Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какие стены станут родными?

Завершился первый этап проводимого Высшей школой экономики закрытого публичного конкурса на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию Университетского кампуса ГУ-ВШЭ в подмосковном Троицке. О конкурсе и представленных на него проектах рассказывают члены конкурсного жюри: первый проректор Московского архитектурного института Михаил Шубенков и руководитель Мастерской №3 Моспроекта-2 имени М.В.Посохина Марк Фельдман.


Участие в конкурсе принимают преподаватели, профессора и студенты Московского архитектурного института (МАРХИ).

— Насколько распространена в России практика проведения подобных конкурсов при строительстве столь крупных объектов?

Михаил Шубенков: Специфика архитектурной деятельности предопределена тем, что заказчик ищет того архитектора, который наиболее эффективно способен решить поставленную задачу с разных точек зрения: технической, технологической, социальной, эстетической и других. Именно конкурс позволяет, с одной стороны, заказчику получить несколько вариантов решения одной проектной задачи, а с другой, талантливому архитектору без «чинов и званий» напрямую выйти на своего заказчика. Участие в архитектурных конкурсах должно быть перманентным состоянием архитекторов.

К сожалению, в России культура архитектурных конкурсов развита недостаточно, поскольку плохо согласуется с практикой «предопределенности заказа». У нас и архитекторов недостаточно. Многие проекты строятся без архитектора — по образцам, по каталогам, по «разумению» строителей. Архитектор нужен, когда есть потребность в особенном, уникальном, сложном, когда необходимо увязать новый объект и существующее окружение, пространственную структуру объекта и деятельность людей, историю, традиции и современность.

Конечно, и в данном случае можно было просто пригласить мастера, практика с опытом застройки больших территорий. Зачем нужен был конкурс, многовариантность, оригинальность? Видимо, потому, что заказчик понимал, что архитектура, то есть среда, должна быть другой, не сегодняшней, а соответствующей новой концепции образования, новым требованиям к профессионализму, новой жизни. В архитектурной деятельности у мастера и студента шансы найти нужное решение одинаковы, поскольку это творчество, но, чтобы проектировать такой объект, как университетский кампус, нужны определенные профессиональные навыки — это под силу только старшекурсникам и преподавателям. Они и участвовали в конкурсе.

— Какими рамками были ограничены разработчики проектов?

— Архитектурный проект начинается с задания. Чем точнее сформулированы требования к будущему объекту, тем проще архитектору найти подходящее решение. При этом должна допускаться свобода для поиска самых оригинальных решений. По правилам, техническое задание на проектирование составляется совместно заказчиком и архитектором. Рамки данного задания были связаны с соблюдением ряда приоритетов: территория должна быть освоена полностью, требования к зонированию и обеспечению площадями строго выполнены, застройка должна быть рассредоточена. Главное ограничение – это сроки выполнения проекта.

— Кто более активно выставлял свои проекты на конкурс — опытные архитекторы или начинающие? Можно ли выявить некий архитектурный «тренд» в этих проектах?

— Проекты были самые разные и авторы тоже. Трудно отделить опытных от начинающих, поскольку все выступали в тандемах. Если говорить о трендах, то удивительным было то, что предпочтение получили не ясные, симметричные, конкретные, классические, а, наоборот, «заумные», сложные, формально-пафосные, аллегорические, в общем, модно-современные проекты. Все они не похожи друг на друга и оригинальны.

— Давать окончательную оценку проектам-финалистам сейчас, когда конкурс еще продолжается, было бы не совсем корректно. И все-таки, насколько большой доработке проекты, на ваш взгляд, подвергнутся на втором этапе конкурса?

— Каждый из отобранных на первом туре конкурсантов имеет собственный потенциал оказаться финалистом. Задача сложна тем, что участники с результатом ознакомились и должны предложить новые идеи развития заявленных концепций, но в рамках одобренных жюри направлений. Все участники будут выполнять макеты в более крупном масштабе, и я подозреваю, что макеты и архитектурные средовые фантазии станут главными объектами конкуренции. Все остальные чертежи принципиально не изменятся, а только уточнятся и дополнятся. Важна роль заказчика – ВШЭ. Поскольку второй тур – заказной, то задание можно сориентировать на свои уточнившиеся после первого тура интересы и ожидания.

— Когда можно ждать финального вердикта по конкурсу? Нет ли риска, что члены жюри могут принципиально разойтись в оценке проектов?

— Окончательные решения будут готовы 18 января 2011 года, потом соберется жюри. Мнение членов жюри может расходиться и довольно существенно, слишком разными глазами мы оцениваем результат. Но это не страшно. Экспертное мнение в подобной ситуации субъективно по определению. Но процедура конкурса все же позволяет получить однозначный результат, и с ним нужно будет смириться.

А вот как оценивает ход конкурса Марк Фельдман:

— На мой взгляд, самое замечательное достижение нынешнего конкурса — это сам факт его проведения. Амбициозные планы ВШЭ в области развития своей материальной базы требуют от заказчика отчетливо и грамотно сформулировать задание на проектирование объектов, что является далеко не простым решением, поскольку в сумме таких заданий формулируется общая политика строительства университета на долгие годы.

В то же время для МАРХИ участие в подобном  «реальном» конкурсе и разработка проектов в качестве курсовых или дипломных работ повышает у участников уровень требований к самим проектам, так как оцениваться они будут не «своими», а непосредственно конкретным заказчиком.

Первый тур, помимо того, что выявил наиболее перспективные проекты, которые смогут получить развитие на следующем этапе конкурса, показал взаимную заинтересованность участников в нем. Мое общее пожелание и к заказчикам из Высшей школы экономики, и к участникам со стороны МАРХИ — не останавливаться на достигнутом. Замечательное начало должно иметь обязательное продолжение.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Военная подготовка необходима всегда»

В конце марта начнется конкурсный отбор первокурсников НИУ ВШЭ в Военный учебный центр

5 марта

«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ

Заседание Ученого совета НИУ ВШЭ 26 февраля было посвящено науке. Участники заседания обсудили результаты научной деятельности университета, работу аспирантуры и диссертационных советов через призму приоритетов научно-технологической политики страны. Кроме того, состоялся конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

3 марта

«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества

19 февраля в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся студенческий фестиваль, посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы. В течение дня проводился показ фильмов III Международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству», в холлах работали тематические выставки, посвященные Великой Отечественной войне и героям СВО, а также площадки патриотических студенческих организаций. Вечером состоялся концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

21 февраля

Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.

10 февраля

«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024

10 февраля в НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и лауреатов конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) 2024 года. На конкурс было подано 1916 работ, победителями и лауреатами стали 320 человек, и награждение было проведено на четырех секциях: социальных наук, экономико-менеджериальных наук, точных наук, гуманитарных наук и креативных индустрий.

12 февраля

Вам также может быть интересно:

В питерской Вышке прошла презентация новой ОП «Архитектура»

В рамках культурно-образовательного марафона в день открытия Канатного цеха в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге прошла презентация новой образовательной программы «Архитектура». Академический руководитель Сергей Падалко прочитал лекцию «Архитектор — художник, инженер, мечтатель», а также рассказал о подготовке будущих специалистов.

Открыт прием заявок на Всероссийский конкурс технологических кружков — 2024

Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс технологических кружков 2024 года. К участию приглашаются кружки по программированию, робототехнике, киберфизике, космическим технологиям, БАС и другим направлениям, студенческие технологические команды, а также организации, которые комплексно развивают кружковую работу. Регистрация открыта до 31 декабря на сайте.

ADCR Awards: у Вышки — 10 наград!

В начале октября состоялась торжественная церемония награждения победителей российского профессионального конкурса в области креатива, дизайна и рекламы ADCR Awards, учрежденного клубом Арт-директоров России. В этом году все призовые места в номинации Graphic Design / Product Design заняли наши студенты. Кроме того, Школа дизайна НИУ ВШЭ вновь стала Школой года, а Леонид Славин — тьютором года. В 2024 году участники подали на конкурс рекордные 649 работ, из которых 84 получили награды в разных номинациях.

Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.

«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»

Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.

В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ

Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.

До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.

«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов

Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.

Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.

«КреативФМ»: РАР и ФКИ ВШЭ запускают конкурс идей для радио и подкастов

Российская Академия Радио и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о начале приема заявок на национальный конкурс «КреативФМ». Инновационный творческий конкурс для студентов российских вузов и средних специальных учебных заведений, направлен на поиск и поддержку ярких оригинальных идей для радиоэфира и подкастов. Победители получат шанс реализовать свой проект под руководством опытных практиков и услышать его в эфире.