«Чтобы гордиться тем, что делаешь»
Екатерина Иванова, выпускница факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ 2007 года, старший бизнес-аналитик компании McKinsey, студентка программы МВА Стэнфорда.
— Екатерина, карьера аналитика — это то, о чем вы мечтали в детстве?
— Еще в школе друзья часто шутили, что я буду директором банка, и я очень долго жила с мыслью, что действительно пойду в финансовый сектор, что и сделала на третьем курсе — пошла работать в финансовый отдел в PricewaterhouseCoopers. Но достаточно быстро поняла, что мне нравится не работа с цифрами, а работа с клиентами, и постепенно перешла в консалтинг.
— PricewaterhouseCoopers входит в «Большую четверку» — четверку крупнейших в мире консалтинговых фирм. Хорошее начало для студента третьего курса. Вам легко удалось туда устроиться?
— Скорее, да, чем нет. Я начала работать на полставки в Казначействе, и уже с опытом работы перешла на клиентскую работу в Департамент международного налогового планирования. Мне всегда везло — работодатели шли навстречу и с пониманием относились к необходимости совмещать работу с учебой. А у меня уже с третьего курса было сильное желание проверить полученные знания и навыки на практике. Я хотела начать работу в реальном бизнесе, понять изнутри, как он работает.
— Не разочаровались?
— Разочарования не было. Благодаря PricewaterhouseCoopers я приобрела разнообразный опыт, в том числе специфический опыт работы в крупной международной компании, где необходимо считаться с «политическими» вещами, с которыми в студенческой среде я не сталкивалась. Пришлось пройти через достаточно болезненный, но одновременно полезный период снятия «розовых очков».
— На ваш взгляд, вы справились с этим?
— Я думаю, что прошла этот период спокойно, приобретя необходимый опыт и требуемые психологические качества для работы в непростом, порой жестоком корпоративном мире. После работы в PricewaterhouseCoopers в Департаменте международного налогового планирования у меня сформировалось понимание, что я хочу работать в консалтинге над более широким спектром вопросов, хочу чего-то более амбициозного. Я посвятила какое-то количество времени подготовке к интервью, кейсам, и пришла в McKinsey на позицию бизнес-аналитика.
— А как вы готовились к интервью?
— Я читала кейсы, чтобы примерно понять, какого рода вопросы могут звучать на интервью и как на них следует отвечать. Правда, я не использовала ни один из тех приемов, которые предлагались в книгах, что оказалось правильно. Чем гибче ты подходишь к конкретной проблеме, чем ты независимее мыслишь, тем лучше. Интервью — очень личный процесс, в отборе принимают участие и партнеры, и консультанты фирмы, они по большому счету выбирают людей, с которыми им потом хочется работать в одной команде. И важно показать себя не просто умным и мотивированным, но и энергичным, позитивным человеком, с которым хочется работать вместе.
— Какие знания и навыки, полученные во время обучения, оказываются полезными для работы?
— Консалтинг как раз то место, где могут пригодиться академические знания. Так как работа консультанта требует достаточно широкого понимания экономической теории и в то же время способности быстро разложить запутанные жизненные ситуации на базовые составляющие. В McKinsey много людей из ВШЭ, причем с разных факультетов: экономики, менеджмента, прикладной политологии, — именно потому, что вышкинский метод обучения подразумевает развитие способности мыслить критически, самостоятельно структурировать, формулировать и решать проблемы. Вышка, пожалуй, один из немногих вузов в России, где используется кейсовый метод.
— А как нарабатывались эти умения, с помощью каких практических занятий?
— Есть три учебных курса, которые мне сейчас сильно помогают. Во-первых, это «Экономическая теория», где учат находить структуру и математические зависимости в том, что кажется повседневным. И еще было два курса, на которых мы активно занимались кейсами — курс по международному бизнесу Натальи Станиславовны Карповой, и курс «Экономика США», который вел Алексей Игоревич Рей. К сожалению, он сейчас в Вышке уже не работает. На этих курсах много внимания уделялось самостоятельному анализу различных кейсов, кроме того, мы сами выбирали кейсы из реальной жизни, делали презентации и выступали с ними перед аудиторией. Это, кстати, тоже помогает преодолевать присущую, я думаю, многим скованность при публичных выступлениях.
— Что запомнилось больше всего?
— Мне запомнился кейс на курсе Натальи Станиславовны, требовалось на примере международной компании проанализировать историю ее успеха. Я выбрала компанию Cisco Systems, изучила историю развития компании, всю известную информацию о различных управленческих решениях, принятых компанией на протяжении последних лет. В итоге у меня сложилось понимание и компании, и отрасли. Сегодня я могу сказать, что это одно из самых ценных качеств в бизнесе — видеть ситуацию целиком, а не отдельно взятые проблемы. Сейчас я много работаю на проектах по управлению эффективностью, что подразумевает аналитику, но по большей части это все-таки общение с людьми. Если в учебных кейсах приходилось искать интервью топ-менеджеров и аналитические отчеты, то на работе у меня открытый доступ к участникам самого процесса. Если раньше был некий ретроспективный анализ, то сейчас я нахожусь в центральной точке и принимаю решение, которое влияет на будущее компаний.
— А было некое событие во время учебы в Вышке, которое запомнилось «отдельно», было знаковым?
— Трудно назвать одно событие, у меня было много маленьких открытий, знакомств и встреч, которые повлияли на меня. Но одно событие я все же назову. Когда я только приехала в Москву из Казахстана, я была девочка-отличница, привыкла быть лучше всех, несмотря на конкурс в Вышку, я чувствовала, что я могу на своей школьной базе долго выезжать и не сильно напрягаться. Наталья Станиславовна Карпова на самом первом экзамене сказала мне, что я, конечно, сдала на отлично, но мы-то обе знаем, что могу я значительно больше. Пожалуй, с этого момента начался проект по управлению собственной эффективностью. Я стала ориентироваться в своей работе не на план, тогда еще учебный план, а, скорее, на собственный потенциал, который нужно по максимуму использовать. За время учебы у меня выработалась определенная жизненная позиция, которую однажды очень здорово сформулировала Маргарита Ивановна Дрогнева, наш преподаватель английского: «Что бы ты ни делал, ты должен это делать так, чтобы гордиться тем, что делаешь». Я стараюсь идти с этим максимумом по жизни.
— Вы работаете в компании два года, какие перспективы?
— McKinsey — лидер управленческого консалтинга в России, с четкой и прозрачной структурой. На начальную позицию бизнес-аналитика приходят молодые, «свежие» люди после университета. Через два–три года успешной работы у них есть возможность получить МВА в лучших бизнес-школах мира при финансовой и «моральной» поддержке McKinsey. Это, кстати, было важным критерием при выборе места работы. Недавно я получила подтверждение из Стэнфорда, что меня приняли на программу МВА. И следующие два года я проведу в Калифорнии в компании уже состоявшихся и будущих предпринимателей.
— Как вы видите свое будущее, лет через десять?
— То, чего бы я действительно хотела, — это открыть свое дело, связанное с развитием технологичного бизнеса в России, по крайней мере так я написала в своем эссе, которое отправила в Стэнфорд. В принципе, уже сейчас я участвую в процессе внедрения наших рекомендаций, тем не менее, есть ощущение, что отдаешь свои рекомендации в чужие руки, а хочется применить их в своем деле. Вторая возможная стратегия — остаться в корпоративном мире. В любом случае, в долгосрочной перспективе я вижу свое место в России.
— Что из последнего прочитанного или просмотренного понравилось?
— Мне понравилась последняя книга, написанная сотрудниками McKinsey, о выдающихся женщинах в сфере бизнеса и политики, которая называется «How Remarkable Women Lead». Это истории женщин, которые добились невероятного, например, Dame Stella Remington — первая женщина, возглавившая разведку МИ-5. Интересно читать и понимать, что ошибки, которые я сейчас совершаю, делали все, и самые успешные в том числе. Все можно преодолеть, главное — хотеть это сделать.
— Вы заговорили о гендерных проблемах, сложно ли работать женщине в консалтинге?
— Существуют различные гендерные предрассудки, например, что женщина не может работать на заводе и «строить настоящих мужиков». Но я знаю девушек моего возраста в McKinsey, которые прекрасно справляются с этими задачами (хотя я себя таким испытаниям не подвергала). Здесь нет никаких преград: если ты уверен, то справишься с внешними барьерами. Да, я не могу учить жизни или техническому ремеслу инженера с двадцатилетним стажем, но моя задача состоит не в том, чтобы учить кого-то техническим тонкостям, а в том, чтобы помочь структурировать рабочий процесс, сделать его эффективнее. В то же время, не буду лукавить, я никогда не смогу воспринимать мужчину в качестве своей «ролевой модели» в жизни и даже в бизнесе. Но мне всегда встречались на пути успешные, молодые, красивые женщины, на которых я хочу равняться.
— Чем вы гордитесь из сделанного вами?
— Поступление в Стэнфорд для меня действительно важно. Из всех бизнес-школ туда, пожалуй, сложнее всего попасть, сложнее, чем в Гарвард или Вортон. А мне только скажи, что что-то сложно или невозможно получить, мне только это и нужно будет. К слову о гендерных вопросах, я первая девушка из московского офиса McKinsey, которая это сделала. Еще горжусь тем, что в этом году исполнила свою детскую мечту и участвовала в качестве дебютантки на настоящем Венском Балу в историческом центре Вены.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»
Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.
Выпускной–2018: как это было
Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.
111
выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.
«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»
В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.
Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?
«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.
«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»
28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.
Вышка наградила своих лучших выпускников
16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.
«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»
20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».
В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной
19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).
Выпускной: пошаговая стратегия
20-го июня Вышка приглашает выпускников, студентов и преподавателей на общеуниверситетский выпускной, который пройдет в клубе «Space Moscow» по мотивам космической саги «Звездные войны». Бесспорно, это лучшая вечеринка года. Но чтобы все точно прошло как надо, не забудьте сделать несколько правильных «шагов».