассчитать сроки и затраты на проведение исследования) и проблему профессионализма (такие «специальные» конкурсы выглядят в известной степени ущербными). А собирать информацию для будущих исследований можно и в летних школах, и участвуя в программах мобильности, и отправляясь в командировки. Эти возможности, предоставляемые Вышкой, многие, по словам Марии Юдкевич, неосмотрительно игнорируют.
— Кроме того, мы разослали вам список контактов друг друга с апдейтом ваших исследовательских интересов, — продолжила Мария Юдкевич. — Также для вас создана группа «В контакте». Мы будем организовывать для вас выездные собрания, чтобы у вас была возможность наладить «непрофильные» контакты. Например, в прошлом году у нас отлично сработал междисциплинарный семинар по экономике здоровья в Петербурге, он стимулировал участников искать коллег по другим факультетам и филиалам Вышки, занимающихся той же темой. Только, пожалуйста, когда к вам обращаются с предложением о сотрудничестве, отвечайте хоть что-нибудь, пусть даже это будет вежливый отказ.
В ближайших планах университета открытие нескольких новых конкурсов по линии Фонда образовательных инноваций. Среди них конкурсы на проекты видеозаписи лекционных курсов, на организацию практикумов, которые бы стимулировали применение инструментальных методов в той или иной дисциплине, конкурс на оригинальные методики организации семинарских занятий и конкурс на оригинальные модели организации самостоятельной работы студентов.
— Мы все время твердим, насколько важна самостоятельная работа студентов, как важно сокращать аудиторную нагрузку, но как работать с этим «черным ящиком» мало кто понимает, — сказал Вадим Радаев. — Нам нужны соответствующие идеи, но они должны быть операциональными и тиражируемыми. Вообще мы готовы поддерживать не только собственно разработки, но и идеи по их продвижению.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой
Вам также может быть интересно:
Сотрудники НИУ ВШЭ стали выпускниками программы развития кадрового резерва в области науки и высшего образования
В Координационном центре Правительства России прошла заключительная защита проектов участников программы развития кадрового резерва в области науки, технологий и высшего образования. Выпускниками программы стали более 80 управленцев, в том числе директор кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая и заместитель проректора НИУ ВШЭ Данил Федоровых.
Вышел новый номер «Окон роста»
Его основная тема — преподавательская надбавка как новый стимулирующий инструмент. Кроме того, из этого номера вы узнаете, какие курсы Центра академического письма Вышки и для кого могут быть полезны, в каком новом антиюбилейном проекте можно принять участие, и прочитаете воспоминания некоторых сотрудников об университете. Вместе с «Окнами роста» выходит 18-й выпуск приложения «География Вышки» с рассказом профессора Школы филологии Миры Бергельсон о воротах Аляски — Анкоридже.
Практики развития человеческого капитала: как создать среду для развития людей и университета
10 лет назад в Высшей школе экономики было положено начало реализации программы кадрового резерва университета. Юбилейный 2016 год позволил не только подвести итоги первого десятилетия, но и организовать площадку, где российские коллеги обсудили самые разные подходы к созданию в университетах условий для развития и реализации талантливых сотрудников.
Академический рынок: конкурентам не выжить без сотрудничества
В Высшей школе экономики прошла первая конференция «Кадровые резервы университетов». Представители нескольких десятков российских вузов — от Петрозаводска до Владивостока — обменивались опытом создания кадровых резервов в своих университетах, обсуждали общие проблемы академического рынка труда, разбирали кейсы отдельных университетов.
Ярослав Кузьминов представил нового директора кампуса ВШЭ в Нижнем Новгороде и рассказал о перспективах развития вуза
4 июня ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов посетил нижегородский кампус НИУ ВШЭ и обсудил с коллегами перспективы развития университета.
Подведены итоги Конкурса инициативных образовательных проектов 2013 года
10 февраля прошла презентация трех работ, признанных лучшими на Конкурсе инициативных образовательных проектов, которые были реализованы командами кадрового резерва ВШЭ в 2013 году. Заявки на участие в конкурсе 2014 года принимаются до 3 марта включительно.
Academic writing center: новые курсы
В феврале стартуют новые программы Academic writing center ВШЭ — «Академическое письмо и сопутствующие компетенции» и «Техника презентаций». Комментирует руководитель проекта Женя Бакин.