Студентов ВШЭ приглашают рассказать о своих исследованиях в московских школах
Посланники науки в гимназия № 1529 имени А.С. Грибоедова
Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ начинает набор студентов для участия в проекте «Посланники науки» в 2016/2017 учебном году. Получив дополнительную подготовку, они смогут проводить занятия в школах Москвы. Студентам 1-2 курсов бакалавриата это будет засчитываться как выполненный проект, если в учебном плане их образовательных программ предусмотрена проектная деятельность. Также это может стать дополнительным преимуществом при назначении повышенной стипендии.
К участию в проекте приглашают студентов бакалавриата и магистратуры любых образовательных программ. Для этого нужно до 7 ноября 2016 года подать заявку на «Ярмарке проектов». Отбор кандидатов — конкурсный: к заявке нужно приложить мотивационное письмо.
Те, кто пройдет конкурс, сначала будут обучаться у преподавателей ВШЭ, в том числе у психологов, технологиям популяризации научных знаний. Затем студенты отправятся в школы Москвы или ближнего Подмосковья, где проведут занятия для старшеклассников на темы, связанные со своими научными интересами. Выбрать школу помогут координаторы проекта, но студент может сделать это и самостоятельно. Возможные формы занятий — тематическая экскурсия, мастер-класс, лекция и др. Участники проекта могут проводить их индивидуально или группами до четырех человек.
После того, как студент провел занятие, предстоит «разбор полетов»: вместе с руководителем проекта старшим преподавателем Школы лингвистики Анной Левинзон и другими его участниками он анализирует результаты общения со школьниками. Для студентов участие в проекте — хорошая возможность приобрести навыки преподавательской работы: научиться адаптировать, а затем доступно и занимательно излагать научный материал массовой аудитории.
Суть проекта «Посланники науки» — в разрушении мифа о том, что наукой заниматься скучно и что это дело только пожилых профессоров
«Раз в неделю по пятницам с 18.00 до 21.00 мы собирались и выступали друг перед другом. Критиковали друг друга нещадно, но также учились держаться перед аудиторией, заинтересовывать школьников, объяснять сложные вещи простыми словами и справляться с неожиданными ситуациями, — вспоминает студентка 2 курса программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Виолетта Иванова. — В апреле и мае я провела три урока в разных школах Москвы — рассказывала про многоязычие в разных странах, и это было потрясающе».
Проект «Посланники науки» проводится в Вышке с 2010 года (идея была позаимствована в Кембридже) и традиционно привлекает самых сильных студентов. Возможны два формата — День науки с Высшей школой экономики, когда в школе высаживается десант «посланников», или индивидуальные занятия, когда отдельные студенты или группы по несколько человек приезжают в школу по договоренности с ее администрацией.
В прошлом году в роли «посланников науки» выступили 18 студентов. Занятия, которые они провели в течение второго полугодия в 17 школах Москвы и Подмосковья, собрали более тысячи школьников. «Посланники» побывали, в частности, в Московском кадетском корпусе «Пансион воспитанниц Минобороны России» (школа закрытого типа для девочек), гимназии № 1529 имени А.С.Грибоедова, школе № 554, школе № 1231 имени. В.Д. Поленова, школе № 2095 «Покровский квартал» и другие. В числе тем прошлого года — «Введение в нейроэкономику: как мозг принимает решения», «Монополия: всегда плохо?», «Как математика спасает жизни людей?», «Как понять потребителя?», «Что мы знаем о востоке?», «Мифы о миграции».
Студенты, участвовавшие в проекте в прошлом году, этой осенью уже включились в работу: готовится «историко-филологический десант» для московских школ, также с их участием проведена I Московская устная олимпиада по лингвистике, проходят занятия для старшеклассников в Клубе молодого историка.
По мнению Айбека Аланова, студента четвертого курса образовательной программы «Прикладная математика и информатика», суть проекта «Посланники науки» — в разрушении мифа о том, что наукой заниматься скучно и что это дело только пожилых профессоров. «Очень важно привить школьникам интерес к науке, убедить их, что заниматься ей увлекательно, что каждый может найти себе область, которая будет вдохновлять его на открытия», — считает он.
«В проекте «Посланники науки» для нас важна возможность неформального общения детей со студентами Вышки, — говорит директор московской школы № 554 Майя Майсурадзе. — Для них это не только дополнительные знания по выбранным темам, но и профориентация, возможность выбора вуза, участие в дискуссии с незнакомыми людьми, разница в возрасте с которыми совсем невелика. И, конечно, это хороший шанс из первых рук узнать, что такое ВШЭ, стимул стремиться к высоким результатам, благодаря которым некоторые из наших выпускников, надеюсь, станут студентами этого университета. Это высокая планка, но кто не ставит таких целей, никогда их не достигает».