В Вышке назначен проректор, который будет заниматься работой со студентами и выпускниками
Должность проректора займет Игорь Чириков (он также является директором Центра социологии высшего образования Института образования). Он рассказал новостной службе ВШЭ о своих главных задачах на новой должности.
Научная и внеучебная работа со студентами
Основная задача в этом направлении — активизировать потенциал студентов, поступивших в Вышку. НИУ ВШЭ ежегодно становится одним из лучших вузов России по качеству приема, иными словами, здесь учатся наиболее талантливые люди своего поколения. Университет не должен игнорировать ресурс их творческой энергии. Крайне важно, чтобы деятельность наших студентов, так же как и преподавателей, и руководства университета, помогала развитию вуза. Сделать это можно, поддерживая разного рода студенческие инициативы, клубы, организации, неформальные студенческие объединения, общеуниверситетские мероприятия и так далее.
По разным оценкам сегодня в Вышке существует от 50 до 90 студорганизаций. Но мне кажется, их должно быть как минимум в два раза больше. Например, в Калифорнийском университете в Беркли студенческих объединений больше тысячи, хотя там всего в полтора раза больше студентов. Будучи студентом Вышки, я руководил социологическим клубом «Город», который затем стал основой для создания Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. Я уверен, что опыт участия в жизни студенческих организаций и самостоятельных проектов, наряду с учебой, формирует у студентов чувство ответственности за университет, навыки самоорганизации, коммуникации и так далее. И это не менее важный результат обучения в университете.
Еще одно важное направление деятельности — развитие и поддержка научной работы студентов, как в рамках научно-учебных и проектно-учебных лабораторий и групп, так и в других форматах, например, через конкурс научно-исследовательских работ студентов. Планируется сделать массовыми студенческие экспедиции в города России, чтобы студенты Вышки могли получить опыт полевых исследований и в то же время лучше узнать страну, в которой живут.
Взаимодействие с выпускниками
В этом направлении Вышкой уже сделано довольно много. В частности, существует Центр по работе с выпускниками, Ассоциация выпускников, HSE Alumni Awards. Следующий шаг — поддержка небольших профильных сообществ выпускников и таргетированная работа с ними.
В дополнение к одной большой Ассоциации, университету важно поддерживать объединения выпускников по отдельным сферам. Например, много выпускников Вышки работают в банковской сфере, у них должны быть площадки, где они могут пообщаться и со своими однокурсниками, и с выпускниками других факультетов из той же сферы, узнать, что интересного происходит в университете по их тематике. И это может быть точкой связи с университетом. Мы знаем также, что ряд выпускников Вышки уезжают на программы PhD. Такие «академические» выпускники вносят важный вклад в формирование репутации нашего университета за рубежом, важно не терять с ними связь и задействовать их идеи для стратегии международного продвижения Вышки. В дополнение, мне кажется необходимым стимулировать микровзаимодействия преподавателей и выпускников, чтобы их общение не заканчивалось с уходом выпускника из вуза.
Повышение качества преподавания
В этой сфере я вижу два больших направления развития. Во-первых, это совершенствование каналов обратной связи в преподавании как от студентов (в рамках Студенческой оценки преподавания или конкурса «Лучший преподаватель»), так и от коллег-преподавателей. Планируется развивать инструменты преподавательского peer-review — взаимного посещения занятий, которое может помочь преподавателям в профессиональном развитии. Особенно это важно для тех, кто только начинает преподавать.
Второе направление связано с повышением преподавательского мастерства. В Вышке уже запущена программа приглашения ведущих зарубежных преподавателей для организации серии мастер-классов и лекций по вопросам особенностей преподавания отдельных дисциплин. Цель подобных мероприятий — познакомить преподавателей Вышки с лучшими практиками в преподавании в привязке к их дисциплинарным областям. То есть это, как правило, не чистые методисты, рассказывающие про общие вопросы, а мастера преподавания конкретной дисциплины, которые рассматривают наиболее актуальные для коллег вопросы.