Маленькая страница большой войны
В Культурном центре ГУ-ВШЭ в рамках цикла вечеров "Важнее, чем политика" прошел показ фильма о Великой Отечественной войне "Риорита", после чего состоялась встреча с режиссером картины Петром Тодоровским.
Что же в данном случае для нас важнее, чем политика? Ведущий этого цикла встреч, профессор кафедры информационной политики и информационных исследований Александр Архангельский*, считает, что для Вышки важнее, чем политика, — культура.
Режиссер картины Петр Тодоровский на встреческазал: "Мне захотелось приоткрыть еще одну маленькую страничку той большой войны, в которой я участвовал". Что ж, есть правда жизни, а есть правда искусства. Иногда эти две правды пересекаются. И тогда оказывается, что не всякий советский солдат всегда являл собой пример подлинного защитника Отечества, образец чести и доблести.
Фильм "Риорита" снят в не совсем привычном для военных фильмов формате. В нем нет ни помпезной патриотичности, ни вычурного пафоса действительно великой победы, ни масштабных батальных сцен, ни красивых подвигов. Но в нем есть самое главное. И это главное — правда. Фильм рассказывает жестокую и жесткую правду о Великой Отечественной.
До показа режиссер признался, что "этот фильм стоит в стороне от всех предыдущих моих фильмов, он не похож на то, что я снимал до этого. Он действительно очень жесткий". И пожелал всем "не очень приятного просмотра".
Сам Петр Ефимович говорит, что эта его картина не может понравиться, так как в центре событий оказывается отрицательный герой. Герой, с виду, казалось бы, простой русский мужик, на самом деле оказывается дьяволом, искусителем, от замыслов и рук которого погибает на войне целая семья. Три здоровых мужика умирают не от вражеских фашистских пуль, а оттого, что рядом с ними в окопах оказалась совершеннейшая сволочь, которая способна предать своих однополчан.
Режиссер рассказал и такую незамысловатую, но весьма типичную, показательную историю, как однажды для какого-то другого фильма он с оператором и художником искал для съемок трамвайную остановку и нашел таковую где-то в районе Покровского-Стрешнева. Вдруг буквально из кустов появляется какой-то маленький мужичок лет пятидесяти, в кепке, плотненький такой, и говорит: "А что это вы тут делаете?" На что получает ответ: "А мы тут хотим фильм снимать". А документы есть, интересуется мужичок. Слава богу, есть… А вы знаете, что это за здание? Действительно, стоит какой-то непонятный куб без окон, без дверей. "Это, — говорит мужичок, — секретнейший объект, — и добавляет: — Пойдемте!" Я, говорит Тодоровский, ответил: "Пойдемте!" Пошли. Он подходит к зданию, знает, где там кнопка, нажал, через какое-то время вышел капитан, мужичок докладывает: "Вот они фотографировали ваш объект". Тот проверил документы, продолжает Петр Ефимович, взял его под руку, отвел в сторонку и говорит: "Если бы вы знали, как они мне надоели. Как они мне надоели! Ну каждую неделю обязательно приводят шпиона!"
Весь зал засмеялся, а Тодоровский лишь с грустью добавил, что их поколение, взращенное советской властью, постоянно жило во вражеском окружении. Были шпионы, диверсанты, их надо было вылавливать, доносить, доносить, доносить. Доносить немедленно. Хватать и доносить. "И мы верили в это, мы любили Сталина, мы обожали его. Но дело даже не в этом. А в том, что по поводу этой войны еще не все сказано. Лев Николаевич создал свою «Войну и мир» спустя пятьдесят лет после описанных в романе событий. У нас пока нет такого произведения. Хотя в литературе есть хорошие, но «Войны и мира» нет. И фильмов по-настоящему нет. Я вам советую, — сказал Тодоровский, — если удастся, достать маленькую книжечку Гавриила Попова. Там он пытается уговорить наше высокое начальство наконец рассказать правду об этой войне. Разделы там очень страшные: наши потери, немецкие потери, как наши насиловали немок, только в Берлине 100 тысяч немок обратились с жалобами… и прочее, прочее. Очень серьезная книга. На меня она сильно подействовала. Потому что, когда читаешь, к примеру, про Жукова, как ему гнали эшелон с мебелью и что у него на даче нашли шкур каких-то 160 штук… в общем, страшно читать…"
Так же страшно смотреть и фильм, ту "маленькую страничку", на которой Петр Ефимович попытался рассказать еще немного правды о войне.
Студенты и другие участники встречи, среди которых были и преподаватели, и сотрудники, и просто гости Высшей школы экономики, после показа долго не отпускали Тодоровского, задавая ему самые разные вопросы о фильме и о войне. Некоторых из обращавшихся к нему зрителей режиссер не с первого раза мог расслышать и переспрашивал. Что, в общем, неудивительно, в его-то годы. Но любопытная деталь. Несмотря на "предупреждение", что фильм не понравится, в этот вечер все зрители благодарили Петра Ефимовича. И тогда он, с характерным своим прищуром, улыбался и говорил: "Вы знаете, я заметил, что, когда меня хвалят, я лучше слышу".
Екатерина Березнер, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова
* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Военная подготовка необходима всегда»
5 марта
«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ
3 марта
«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества
21 февраля
Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании
10 февраля
«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024
12 февраля
Вам также может быть интересно:
«Где история»: новый портал для профессионалов и любителей наследия, археологии и этнографии
Начал работу уникальный портал «Где история», создателем которого стала Мария Уколова, руководитель проекта лаборатории «Молодежная политика» НИУ ВШЭ и лидер проекта «Археономика: экономика наследия». Она рассказала «Вышке.Главное» о том, для кого предназначен новый проект и какую информацию можно найти на его страницах.
«Что делается для всех, искренне — это и есть настоящее искусство»
25 апреля на Киностудии им. Горького состоялась презентация первых выпускников-магистрантов программы «Кинопроизводство» Института кино НИУ ВШЭ. Формат speed dating, предложенный академическим руководителем программы Полиной Ильиной, позволил каждому студенту выступить перед значимыми деятелями кино, чтобы рассказать о своих сценарных идеях, которые лягут в основу грядущих проектов.
Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК
Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.
«КиноВышка»: полное погружение в мир кино
Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.
Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом
В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).
Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды
Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.
В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»
21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».
Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»
Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.
«Креативная индустрия учит проходить неудачи»
19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.
«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»
В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.