МИЭМ и НИУ ВШЭ: 10 лет уникального опыта объединения
30 декабря 2011 года вышло распоряжение правительства РФ, в соответствии с которым Московский государственный институт электроники и математики (технический университет) был включен в состав Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Как институт интегрировался в структуру университета и какие изменения произошли за это десятилетие в МИЭМ НИУ ВШЭ — в материале новостной службы портала.
Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ) был создан в 1962 году согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему увеличению подготовки специалистов по радиоэлектронике и электронной технике с высшим и средним специальным образованием». Информационные технологии только начинали бурно развиваться, и МИЭМ вошел в число вузов — локомотивов научной и образовательной деятельности в этой сфере.
До присоединения к НИУ ВШЭ институт готовил в основном инженеров в области радиотехники, электроники, прикладной математики и компьютерной безопасности. Именно здесь появилась первая в Советском Союзе кафедра прикладной математики. В те годы институт работал в тесной связке с ведущими предприятиями оборонной отрасли, активно участвуя в выполнении стоящих перед ней актуальных практических задач.
Уже в постсоветский период были открыты новые специальности, такие как «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Нанотехнологии и микросистемная техника». На базе МИЭМ существовали авторизованные центры ведущих производителей телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения: Motorola, ZyXEL, Synopsys, Mentor Graphics, National Instruments.
В 2000-х годах правительство РФ взяло курс на укрупнение высших учебных заведений. На момент объединения с Вышкой МИЭМ был небольшим вузом. В результате распада СССР оказались прерваны многие научно-исследовательские партнерские отношения с головными предприятиями и научными центрами. В целом набор в МИЭМ с 1990 по 2010 год сократился более чем в два раза. Не удавалось заполнить бюджетные места, качество набора ухудшалось. Несмотря на это в рейтинге Федерального агентства по образованию МИЭМ оставался вузом с высокой репутацией и входил в двадцатку лучших технических вузов страны. Однако было очевидно, что институту необходимы качественные изменения.
Главной целью объединения МИЭМ и НИУ ВШЭ стало достижение синергетического эффекта. Два вуза должны были усилить друг друга и придать новое качество как образовательным программам, так и научным исследованиям.
Сергей Тумковский, заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ по учебной работе, сотрудник МИЭМ с 1973 года
В самом начале процесса объединения перед нами встали непростые задачи, которые необходимо было быстро решать. Перестройка учебного процесса, изменение кадровой политики, процедуры приема, реструктуризация образовательных программ, да и всех подразделений института, перестройка в целом сознания каждого, большая работа с собой — вот те задачи, которые встали перед миэмовцами. Часть студентов и преподавателей МИЭМ выражала опасения за будущее института. Ведь соединение экономического и технического вузов проводилось впервые в российском образовании. Насколько я знаю, сомнения высказывались и в Вышке.
Сейчас я могу констатировать, что опыт нашего объединения оказался успешным. И благодаря каждому миэмовцу, и благодаря Вышке, всем сотрудникам университета, которые оказались вовлечены в процесс взаимной интеграции. Эти десять лет мы были свидетелями очень корректного, уважительного с обеих сторон процесса взаимодействия. Вышка бережно и внимательно отнеслась как к нашей специфике, так и к нашим проблемам. Это, безусловно, свидетельствует о высочайшем профессиональном уровне сотрудников университета. Именно это позволило нам добиться того, что представляет МИЭМ сегодня.
Первые результаты объединения проявились уже в ходе приемной кампании 2012 года: общий контингент платных студентов, несмотря на резко возросшую стоимость, увеличился в целом по МИЭМ на 40%. Средний балл ЕГЭ у принятых в бакалавриат абитуриентов, по сравнению с кампанией 2011 года, увеличился на 10 пунктов. Появилось общежитие, так что поступать в МИЭМ смогли иногородние, а позднее — и иностранные студенты.
Следующие годы МИЭМ активно развивался, сохраняя лучшие традиции своей образовательной системы, научной школы и при этом активно встраиваясь в единую институциональную систему НИУ ВШЭ. Институт использовал программы и другие многочисленные преимущества университета, способствуя всестороннему развитию студентов как в образовании и науке, так и во внеучебной жизни.
Сейчас студенты и аспиранты МИЭМ НИУ ВШЭ обучаются по 10 программам высшего образования: 4 программы бакалавриата, 1 программа специалитета и 5 программ магистратуры.
Практически все образовательные программы МИЭМ НИУ ВШЭ имеют аккредитацию Европейской сети по аккредитации в области инженерного образования, а по величине среднего балла абитуриентов МИЭМ НИУ ВШЭ соревнуется с лучшими инженерными вузами страны — ИТМО, МИФИ и Физтехом, иногда оставляя позади таких признанных лидеров рынка, как МИСиС, МГТУ им. Баумана и Томский политех.
МИЭМ НИУ ВШЭ интегрируется в международное образовательное пространство, наметилась устойчивая динамика повышения интереса студентов МИЭМ НИУ ВШЭ к участию в программах международной академической мобильности.
С 2018 года МИЭМ взял курс на внедрение в образовательный процесс проектной модели обучения, когда коллективный проект по специальности — не просто дисциплина в зачетной книжке, а доминанта образовательного процесса.
В настоящее время в проектную работу включены практически все студенты бакалавриата и магистратуры МИЭМ (за исключением студентов первого курса бакалавриата). Все проекты в большинстве своем междисциплинарные, объединяющие студентов разных образовательных программ как МИЭМ, так и других факультетов университета. С каждым годом увеличивается число проектов, инициируемых бизнесом, государственными организациями, различными подразделениями университета, другими факультетами.
Евгений Крук, и.о. директора и научный руководитель МИЭМ НИУ ВШЭ
Что касается главных задач на сегодня, то я бы их определил так: добиться такого уровня взаимодействия и сотрудничества с реальным сектором экономики, бизнесом, когда наши студенты в своей учебной и проектной работе будут решать (и уже решают) реальные практические задачи, стоящие здесь и сейчас. В каком-то смысле это будет возвращением к истокам МИЭМ, но это и движение вперед: в современном мире каждый новый день приносит новые задачи, студенты должны учиться с этим работать с самого старта своего образования.
Для обеспечения проектной деятельности и удобного качественного образования в целом в МИЭМ создана и постоянно совершенствуется собственная цифровая экосистема, включающая сервисы для учебной и научной работы студентов, мониторинга учебного процесса, удобного онлайн-пользования учебными курсами, лекциями, эффективной внутренней коммуникации, в том числе на командном уровне.
Создание цифровой среды, совпавшее по времени с началом пандемии коронавируса, позволило всем службам МИЭМ, преподавателям и студентам максимально быстро адаптироваться к новым реалиям, продолжить весной 2020 года учебный процесс в онлайн-режиме без серьезных сбоев и издержек, приводящих к общему снижению уровня образовательного процесса.
Еще одним инструментом обеспечения новой проектной модели обучения стало создание в МИЭМ мастерской инноваций, в которой каждая студенческая проектная команда может при помощи современного оборудования и с использованием выделяемых материалов изготовить необходимые элементы и детали для разрабатываемых прототипов и устройств, включая элементы, наполненные сложной электроникой и микросхемами.
В МИЭМ за последние четыре года была существенно обновлена научная повестка, основным фокусом которой стали перспективные направления инжиниринга киберфизических систем. Были созданы научные лаборатории квантовой наноэлектроники, телекоммуникационных систем, Интернета вещей и киберфизических систем. Появились новые международные лаборатории. Кратно увеличился объем научно-исследовательских работ, выполняемых по заказу высокотехнологических компаний и предприятий радиоэлектронной промышленности.
Серьезно улучшилось материальное оснащение МИЭМ. Лаборатории получили новое современное оборудование, позволяющее студентам и сотрудникам института решать сложные учебные и исследовательские задачи.
С 2019 года в институте запущена новая программа бакалавриата — «Информационная безопасность». В настоящее время серьезные изменения происходят в структуре магистратуры МИЭМ. Так, все математические образовательные программы в 2021/22 учебном году объединяются в одну программу «Системный анализ и математические технологии». Создание единого математического кластера магистратуры позволяет обеспечить обширную базу из порядка 30 передовых специальных курсов и множества проектных направлений для свободного выбора студентов.
В настоящее время активно разрабатывается концепция построения на базе МИЭМ Инженерной школы НИУ ВШЭ, что соответствует Программе развития НИУ ВШЭ до 2030 года.
В 2014 году МИЭМ переехал в новое здание в Строгино с современными лабораториями для научных исследований и занятий со студентами. В их числе — Центр управления полетами на базе Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем. Здесь студенты могут в режиме реального времени вести наблюдение за спутником университета, находящимся на околоземной орбите. Также в новом здании размещаются Учебная лаборатория 3D-визуализации и компьютерной графики, Учебная лаборатория систем автоматизированного проектирования, Научная лаборатория Интернета вещей и киберфизических систем, математические лаборатории и многие другие.
Создание комфортной среды в новом учебном корпусе МИЭМ — еще одна из задач, решенных за эти годы. Два года назад в МИЭМ появились удобные зоны коворкинга, где студенты могут заняться самостоятельной работой или вместе с проектной командой обсудить проблемы, провести мозговой штурм, заняться совместным решением задач.
Поздравляем коллектив студентов, сотрудников, преподавателей МИЭМ НИУ ВШЭ с замечательным юбилеем, желаем не терять темп и продолжать активно развивать институт, внедряя в нем самые современные образовательные и исследовательские технологии!